Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Упражнения по технике ловли мяча




1. Подбросить мяч перед собой, поймать его двумя руками и принять основную стойку баскетболиста.

2. То же, но ловить мяч после одного отскока от пола. Эти простые упражнения позволяют выработать чувство мяча, проверить правильность его держания, проконтролировать положение туловища, головы и проверить готовность к другим действиям.

3. Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.

4. Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.

5. Группа баскетболистов, стоя лицом в круг, перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.

6. Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.

7. Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.

Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в к Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.онец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок). Упражнения по технике передачи мяча

Передача мяча – основа взаимодействия игроков во время матча. Техника передач должна быть настолько хорошо отработана, чтобы их можно было выполнять автоматически. Нужно последовательно усложнять способы ловли мяча и направление передач, отрабатывать эти элементы не только в парах, но и в тройках, четверках, кругах.

1. Передачи мяча в парах. Выполняются различными способами (двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, с отскоком от площадки) в соответствии с техникой конкретного приема. Обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук. Можно провести соревнование, какая пара быстрее наберет 20, 30 и более передач, или сделать их больше за определенный временной интервал.

2. Передачи мяча в парах двумя мячами одновременно. Чтобы мячи во время упражнения не сталкивались, партнеры должны использовать различные способы передачи мяча. Например, параллельная передача двумя руками: один – от груди, другой – с отскоком от площадки.

3. Передачи мяча в тройках, в шеренгах по кругу. По сигналу преподавателя игроки меняют направление передачи мяча.

4. Передачи мяча между четырьмя игроками, стоящими на месте. Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 метров). В этом построении возможны любые способы передачи мяча (см. рисунок).

5. Передачи мяча при движении одного из игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся вперед к нему лицом. Дойти до конца площадки и двигаться, поменявшись ролями.

6. Передачи мяча в парах двумя руками от груди в стену: а) стоя на месте; б) со сменой мест.

7. Передачи по кругу через одного, стоя на месте. 7–9 игроков встают в круг. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении использования двух-трех мячей.

8. Передачи двумя мячами в тройках: а) стоя на месте; б) со сближением и отдалением игроков друг от друга.

9. Встречные передачи в колоннах. После передачи игрок уходит в конец своей колонны (см. рисунок).

10. Передачи мяча по треугольнику. Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.

11. Передачи мяча по четырехугольнику. Игроки становятся в колонны в четырех углах. После передачи перебегать в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения и для повышения интереса можно ввести в игру второй мяч.

12. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе. Игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей двумя руками от груди. Можно использовать передачу с отскоком от пола, а также двумя мячами.

13. Передачи мяча в тройках на бегу через среднего игрока. Расстояние между игроками 4–5 метров. Вторая тройка начинает выполнять упражнение, как только первая достигнет середины площадки.

1. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Мяч передавать через среднего игрока, немного отстающего во время движения от двух других («движение в тройке углом назад»). Затем в это упражнение можно в Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Игрок, выполнивший передачу, забегает за спину партнера, которому только что была адресована передача (см. рисунок). ключить одного защитника, потом двух и трех (см. рисунок). Ловля и передача мяча на бегу. Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец другой колонны (см. рисунок). Игрок 1 с мячом (см. рисунок), стоящий первым в колонне, передает мяч первому из трех игроков, стоящих вдоль боковой линии, а сам движется вперед, получая обратную передачу и, уже не останавливаясь, передает мяч второму игроку, стоящему вдоль боковой линии, снова получает в движении мяч и передает его третьему игроку. Поймав от него мяч, игрок ведет мяч до конца площадки, отдает его игроку из другой колонны, а сам встает последним в эту колонну. Упражнение выполняется одновременно с двух сторон. На боковой линии могут стоять 2, 3 или 4 игрока. Можно завершать упражнение броском мяча в корзину в движении. ередачи в прыжке. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии трех метров, ноги на ширине плеч. Ловля и быстрая передача мяча в одном прыжке на месте. То же, но на расстоянии 4–5 метров в движении бегом по кругу.

8. Техника и методика обучения ведению мяча в баскетболе.

Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным отскоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и нескольку сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им. Для быстрого продвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. Применяет его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

Основные подводящие упражнения.

Учащийся держит одной рукой сверху малый мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока. Работает только кисть.

Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90 градусов). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, пальцы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз-вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).

Учащийся держит левой рукой снизу-сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движением мяч направляется вниз-вперед, до полного выпрямления руки в левом в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стойку, на движение руки без отрыва от мяча.

 

Учащийся выполняет ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

Мяч на полу, толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч. Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

Ведение мяча на месте.

Ведение шагом, бегом по прямой.

Ведение по кругу

Ведение с изменением направления.

Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости.

Ведение мяча при сближении с соперником.

I этап. Ведение на месте.

Имитация ведения без мяча: в высокой стойке ведение на месте с высоким отскоком; обратить внимание на правильное держание спины, не отклоняться к воображаемому мячу, видеть площадку. Имитационные упражнения без мяча: имитация ведения мяча на месте правой, а затем левой рукой шагом по прямой; бегом по прямой; по кругу; в движении с изменением направления и скорости. мяча на месте.

Упражнения.

1 Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением. Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком), неправильная координация работы рук и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой с недостаточно сильным направляющим движением вперед, неумение вести мяч без периодического зрительного контроля.

2 Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

3 Ведение мяча правой, затем левой рукой с поворотом вокруг опорной ноги. Рука накладывается сверху-справа, сверху-слеав.

4 Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и

сзади-сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

5 Ведение мяча с переводом с руки на руку:

а) перед собой (попеременное); кисть накладывается сверху-справа, посылая мяч резко вниз-влево, и сверху-слева - посылая вправо (мяч должен отскакивать под возможно большим углом);

б) за спиной; обратить внимание на резкое движение руки, посылающей мяч, начиная с правой стороны, за спину и заканчивая движение соответственным поворотом кистью, принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д.

6 Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.

7 Ведение мяча на скорость из низкой стойки. Обратить внимание на быструю работу кисти.

8 Ведение двух мячей одновременное и поперечное (с высоким, низким отскоком, на скорость, с закрытыми глазами).

9 Ведение мяча, другой рукой рисуя на полу, у доски.

10 Ведение мяча в специальных очках.

11 Ведение мяча с ударами о стену (посылая мяч вперед-вниз). Обратить внимание на движение кисти и выпрямление руки в локтевом суставе.

12 Ведение мяча переводом с руки на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой (левой) ноги.

Тоже же, но ведение по восьмерке вокруг обеих ног. Обратить внимание на стойку игрока, не наклоняться сильно вперед, ноги могут стоять параллельно или одна впереди.

Ванька-встанька» - ведение мяча на месте сидя на полу, затем лечь на спину и обратно в и.п.

В широкой стойке ведение мяча с переводом с руки на руку между ногами вперед-назад.

13 Ведение мяча с отвлечением внимания.

14 Ведение мяча с изменением высоты отскока (в парах). Команду для изменения высоты отскока подает партнер без мяча:

а) рука вверх - высокий отскок, рука вниз - низкий отскок;

б) то же, сигналы подают по очереди то левой, то правой рукой; в соответствии с этим ведение выполняет баскетболист с мячом то правой, то левой рукой;

в) то же, партнер без мяча поднимает и опускает руку, изменяя частоту движений; соответственно и ведение мяча медленное и быстрое (высокое и низкое);

г) то же, партнер (и.п. - о.е., рука согнута у плеча) поднимает в среднем темпе руку и опускает; игрок ведет мяч и считает, сколько движений рукой тот выполнил;

д) упражнение «Делай, как я», партнеры с мячами; один показывает все изученные подводящие упражнения в ведение, другой повторяет их;

е) ведение мяча в сочетании с приемом выбивания; один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение.

Подвижные игры. «Охотники и утки». Вдоль лицевой линии спортивного зала (площадки) с противоположных сторон по 2 игрока- охотника выполняют на месте ведение малого мяча. По сигналу учителя от боковой линии через зал на противоположную сторону перебегают несколько игроков-уток. Охотники стараются попасть мячом в уток. Последний оставшийся из неосаленных-победитель.

