КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издания “западников”. 3 страницаК. говорит о теории коммунизма, называет коммунизм фантастическим, утопическим. Теория коммунизма недостаточно разработана. Главн работа, котор была проведена ими – это работа по разрушению старого. 4. К. подним ? о том, какой же выход, какой путь Россия должна избрать, то должна делать. Отношение к самодержавию у К. всегда было резким. Революция нарушила перегородку м/у народом и интел. К. выражает надежду на возможность благоприятного исхода. Но большевики должны признать свои ошибки, покаяться, социализм может прийти только в свободную страну, правительство погибает от лжи, а стоит вернуться к правде и вместе со всем народом пойти по пути свободы. Уникальный документ времени, шесть писем В. Короленко А. Луначарскому, равно как и его личные дневники, оказались под грифом секретности ровно на... 65 лет. Лишь в 1985 году их издали в Нью-Йорке.
74. А.П. Чехов журналист и публицист. «Проба пера» в сатирических изданиях 1890-х годов. Взаимодействие художественных и публицистических приемов в творчестве. Очерки из цикла «Остров Сахалин»: жанрово-стилевое своеобразие. Как художник слова Чехов вырос и сформировался в значительной степени на страницах периодических изданий, всю свою жизнь был тесно связан с печатью, ее интересами, и это сказалось на его творчестве, так же как и его творчество оказало влияние на журналистику. Первым произведением А. П. Чехова, опубликованным в печати, было «Письмо к ученому соседу» (первоначальное название «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху»). Оно появилось в марте 1880 г, в юмористическом журнале «Стрекоза». Чехов был в это время студентом медицинского факультета Московского университета. Семь лет он сотрудничал в юмористической прессе, в таких журналах, как «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель» и некоторых других («Мирской толк», «Свет и тени», «Волна», «Молва», «Спутник»). Издатели большинства юмористических журналов 80-х годов (издатель «Будильника» - Уткина, «Стрекозы» - Корнфельд, «Сверчка» - Вернер и др.) были просто предпринимателями и интересовались только числом подписчиков, т. е. подписной платой. Ни о какой серьезной сатире не могло быть и речи. Их издания поверхностно освещали жизнь, не задевая основ общественного строя или действий правительства. Несмотря на свой развлекательный характер, юмористическая журналистика 80-х годов не была гарантирована от придирок и преследований цензуры Материальная необеспеченность семьи заставляла его очень много работать. Нет почти ни одного вида журнального труда, которого бы он не испробовал. Чехов писал статьи, рассказы, театральные рецензии, репортерские заметки из зала суда, делал подписи к рисункам, сочинял анекдоты, пародии и т.д. Наиболее длительным и постоянным было сотрудничество Чехова в «Осколках», издававшихся известным в 80-е годы журнальным предпринимателем и литератором Н.А. Лейкиным. В числе сотрудников журнала «Осколки» были Л.И. Пальмин, поэт-демократ, верный традициям шестидесятников и поэтической манере Некрасова, близкий друг Чехова в эти годы, Л.Н. Трефолев и В.А. Гиляровский. С 1883 по 1885 г. Чехов, помимо публикации отдельных мелочей и рассказов, вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни» за подписями «Рувер» и «Улисс». В нем нашли отражение многие недостатки общественного быта Москвы и содержалась юмористическая хроника городских новостей. Лейкин прямо требовал от Чехова занимать читателей «глупостями» и говорить обо всем шутливо. Юмористическая же форма далеко не всегда соответствовала подлинному настроению Чехова. В фельетонах Чехова наряду с «сезонной» тематикой (дачные приключения - летом, новогодние происшествия - зимой, обжорство - на масленице и т. п.) можно найти отклики на театральную и литературную жизнь Москвы, описание салонов и варьете, обличение судебных и железнодорожных непорядков, разоблачения жульнических махинаций страховых обществ. За три года Чеховым всего было написано 50 фельетонов-обозрений. Но путь Чехова в большую литературу, в лучшие журналы был нелегким и прошел через газету Суворина «Новое время». В 1886 г. он опубликовал там рассказ «Панихида» и несколько лет затем работал у Суворина. Сотрудничая в «Новом времени», Чехов напечатал, кроме многочисленных рассказов, путевые очерки «По Сибири» и