КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А теперь коротко об этике 5 страница65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя. В 1816 году семья переехала в город Чембар (позднее был переименован в город Белинский) Пензенской губернии. В 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 году Белинский решил поступить в Московский университет. В конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета: будущий писатель поступил на словесный факультет. Из всего того, что было напечатано Белинским, только три произведения увидели свет не на страницах периодики – книга «Основания русской грамматики» (М., 1837), брошюра «Николай Алексеевич Полевой» (Спб., 1846) и работа «О жизни и сочинениях Кольцова». Работ больше тысячи. Полемику ценил выше чем критику. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» и «Современник». Туберкулез, трудоголик. Расширяет пределы критики. открыл дорогу Чернышевскому, Добролюбову, Писареву. Еще будучи студентом Московского университета, Белинский выступил в печати как поэт и критик-полемист. В малозаметной московской газетке «Листок» было помещено стихотворение Белинского «Русская быль» (1831, №40–41), написанное под сильным влиянием русских народных песен и романтических баллад. В том же «Листке» Белинский опубликовал свою первую литературно-критическую работу – рецензию на анонимную брошюрку о трагедии Пушкина «Борис Годунов» (№45). Вся восемнадцатилетняя деятельность критика распадается на два периода: московский (1830-е годы) и петербургский (1840-е годы). В 1830-е годы Белинский выступал как демократ, но демократ-просветитель; в это время он борется против крепостного права, за свободу человеческой личности, за счастье народа, но свои надежды возлагает на развитие просвещения и еще не говорит о революционном переустройстве общества Уже в 1830-е годы Белинский начал создавать свою теорию реализма, разрабатывать основы подлинно демократической критики и журналистикиБелинский, исключенный из университета за свою антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин», в феврале 1833 г. познакомился с Н.И. Надеждиным, который предложил ему переводы с французского для «Телескопа» и «Молвы Дебют Белинского в изданиях Надеждина – его статья «Литературные мечтания. (Элегия в прозе)», которая печаталась в десяти номерах «Молвы» с 21 сентября по 29 декабря 1834 г. Потом последовали многочисленные рецензии, краткие библиографические отзывы и заметки Белинского в «Молве» (их было свыше 180 В «Телескопе» Белинский опубликовал 11 статей и рецензий, в том числе «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835, №7 и 8), «О стихотворениях Баратынского» (№9), «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (№11), «Стихотворения Кольцова» (№12), критические и полемические статьи, посвященные современной журналистике, и т.д. Популярность, спасал журнал. После статьи «Литературные мечтания» борьба Белинского за литературу, правдиво отражающую действительность, ведется в двух направлениях. Первое – развитие талантов, второе – борьба с вычурностью. Сотрудничая в «Телескопе» и «Молве», Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества. Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, вырабатывать твердую систему взглядов по вопросам журналистики, по теории и практике журнального и газетного дела. «Ничто о ничем» – первый для Белинского опыт обзора литературы за определенный период Первое открытое упоминание Белинского о «Московском наблюдателе» находится в рецензии на книгу Н. Давыдова «Сцены на море» («Молва», 1835, №19). В статьях «Ничто о ничем» и «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» Белинский настаивает, что отделы критики и библиографии являются важнейшими в журнале: «Московский наблюдатель» выходил в 1838 г. два раза в месяц, в 1839 г. – ежемесячно. В нем были следующие отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика». «Литературная хроника», «Иностранная библиография» (в 1839 г.), «Театральная хроника», «Смесь», «Моды». Начали участвовать в журнале М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, П.Н. Кудрявцев, В.И. Красов, И.П. Клюшников, M.H. Катков, пропагандировал основные положения философии Гегеля и разъяснял их применительно к историческому развитию обществаедущим жанром журнальных произведений Белинского становится статья-трактат. “Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г. 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы. 40-е гг 19в-один из интереснейших периодов истории отечест-ной журнал-ки. Время напряженных теоретических исканий,о дин из ключевых этапов в развитии русской обществен-ой мысли. В.Г.Белинский назвал 40-е гг «эпохой сознания».