КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие зрительной памяти и творческого воображения младших школьников через уроки изобразительного искусстваНаиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь. С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность. Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях по изобразительному искусству заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в работе с натуры, по памяти и представлению. Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях - широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (Л.С. Выготский).
Психологами предлагаются разнообразные способы развития воображения: олицетворение, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типизация, рисование эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты), основанные на преобразовании элементов действительности, частично применяемые в учебной деятельности. Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя при этом, как привычные методы обучения , так и развивающие . Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – викторина, урок – импровизация, урок –спектакль, урок – прогулка, урок – путешествие, урок – репортаж с выставки и т.д. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, т.е. проводить интегрированные уроки искусства. Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости. К таким заданиям относятся разнообразные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями, включаются и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. Иногда необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставятся конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ученика, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях. Важным условием развития творческого воображения школьников является применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности. Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир школьника, проявлять творческое воображение – способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание. Необходимо пробудить у учащегося личностную заинтересованность в искусстве. В этом ему помогают творческие задания, они носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и ребят. Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Необходимо отметить - на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, учитель должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения учеником разносторонних знаний и их использования на практике . Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития. Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников. В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании[1] Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти. Эти качества развиваются в процессе самого композиционного рисования. На уроках ИЗО прививается умение заранее зримо представлять результат. Рисование на темы в начальных классах ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, то есть рисование по воображению Рисование на темы является одним из главных видов учебно-творческой деятельности школьников по изобразительному искусству, начиная с 1 класса. Поэтому обучение детей основам ИЗО, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти. Индивидуальные особенности развития зрительной память у учащихся проявляются в самостоятельности, оригинальности, обоснованности суждений, активности привлечения имеющегося знания, старого опыта и конкретной установки в восприятии, от интересов, эстетического вкуса учащихся. [11, с.309]
3. Рисунок как основа всех видов изображения. Виды рисунка: линейный и тоновый, длительный рисунок и набросок
Рисунок — вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам. Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. Основу линейных рисунков составляет условность —линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное. Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих. Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света. Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом. Блик - место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света). Свет- освещенная часть предмета. Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом. Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет. Рефлекс - место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света. Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет. Рисунок 1. Тоновый рисунок. Длительный рисунок - основан на продолжительном изучении натуры. В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.[2] Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы. Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка. Набросок — это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2—5—10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите. При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2—5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень. Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве. Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму. Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке. Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы. Наброски могут быть линейные или тональные. Линейные наброски передают движение и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры — все, что помогает создать точную и живую линию.[6]
|