ряд публицистических статей: «Московские лицемеры» (1888), «Люди подвига» (1888), «Фокусники» (1891) и др. Во второй половине 80-х годов Чехова приглашают сотрудничать многие столичные издания: журналы «Русская мысль», «Всемирная иллюстрация» и др. Отклонив ряд предложений, Чехов в 1888 г. начинает работать в «Северном вестнике» и печатает на его страницах рассказы «Степь», «Скучная история». В 1892 г. Чехов по приглашению Короленко входит в редакцию журнала «Русская мысль». Очерки, составившие впоследствии книгу «Остров Сахалин», печатались в журнале «Русская мысль» как путевые заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894 г. Последние десять лет своей жизни Чехов, не порывая с «Русской мыслью», сотрудничал в большом числе периодических изданий, и всегда его рассказы являлись украшением газет и журналов Очерки, составившие впоследствии книгу «Остров Сахалин», печатались в журнале «Русская мысль» как путевые заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894 г. По пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь, Тюмень и далее в Сибири -- через Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск, Николаевск. В этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие качества журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил смелость, большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе фактов. Письма Чехова с дороги - яркие образцы дорожных корреспонденции, очерков как по стилю и языку, так и по содержанию. Писатель столкнулся с диким произволом и хамством царских чиновников, кулаков и жандармов, с запущенностью сибирского тракта -- единственной магистрали, связывающей огромную территорию Сибири с Центральной Россией, убедился в экономической отсталости богатейшего края. «Многое я видел и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для меня, не как для литератора, а просто как для человека», -- писал он с дороги. Книга о Сахалине сочетала в себе глубину и точность научного исследования с высокой художественностью. Она явилась сильным разоблачительным документом, хотя повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков. Чехова не соблазнила занимательность биографий отдельных каторжников (Сонька-золотая ручка и др.), как это случилось с журналистом В. М. Дорошевичем, посетившим Сахалин после Чехова. В своих очерках писатель рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных и вольнонаемных, о тупости чиновников, об их наглости и произволе. Администрация не знала даже, какое количество людей обитает на острове, и Чехов проделал огромную работу, в одиночку проведя перепись населения Сахалина! Сахалин -- царство произвола. Таким его увидел и описал Чехов. Но не такова ли обстановка и в других уголках самодержавной России? Вся страна напоминает огромную тюрьму, отданную во власть царских администраторов... Этой мыслью очерки «Остров Сахалин» перекликаются с рассказом Чехова «Палата № 6». Книга Чехова о Сахалине произвела глубокое впечатление на читателей. Она будила общественное сознание, вызывала ненависть к самодержавному строю.
75. Участие А.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь». На рубеже нового революционного подъема в середине 90-х годов, когда началось «массовое рабочее движение с участием социал-демократии» в России, на поприще журналиста-профессионала вступил Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Ранняя публицистика продолжала лучшие традиции революционно-демократической печати. Работая в 1895—1896 гг. в провинциальных газетах Поволжья и Юга России — «Самарской газете», «Нижегородском листке» и «Одесских новостях», — он неизменно защищал интересы народа. Правда, в то время его мировоззрение окончательно еще не сложилось; отвергая помещичье-буржуазный строй, Горький не видел реальных путей его замены. «Самарская газета» представляла собой типичное либерально-буржуазное провинциальное издание. В ней были широко развернуты отделы хроники, обозрений (столичной и провинциальной печати, местной жизни), печатались корреспонденции, фельетоны, беллетристика. Тираж газеты составлял две-три тысячи экземпляров. «Очерки и наброски» строились главным образом на материалах провинциальной прессы. Почти одновременно Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида стал вести один из самых боевых отделов газеты — фельетон на местную тему под заглавием «Между