Специфика идейной жизни определялась процессом разложения феодально-крепостнич-х отношений, кризисным состоянием госуд-го строя. В 40-е гг активизация обществ мысли обусловила поиски наиболее действенных ср-в влияния на сознание современников. Таким ср-вом стала журнал-ка. Положение печати как СМИ определялась политикой самодержавия. Рус журн-ка была лишена права не только критики, но и обсуждения любых действий правительства и лиц, находившихся на госслужбе. Для усиления контроля-Третье отделений.1841-42 организована 5-я цензурная экспедиция. Правительство продолжает расширять сферы своего влияния на умонастроения в обществе. Одна из них-укрепление провинц-ной прессы.1838-«Губернские ведомости». Из 2-х частей-офиц-ной и неофиц-ной. В офиц-ной-приказы и распоряжения губернских правлений. В неофиц-ной-известия о чрезвыч-х проишествиях, рыночных ценах,состоянии фабрик и заводов, способах улучшения с/х и домоводства.с 1839 по 1848 было открыто 53 издания.Основную массу изданий составляли журналы, альманахи, сборники. Газет было <ше. Попытка парализовать вредное влияние «Отеч-х записок» созданием новых общест-литерат-х жур-в: «Маяк»(1840), «Московитянин» (1841).Проповедованли казенный патриотизм.Встала проблема осмысления путей дальнейшего развития, места России среди других гос-в.Опора идеологии-теория офиц-ной народности.(постулаты сформ-ны С.С.Уваровым-православие,самодержавие,народность).На другом полюсе-идеология русской демократии: непримиримость к крепостнич строю,стремление к соц-му переустр-ву общ-ва. Оформляются либеральные течения западничества и славянофильства. Славянофилы считали, что у России особый, самобытный путь исторического развития. Они идеализировали допетровскую Русь и мечтали о патриархальных отношениях между крестьянами и дворянством, монархией, православной церковью. В России не будет ни революций, ни капитализма, утверждали славянофилы, ей останутся чужды и опасные учения социалистов, и философия, оторванная от веры. Большие надежды в связи с этим они возлагали на сельскую общину, в которой видели оплот против разрушительных потрясений и безверия. Острая идейная борьба между Белинским, Герценом, их союзниками и славянофилами заполняет собою все сороковые годы. Против славянофильства и «официальной народности» Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-западниками: Грановским, Кавелиным, Боткиным, Анненковым и др. Революционные демократы подвергали критике капиталистические порядки, либералы-западники восхваляли их. Постепенно противоречия между представителями революционной демократии и либералами делаются столь явными и острыми, что Белинский и Герцен начинают выступать не только против славянофилов, но и против западников “Официальные народники” (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “западники” (В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы” (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы” (В.Г.Белинский, А.И.Герцен). “Маяк” (1840-1845) - одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П.Корсаков и С.Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это русская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников “официальной народности” была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это “Московский наблюдатель” и “Москвитянин”. Журнал «Отечественные записки» был основан чиновником коллегии иностранных дел П.П. Свиньиным в 1818 г. Издатель заполнял его статьями на исторические и географические темы, а также сообщениями о быте и нравах русского народа, будто бы благоденствующего под властью царя, помещиков и церкви.С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября переселился из Москвы в Петербург и принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах. Еще в 1838 г. в «Литературных прибавлениях», редактируемых Краевским, вышла «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. В «Отечественных записках» были помещены почти все произведения поэта, написанные в 1839–1841 гг Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека», первую часть романа «Кто виноват?»), а также философские работы («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин». Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника» С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов Достоевский, Салтыкова-ЩедринаЖурнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс. Передовые идеи находили выражение не только в статьях Белинского и Герцена Защитникам православия, самодержавия и крепостного права был противопоставлен подлинный патриотизм, не отделимый от борьбы за освобождение народаВ некоторых статьях «Отечественных записок» велась пропаганда утопического социализма. Так, в статье «Пролетарии и пауперизм в Англии и Франции» (1847, №1–4) В.А. Милютин утверждал: «Одна из самых главных и самых деятельных причин нищеты заключается в экономическом устройстве европейских обществ Из выступлений Белинского против Сенковского и его журнала наиболее значительным является «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке» (1842, №9), дополняющий ту блестящую характеристику «Библиотеки для чтения», которую критик ранее дал в статье «Ничто о ничем», Разногласия с трусливым Краевским, борьба против почти всех изданий.