КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа редактора над текстами литературно-художественных жанров.Предмет отображениясоставляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации, личность человека как объекты художественного осмысления. Способ отображения действительности - наглядно-образный - выступает как путь реализации целей.Цель - эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицисти-ческой (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода жур-налистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональ-ному сопереживанию отображаемых событий. Методынаглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внутреннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гипер-болизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода част-ным) и т.д. Очерк.Содержит элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы - к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью; строится не на вымысле, а на конкретной информации. Очерк обращен к человеку. Его назначение в том, чтобы образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются высокие качества его нравственности, морали, характера. При построении очерка обращается внимание на логичность и последовательность освещения событий, на выбор приемов и средств, позволяющих убедительно раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. Опытные очеркисты выделяют в нем пять основных композиционных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и в курс событий; завязку или начало действия; развитие действия; его высший момент - кульминацию и развязку, или концовку. Описываемые события воспроизводятся документально, поэтому он информативен. Недопустимой ошибкой считается приукрашивание фактов, а также выдумки и домысливания, искажающие реальную действительность. Вследствие нарушения этого требования очерк теряет такие необходимые качества, как познавательность и воспитательность. Художественную выразительность очерку придает использование образных средств в описании людей и природы, хотя в нем нет широких, развернутых картин, какие свойственны произведениям художественной литературы. Язык очерка обычно выразителен, образен; в нем используются такие яркие средства, как эпитеты, метафоры, поговорки; речь героев строится на живом разговорном языке. Портретный очерк. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории опре-деленное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное — показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Ибо это является исклю-чительно важным моментом в жизни каждого человека. Проблемный очерк. Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких собы-тий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последо-вательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Фельетон- характерным являются особые приемы изложения. Специфическими элементами в нем служат сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и образностью. Использование иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей. Необходимые качества - правдивость и убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая направленность, в соответствии с чем и определяется построение фельетона и привлекаются соответствующие языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей достаточно важное общественное значение. Допустим и вымысел, но он должен искусно сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Фельетон сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используют точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленности и непонимание; широкое применение находят экспрессивные и эмоциональные элементы языка, средства народной речи, фольклор, пословицы и поговорки. Памфлет- сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла. Создается с помощью разных методов: гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Эпиграф- краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе. Он задает определенный тон, нацеливает на особое отношение к другим публикациям, формирует установку восприятия последующего материала (или даже номера в целом). В нем отсутствуют документальные факты, нацелен на обобщение. Житейская история- описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, различные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначено как «бытие человека». Житейские истории создаются с помощью художественного метода, т.е. основную роль в рождении таких текстов играет авторская фантазия. Эпитафиякак и некролог, посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, в котором превалирует ин-формационное начало, т.е. сообщение читателю вполне конкретных данных из биографии усопшего, сведений о причине его смер-ти, месте и времени похорон, эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте. Анекдот- это самая распространенная форма остроумия (короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданные повороты и столь же необычную концовку). Шутка.Шутки в газетах или журналах чаще всего преследуют две основные задачи. Первая задача заключается в развлечении читателя. Вторая задача подготовки и публикации шутки может быть определена как розыгрыш читателя. Автор игрыобычно полностью выдумывает ее сюжет, правила, разрабатывает различные ситуации, проблемы, которые предлагается разрешить читателям таких произведений.
|