прочим». Обыденные факты он использует для серьезного разговора по важным вопросам, подмечает типическое, переходит к широким социальным обобщениям. Общий характер выступлений Горького-публициста — протестующий, обличительный. Его материалы свидетельствуют о глубоком недовольстве автора всем строем жизни помещичье-буржуазного государства. Фельетоны писателя с необычайной смелостью вскрывали многие язвы провинциальной жизни: издевательство над человеческим достоинством, бесправие женщины, дикость, бескультурье, внутреннюю пустоту жизни обывателей и пр. Ряд очерков и фельетонов посвящен положению крестьян. Горький не идеализирует мужика, он видит его неразвитость, забитость, подавленное чувство человеческого достоинства и понимает, что в этом виноват общественный строй, обрекающий народ на бесправное, полуголодное существование. Чиновники и купцы обходятся с крестьянином грубо, обворовывают его при сделках, корыстно пользуются его безвыходным положением. В конце 1895 г. Горький в качестве корреспондента газеты «Одесские новости» выехал в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленную и художественную выставку и одновременно начал сотрудничать в газете «Нижегородский листок». Горьковские очерки и корреспонденции, составившие цикл «С Всероссийской выставки», полны глубокого возмущения против нелепого, ничем не оправданного преклонения ее организаторов перед иностранщиной, пренебрежения своим, отечественным. С конца 90-х годов все творчество Горького развивалось под прямым влиянием коммунистической партии и лично В. И. Ленина, чрезвычайно высоко ценившего великого пролетарского писателя. «Жало» (1907—1909) — еженедельная народная патриотическая газета, с 1909 — еженедельный журнал. Самый острый журнал – «Жало». Фактич. руководитель – М. Г. Журнал печатался в той же типографии, что и газета «Борьба», т.е был ей созвучен. Примечательной публикацией стал памфлет Максима Горького «О сером» - против массы, нереволюционного большинства. Две силы: красные – добра, черные – зла.Каждый чел-к выбирал силу, кот. д.б. защищать. Есть некто серый, который мешает красному рыцарю добра и черным силам зла. Он мешает разрешиться борьбе. Серый – застой, однообразие жизни. Призыв присоединиться к красным силам. Большевистская сатир. печать активно выступала против черносотенцев. Напр.,рубрика «Из совр. мотивов» (ж-л «Жало»)была создана для идейн. противостояния черносот. движению. «Жало» выходило недолго – тиражом 8-10 тыс. экз. Основные сотрудники после закрытия ж-ла арестованы и осуждены. После закрытия ж-ла элементы большев-кой сатиры нах-ся в журнале «Будильник», но назвать его чисто большевистским нельзя. он скорее был бытовым. Это было коммерч. издание. Когда бытовая сатира утратила актуальность, место оставляли сатирам большевистского толка. «СОВРЕМЕННИК» И «ЛЕТОПИСЬ» В 1911 г. в Петербурге вышел ежемесячный литературно-политический журнал «Современник» с сатирическим отделом «Свисток». В феврале 1912 г. журнал перешел к В.А. Ляцкому. Возглавить издание он предложил Горькому, в качестве сотрудника пригласил Плеханова. программа: журнал заявил о своей беспартийности, о желании стать трибуной для всей левой оппозиции, приглашал социал-демократов к сотрудничеству. A.M. Горький возлагал особые надежды на отдел беллетристики, но одним из основных считал также провинциальный отдел, которому предложил дать название «Летопись областной жизни». Там предполагалось показать необходимость организации России «на началах широкого федерализма» в противовес идеям централизма. Писатель считал, что широкий областной отдел позволит журналу стать общероссийским изданием. Научный отдел должен был отражать развитие научной мысли в России и за границей, в основном, в области химии и физики. Горький видел преимущественное развитие естественных наук. В разделе «Библиография» по плану должны были помещаться не отдельные рецензии, а статьи, в которых на основе анализа выпущенных за определенный период времени книг можно было бы показать психологию общества. Такие обзоры предполагалось посвящать не только литературным произведениям, но и трудам по истории, праву, экономике и т.