Покидая «Отечественные записки», критик первоначально предполагал осуществить издание огромного альманаха «Левиафан», но когда летом 1846 г. выяснилось, что Некрасов и Панаев намерены выпускать новый журнал, Белинский с радостью откликнулся на их предложение принять участие в нем. Майков вместо Белинского. Популярность не вернулась. Общественно-политические тенденции 40-50-х гг. и развитие журналистики. Издания сторонников “официальной народности”, западников, славянофилов и революционных демократов. Журналы “триумвирата”. Журналистская деятельность В.Г.Белинского. Общественно-политические тенденции 40-50-х гг. характеризуются сохраняющимися противоречиями в политическом устройстве и экономическом укладе страны. Крепостное право, феодальные отношение, противодействие капиталистическим преобразованиям – все это тормозит развитие страны, и обсуждение этих проблем мы находим на страницах печати. Острота противоречий приводит мыслящую часть общества к осознанию необходимости в любой форме сделать эти проблемы предметом обсуждения общественности. Возникает литературное направление критического реализма. Журналистика стремится доступными средствами участвовать в этом процессе. Причем взгляды журналистов, издателей, общественных деятелей, литераторов на благоприятные для России пути развития и решения острых социальных и политических вопросов разделяются. Одни видят выход в реформах западного типа, другие проповедуют теорию “официальной народности” и надеются на охранительную роль власти и религии, третьи зовут назад в “светлое прошлое” и ругают все иностранное, как главный источник зла. Есть и еще одна группа интеллектуалов, которые хотят радикально переустроить общество и тем самым решить все проблемы. Возникают идеологические течения: Официальные народники”(М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “западники”(В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы”(И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы”(В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Издания сторонников “официальной народности”занимали охранительную, консервативную позицию. Существующая власть от Бога, главные добродетели – терпение и смирение, западные перемены пользы России не принесут – у нас особый путь – вот лейтмотив этих изданий. Это издания “триумвирата”– Булгарина, Греча и Сенковского. О них мы уже рассказывали. Это газеты “Северная пчела”,журналы“Сын Отечества”, “Русский вестник”, “Библиотека для чтения”. Кроме этих изданий были: “Репертуар и Пантеон” (1842-1856) появился благодаря слиянию двух литературно-театральных журналов “Репертуар”Булгарина и“Пантеон”Полякова. Его издателем стал Песоцкий, а редактором сначала Булгарин, затем Межевич. В журнале печатались материалы, связанные с театром – биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни и слухи, театральные анекдоты. В 1847 г. издателем и редактором журнала стал Ф.Кони, что положительно сказалось на углублении его содержания. Многие пьесы А.Островского впервые были опубликованы в этом журнале. Маяк” (1840-1845)- одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П.Корсаков и С.Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это русская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников “официальной народности” была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это “Московский наблюдатель” и “Москвитянин”. Издания “славянофилов”. Их сравнительно немного, ибо приверженцы славянофильских взглядов вообще отвергали такой путь общения с народом. Их способ – это университетская кафедра или непосредственное общение с людьми. Для этого видные славянофилы, например К.С.Аксаков, регулярно посещали светские собрания, где вели свою проповедь возврата к истинно русскому во всем – в поведении, одежде, привычках, взглядах, экономическом и политическом устройстве. Но все-таки прессу использовали для пропаганды своих взглядов. Сначала это выл орган официальных народников “Московский наблюдатель”- научно-литературный журнал славянофильского направления.Здесь печатались Киреевский, Языков, К.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за семны редактора и с приходом туда Белинского. Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал “Москвитянин”,который создавался как консервативное славянофильское издание. Главный его отдел “Духовное красноречие” писал о православной самобытности России, противопоставлял ее “загнивающему” Западу, печатал произведения чешских, сербских, болгарских авторов. Они пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе. Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А.Н.Островского, показывающие будни купеческой жизни. Ап.Григорьев, примыкавший по взглядам к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев. Были у славянофилов и несколько газет, но и они вызывали недовольство цензуры из-за противопоставления жизни народа и господ.
|