«Перестрелка». На противоположных сторонах зала игроки выполняют ведение малого мяча. По сигналу учителя своими мячами они стараются попасть в игроков команды соперника. Осаленный выбывает. Игрок, поймавший мяч, получает фору в 1 попадание. После перестрелки игроки опять начинают ведение мяча до следующего сигнала. Игру можно проводить на время, до определенного минимума игроков в проигрывающей команде и т.п.

 

9. Техника и методика обучения броскам в кольцо в баскетболе.

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения – это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70 % всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска

Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики – вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники – биомеханических принципах движений рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.

Броски в корзину – важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзиной. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

- двумя руками снизу;

- одной рукой снизу;

- двумя руками с места;

- одной рукой с места;

- бросок в прыжке;

- крюком.

Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:

- броски двумя руками;

- броски одной рукой;

- броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

- броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

- по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке;

- по расстоянию: дальние, средние, ближние

- по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.

Основные требования при броске следующие:

- выполняй бросок быстро;

- в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу;

- если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину;

- выпускай мяч через указательный палец;

- сопровождай бросок рукой и кистью;

- постоянно удерживай взгляд на цели;

- полностью сосредотачивайся на бросок;

- следи за мягкостью и непринужденностью броска;

- для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места

Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.

Общие ошибки при бросках в корзину:

- Неумение сосредоточить внимание на цели.

- Слишком сильное вращение мяча.

- Плохое равновесие тела.

- Поспешность при выполнении броска.

- Разведение локтей при выполнении броска.

- Отсутствие сопровождения мяча.

- Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

- Держание мяча на ладони во время броска.

. Объяснение техники броска и показ наглядных пособий.

2. В парах, без меча. И. П. – стойка нападающего с выставлено вперед правой ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки. Повторить 5 – 8 раз.

3. Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5 – 8 раз.

4. И. П. – рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5 – 8 раз.

5. И. П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.

6. То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10 – 12 раз.

7. Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о. Повторить по 10 раз с каждой стороны.

8. В парах. Один бросает, а второй подает мячи. Броски с отражением от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.

9. При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.

10. Техника и методика обучения плаванию способом кроль.

Плавание является хорошим средством закаливания и повышения стой-

кости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям

и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводно-

стью, чем и объясняется ее сильное закаливающее воздействие.

Общая характеристика. Способ плавания кроль на груди характеризует-

ся относительно горизонтальным положением тела пловца в воде, поперемен-

ными движениями руками и ногами. Кроль на груди – самый быстрый и попу-

лярный способ плавания, имеющий большое спортивное значение.

Спортивное значение. Абсолютные рекорды скорости в плавании уста-

новлены при применении способа кроль на груди. В настоящее время он ус-

пешно применяется в соревнованиях. Прикладное значение стиля плавания кролем на груди заключается в том,

что он используется в различных условиях для преодоления водных преград,

плавания в одежде, оказания помощи тонущему и т.д. Кролем можно плыть под

водой при нырянии, работая одними ногами или помогая себе гребками рук.

Положение тела. При плавании кролем на груди тело пловца находит-

ся почти в горизонтальном положении у поверхности воды. Голова опущена

лицом в воду (за исключением момента вдоха), бедра находятся у поверхно-

сти воды.

Движения ногами. При плавании кролем на груди ноги двигаются попе-

ременно снизу вверх (подготовительное движение) и сверху вниз (гребковое

движение или «удар») с небольшой амплитудой, минимально сгибаясь в колен-

ных суставах, стопы повернуты носками немного внутрь, что позволяет при-

дать телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигая его вперед. Ноги

выполняют движения от бедра. Вслед за бедром в движение вовлекается голень

и стопа. Движение ноги вниз носит «захлестывающий характер». При правиль-

ном движении ног на поверхности воды образуются брызги и пенистый след.

Движения руками. При плавании кролем на груди руки совершают попе-

ременно чередующиеся гребковые движения в воде и подготовительные – над

водой. Полный цикл движения руки делят на фазы: гребковое движение (в во-

де) – захват, подтягивание, отталкивание и подготовительное движение (над

водой) – выход руки из воды, пронос, вход руки в воду.