д. Отдел «Хроника заграничной жизни», помимо обзоров основных событий в мире, должен был сообщать о культурной жизни разных стран. Кроме того, A.M. Горький предполагал возобновить и сатирический отдел. К сожалению, перестройка журнала не началась, тиражи упали с 5 до 3 тыс. экземпляров, и в 1913 г. Горький принял решение о разрыве. Горький очень точно определил основное требование читателя к журналу: солидные, основанные на фактах знания, а не мнения. План перестройки «Современника», предложенный Горьким, свидетельствует о том, что русские писатели никогда не рассматривали журнал только как место публикации своих произведений, им было небезразлично, где сотрудничать, и они хорошо представляли предназначение журнала «обычного русского типа». Журнал «Летопись», появившийся в декабре 1915 г. Открывался первый номер нового журнала статьей A.M. Горького «Две души», вызвавшей резкую критику соратников писателей и социал-демократов. В советской литературе эта статья часто упоминалась, ее всегда называли ошибочной, но ни в одно из «полных» собраний сочинений писателя она никогда не включалась. Задумывая «Летопись», Горький ставил перед собой две задачи: во-первых, борьбу за интернациональность; во-вторых, «борьбу со всеми остатками азиатчины в нашей жизни». Борьбе с «азиатчиной» и была посвящена статья «Две души». В этой статье Горький высказал свой взгляд на проблему, волновавшую философов рубежа XIX и XX вв.: в России, занимающей срединное положение между Востоком и Западом, какая из сил определяет своеобразие жизни и особенности национального характера. Такое преувеличение влияния худших качеств Востока на русскую душу вызвало неприятие многих, в том числе соратников и единомышленников писателя. В 1-м номере «Современного мира» за 1916 г. выступили Л. Андреев со статьей «О “Двух душах” Максима Горького» и Е. Чириков, назвавший свой отклик «Неразбериха». Высказав справедливые замечания, они приписали Горькому «беспросветный пессимизм» и обвинили его чуть ли не в пособничестве милитаристской Германии. Скрытая полемика с Горьким звучала и в статье Л.Н. Андреева «Горе побежденному!», опубликованной в 1-м номере газеты «Русская воля» за 1916 г. A.M. Горький ответил своим критикам в «Письме к читателю», опубликованном в 3-м номере «Летописи». Он отказался спорить с «собратьями по перу», но попытался объяснить, почему он написал свою статью. К идеям, высказанным в статье «Две души», Горький еще раз вернулся после февраля 1917 г., упомянув о том, что он продолжает так же думать в «Несвоевременных мыслях», опубликованных в оппозиционной большевикам газете «Новая жизнь». После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа". 1917—1918 гг. в своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленно его разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры». A.M. Горький был создателем, вдохновителем и одним из основных сотрудников «Летописи», но в свидетельстве об издании его имя не упоминалось. Работу вели А. Тихонов, Н. Суханов, В. Базаров, Б. Авилов и др.
76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон» В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла РОЛЬ периодической печати в ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть — 202 издания. Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты. Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России. Газеты, журналы, альманахи, еженедельники и другие периодические издания придерживались в основном буржуазно-монархической или либерально-буржуазной направленности. Среди государственных изданий – газеты “Правительственный вестник” и вечернее приложение к ней – “Русское государство”. Правительственная печать публикует официальные материалы и выражает мнение правящих кругов и государя. “Московские ведомости” продолжала оставаться ведущей буржуазно-монархической газетой. Газета “Новое время” заняло промежуточную позицию между монархическоми и кадетскими изданиями. Высказывалась за полезность принятия конституции. От этого ее популярность росла, тираж в 1902 г. составил 65 тысяч экземпляров. Либерально-буржуазные взгляды выражали газеты “Русские ведомости”, “Курьер”, “Биржевые ведомости”, “Россия”, “Новости”. Рост значения ежедневных газет и увеличивающаяся потребность в оперативной информации ведет к развитию телеграфных агентствах, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождает разделение изданий на утренние и вечерние газеты. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”. На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. Провинциальная печать продолжала оставаться подцензурной. Правда, в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры. Но все принципиальные вопросы – назначения редакторов, рассмотрение особо важных статей, разрешение или запрещение изданий – все это решалось в Петербурге. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальный партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы “легального марксизма”. Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал “Русское богатство”, а также “Вестник Европы”. В это время в журналистике происходит разделение функций издателей и редакторов, журналистов и редакторов. Начинается процесс вкладывания частного капитала в издание газет и журналов. Появляются независимые издания, не относящиеся ни к одному из общепризнанных направлений печати. Это, например, “Биржевые ведомости”, “Русское слово” (“газета здравого смысла”). В связи с ростом тиражей и количеством периодики, ощущается нехватка полиграфических мощностей и бумаги. Финансово крепкие издания оказываются в более выгодном положении. Не удивительно, что в одной из статей начала века В.И.Ленин под свободой печати понимает равный доступ всех изданий к равной доле полиграфических возможностей и количеству бумаги. В конце XIXв. нач.лит. процесс значительно усложняется. Существует несколько школ и направлений. Каждая из них ищет способ обосновать необход. св. существования. В рамках «старого» типа это было невозможно, т.к. большинство общ-политич. модернистов не печатали. Символисты, заявившие о себе в 1892-1898гг, не имели св.журнала. Первым из журналов нов.типа стал журнал «Мир искусства» (1899-1904гг). Вначале возникает движение «Мир искусства», а потом журнал. Возникновение движения связывают с кризисом реализма, передвижничества, народничества. Поиск новых духовн.ориентиров идет, как идет и перегруппировка школ и направлений русского иск-ва. Одним из центров становится Абрамцево – имение Саввы Ив. Мамонтова. Вокруг него объединились художники: Репин, Поленов, Васнецов, Коровин, Серов, быстро освобождавшиеся от народнических парадигм. Цель журнала – влиять на текущую худ. жизнь. Идея издания журнала принадлежит Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929). Александр Бенуа главный. Она была отражением общей идеи движения «Мира искусств» - утвердить мировое значение рус.искусства. Для этого надо возвеличить его на Западе. №№13-14 – самые знаменитые пушкинские номера. Статьи Розанова, Минского, Философфа, Мережковского. Они объединились стремлением разрушить привычный хрестоматийный образ Пушкина. Журнал сознательно прекратили в декабре 1904г. Бенуа: «Сказанного нами надолго хватит рус.общ-ву». Изданием такого же типа стало «Золотое руно». Стало очевидно, что в системе рус.прессы возникла новая типологическая группа. Лозунг: «Иск-во вечно, едино, символично и свободно». Цель – ознакомить Запад с совр. рус. иск-вом. Журналы печатались на рус. и фр. яз. Издатели декларировали невмешательство иск-ва в жизнь, подчеркивали отсутствие интереса ко всему, что выходит за рамки искусства. Здесь объединились много индивидуальностей. Стремление выразить себя приводило к тому, что редакторы не представляли своей аудитории. Они м. писать только для просвещенных читателей. Издание печаталось на роскошной бумаге, иллюстрации потрясающего качества, соответствие оформления содержанию. Почти нет беллетристики. Освоена традиция печатать подборки стихотворений (От журнала «Нов.Путь»). Тираж невелик: ок.1000 экз. «Новый путь». С 1903 г. Как орган религ-философ.общества. Проходил церковную цензуру. Предполагаемая аудитория – монашество и духовенство. Разрыв издания с офиц.церковью сократил тираж вдвое – до 2,5 тыс.экз. Нов.редактор – Петр Перцев – заявил об элитарном характере журнала. Сотрудники: Зинаида Гиппиус (Антон Крайний), Ник. Минский, Василий Розанов. Идеология – поиски нов.религ.идеи. Каждый проповедует св. путь религ. обновления. Журнал распался на неск.отделов и рубрик: - Розанов «В своем углу»; - «Из частной переписки» В 1904г в журнал пришел Георгий Чулков, «мистич.анархист», сделал революцию в журнале. Несмотря на запрет, он печ. «Предельно политизированные записки». Он старался изменить предельно утонченную стилистику журнала, приглашал Булгакова, Бердяева. Они принесли журналу политич.остроту. Уход Мережковского из журнала из-за полемики о дальнейшем пути журнала роковым образом сказался на журнале. Он – единств.