КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятие цвета человеком, основные свойства цвета, колорит. Символика цвета
Цвет - свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Психофизиологами установлено, что первым из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, является цвет. Изучением цветовых закономерностей природы, физических свойств цвета, законов смешивания и сочетания цветов, их психического воздействия на человека занимается наука цветоведение. Цвет может вызывать те или иные эмоции и физиологические процессы в организме человека, влиять на его настроение и здоровье. Наука делит все цвета на две группы: · Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют все процессы в организме человека, провоцируют эмоции (красный, оранжевый). При длительном воздействии раздражают, утомляют, провоцируют нервозность. · Пассивные цвета успокаивают, замедляют все процессы в организме человека, приводят в спокойное состояние (синий, фиолетовый). При длительном воздействии раздражают, вызывают депрессию.
Несобственные качества не присущи цвету объективно. Восприятие цвета меняется в зависимости от соседства с другими цветами, от выразительных средств композиции. На этих особенностях восприятия базируется описание цветов, их роли в композиции при помощи несобственных качеств. Примеры несобственных качеств цвета: холодные – теплые; легкие – тяжелые; глухие – звонкие; выступающие – отступающие и т.д. Холодные – теплые. Желто-оранжево-красная часть спектра вызывает ассоциации с огнем, поэтому считается теплой. Холодная сине-фиолетовая ассоциируется с небом, льдом, снегом. Зеленые тона менее очевидно связаны с теплом и холодом. Желто-зеленые оттенки считаются теплыми, а сине-зеленые – холодными. Даже красный цвет при внимательном рассмотрении делится на теплый (красно-оранжевый) и холодный (пурпурный, вишневый). И теплым, и холодным может быть также желтый или фиолетовый. А вот холодный оранжевый и теплый синий – это нонсенс. Понятие холодных и теплых тонов имеет большое значение в композиции. Холодные и теплые тона могут быть основой образности. Другое важнейшее их применение – контраст теплых и холодных тонов, которые взаимно усиливают друг друга, когда расположены рядом. Легкие – тяжелые. Субъективное ощущение тяжести зависит от светлоты и насыщенности цвета. Чем цвет более насыщенный и менее светлый, тем он тяжелее. Цвет становится легким или тяжелым только в сравнении с соседними цветами в конкретной композиции. Степень легкости или тяжести цвета важна при создании композиционного равновесия. Не следует путать понятие легких и тяжелых цветов с понятием массы формы. Глухие – звонкие. Глухие – это темные сложные цвета малой насыщенности. Звонкие – чистые, интенсивные. Звонкие цвета создают акценты, выделяют главное, выступая на передний план. Глухие отступают на задний план, создавая фон.
Выступающие – отступающие. Визуально выступают над поверхностью композиции более светлые и теплые тона. Темные и холодные отступают на задний план. Выступающие – отступающие цвета могут использоваться для создания иллюзии объема, для расстановки акцентов. Цвет оказывает активное воздействие на организм человека при его восприятии. Непосредственным физиологическим воздействием цвета объясняются явления возбуждения, успокоения, организма, что определяется во многом состоянием человека, его темпераментом, здоровьем, возрастом и т.д. Желтый цвет – стимулирует мозг (интеллектуальную деятельность), хорошо различим даже на крайней периферии при любом освещении, в больших количествах воспринимается как нечто назойливое. Оранжевый цвет – имеет сильное стимулирующее действие, благотворно действует на пищеварение, ускоряет пульсацию крови, иногда воспринимается как слишком резкий, в больших количествах утомляет. Красный цвет – создает ощущение тепла, увеличивает мускульное напряжение, дыхание повышает выносливость и реакцию, имеет большую силу воздействия, в центре поля зрения является самым активным и хорошо различимым цветом. Зеленый цвет – оказывает успокаивающее действие, понижает кровяное давление, утоляет боль, эффективен при бессоннице и усталости, оказывает успокаивающее действие при раздражительности. Голубой цвет – успокаивает, утоляет боль, снимает раздражительность, но в больших количествах угнетает, вызывает усталость. Синий цвет – располагает к сосредоточенности, возбуждает внимание, успокаивает пульс, снижает мускульное напряжение, замедляет дыхание, хорошо различим на периферии.
Фиолетовый цвет – оказывает одновременно и стимулирующее, и успокаивающее действие, увеличивает выносливость, в больших количествах угнетает. Основные свойства цвета. В природе одни предметы всегда поглощают световые лучи, а другие отражают. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным. Белые, серые и черные цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте, называются ахроматическими. Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им мы можем повышать и понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение черной с другими красками, например с желтыми, дает возможность получить новую цветную краску (зеленую). Все цвета, кроме белых, серых и черных, обладающих цветовым оттенком, называются хроматическими. В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других – едва заметно. Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон – это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, желтый и т. д. Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения. Светлота – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. Насыщенность – степень выраженности цветового тона. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета как правило используются для выделения акцентов. Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, черного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, по всем трем признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трех признаков влечет за собой нарушение цветовой характеристики натуры. Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведет себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо получать из двух-трех красок. Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, черный), то изменяться одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Под словом «чистый» понимают цвет без примесей других цветов или оттенков. Таким образом, чистыми могут быть только три основных, спектральных цвета – красный, синий, желтый. Оптическое смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов (например, желтый и синий – зеленый). Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета
Рисунок 2. Цветовой круг
Рисунок 3. Основные свойства цвета: а - цветовой тон, б - насыщенность, в - светлота
Колорит (от латинского слова color - цвет, краска) – это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим проявлением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, важнейшим компонентом художественного образа произведения. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения искусства, с эпохой, стилем и индивидуальностью художника. В колорите цвета соединяются по принципу соподчиненности, они находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве. Количественно и качественно здесь различаются главные цвета, определяющие общий колористический настрой композиции, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов. По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, радостным или мрачным.
По степени насыщенности и силе цвета различают яркий или блеклый, активный или сдержанный колорит. В любом случае колорит образуется неповторимым, сложным взаимодействием цветов, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. [4] Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красное обозначает также власть, величие. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием. Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Зеленый — цвет травы и листьев. Он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление. [3]
|