беллетрист. Журнал переименовали в «Вопросы жизни», но бесполезно. «Весы» (1904). Модернистский, литературн. и критико-библиографич. ежемесячник. Делился на две части: 1. Теорет.статьи о задачах и средствах искусства, оценки творчества выдающихся художников. Эти материалы печатались крупным шрифтом. 2. Хроника лит.и худ. жизни . Рубрики: О книгах; в журналах и газетах; список книг,доставленных в «Весы». Журнал имел объем 80 стр. Это отражение сознат.позиции Брюсова (организатора журнала). Больш.вним. журнал уделял худ. оформлению. В итоге лит-крит. журнал перерос в худож-й. Журнал вошел в историю, как ж-л, испытывавш.бесконечные внутриредакционные споры между Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым. Худож.-иллюстр. материалы дополняли лит-ные, а не заменяли их. «АПОЛЛОН», как и «Золотое руно», ориентировался на «Мир искусства». Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Среди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы. Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искусства», тем более что им занимались все те же «мирискуссники» – Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский. Обложку рисовал Добужинский. Журнал выходил на 80–100 страницах с черно-белыми и цветными репродукциями. Новое издание было скромнее и строже, чем именитые предшественники, а главное дешевле: цена номера около рубля. Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценности искусства и внимании к вопросам мастерства. Аполлон» просуществовал дольше всех модернистских изданий (ноябрь 1909 – лето 1918 г.). Журнал не сложился как четкий тип, сначала он ориентировался на «Мир искусства», затем, подобно «Весам», стал журналом-манифестом акмеизма, а потом превратился в издание художественное. Журнал «Сатирикон». Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководит Аркадий Тимофеевич Аверченко. Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский. Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа. В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого. Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…». Осн. темы журнала: 1. Сатирич. обличение царских сановников, бюрократов, непопул. промышленников и банкиров. 2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д. 3. Выступления против реакционной прессы, полемика с др. период. изд-ми. В целом сатириконцы назыв. свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве – вне направлений». Общ. роль журнала определить достаточно сложно: 1)Высокий уровень сатиры; 2) Некотор. беспартийность издания; 3) Отсутствие положит. программы: критика сущ. порядка, но нет предложений. К 1913г. характер журнала постепенно меняется. Он все больше подстраивается под общ.вкусы. Здесь уже не сатира, а сарказм. Журнал покидает С. Черный. В ж-л проникают несатириконовцы: Гумилев, Кузмин и А.Грин. В результате журнал раскололся на «Новый Сатирикон» выходит после закрытия «Сатирикона». Новый журнал позаимствовал лучшие отделы «Почтовый ящик». В «Новом сатириконе» оч. сильно было влияние футуристов. «Новый Сатирикон» вспоминали только в связи с участием там Маяковского. Но журнал интересен и сам по себе, хотя, вероятно, более спорен, чем его предшественник. Его отношение к Первой мировой войне и особенно к Октябрьской революции не вписывалось, по советским стандартам, в приемлемые рамки прогрессивного направления. Февральскую революцию сатириконцы приняли, но быстро почувствовали слабость и нерешительность Временного правительства и начали пропагандировать идеи сильного государства и порядка. Октябрьскую революцию Аверченко и другие сотрудники восприняли как торжество анархии и насилия и начали борьбу с новыми порядками. Они выпускали специальные номера: «траурный», «исторический», «пролеткультовский», «марксистский» и специальное приложение «Эшафот» под редакцией П. Пильского. Летом 1918 г. журнал был закрыт.
77. Возникновение оренбургской журналистики Первым делом необходимо сказать, что было всего две типографии. В 1801 в Уфе, слабая, с плохим оборудованием. Создавалась для печати документов, билютеней, но не для газет. Вторая типография открылась в 1827 году – типография Оренбургского военного округа. 1ю газету в 1830 году хотел создать Павел Петрович Сухтелен, военный губернатор, но попросил слишком много денег (4200 руб.) у государства на дооснащение уфимской типографии.
|