В то время как одна рука выполняет гребок, другая – движется над водой,

погружается в воду и вытягивается вперед. Относительно равномерная ско-

рость плавания кролем на груди достигается тем, что очередной гребок рукой

следует начинать тогда, когда скорость, возникшая в результате предыдущего

гребка другой рукой, еще не снизилась. Дыхание. Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды. После

вдоха пловец поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в

воду через рот и нос. Вариантами согласования движений рук и дыхания являют-

ся: один вдох и выдох на два гребка руками (односторонний вариант дыхания);

один вдох и выдох на три гребка руками (двухсторонний вариант дыхания).

Общее согласование движений. При плавании кролем на груди различают

несколько вариантов согласования движений: «шестиударный», «четырехудар-

ный», «двухударный». Полный цикл движений в «шестиударном» варианте

плавания кролем включает в себя: два движения руками (левой и правой),

шесть ударов ногами (движение вверх и вниз каждой ногой – одно движение),

вдох и выдох. Техника и методика обучения плаванию способом брасс.

 

История. Плавание брассом известно с древнейших времен. Впервые его

техника была описана в 1538 г. в книге Винмана. Долгое время способ был из-

вестен как «плавание по-лягушачьи». Общая характеристика. Брасс уступает в скорости всем спортивным

способам плавания. Для брасса характерны симметричные движения ногами и

руками. Подготовительные движения производятся в воде, что значительно

снижает общую скорость в этом виде плавания.

Правила соревнований строго регламентируют технику плавания спосо-

бом брасс:

1. Начиная с первого гребка после старта и поворота, пловец лежит на

груди, линия плеч параллельна поверхности воды.

2. Руки выполняют движения одновременно и симметрично под водой

или по ее поверхности, во время гребка руки не должны заходить за линию бе-

дер, после гребка руки одновременно вытягиваются от груди таким образом,

что кисти двигаются под поверхностью воды, по или над ней (локти все время

должны находиться под водой).

3. Ноги выполняют движения одновременно и симметрично, во время ра-

бочего движения ногами стопы должны быть развернуты носками наружу и

двигаться назад по дугам (движения сомкнутыми ногами вверх и вниз не раз-

решаются).

4. Во время плавания голова спортсмена может временно погружаться

в воду, однако, в каждом цикле движений она должна появляться на поверх-

ности воды.

Спортивное значение. На соревнованиях, разыгрываются медали на дис-

Прикладное значение. Способ плавания брасс на груди применяется при

нырянии, спасении тонущих, транспортировке различных предметов, перепра-

вах через водные рубежи (брассом можно бесшумно плыть, сохраняя направле-

ние и возможность наблюдать).

Положение тела. При плавании брассом тело пловца находится у по-

верхности воды в горизонтальном положении, лицо опущено в воду, ноги и ру-

ки вытянуты, ладони направлены вниз. Во время выполнения вдоха голова и

плечи незначительно поднимаются из воды.

Движения ногами. Цикл движений ногами разделяется на подготовитель-

ное и рабочее движение. При подготовительном движении (подтягивании) пло-

вец сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, разводя колени в сто-

роны-вниз (стопы движутся как можно ближе к поверхности воды). Когда

подтягивание заканчивается, пловец быстро, но мягко разворачивает носки ног

в стороны. Из этого положения начинается рабочее движение – толчок. Толчок

производится за счет энергичного разгибания ног в тазобедренных, коленных и

голеностопных суставах. Во время толчка пловец как бы опирается о воду

внутренней поверхностью голени и стопы. Движение ног совершается по дуге

в направлении в стороны-назад и выполняется до, завершающего толчок, со-

единения ног. После толчка ногами пловец по инерции скользит вперед.

Движения руками. Движения руками в брассе выполняются одновремен-

но и симметрично. Гребок начинается из положения, когда руки вытянуты впе-

ред. Пловец разворачивает кисти ладонями наружу и энергично разводит руки в

стороны-назад-вниз. Гребок выполняется прямыми руками и заканчивается у

линии плеч. Здесь, руки сгибаются в локтях, кисти соединяются, локти опуска-

ются вниз и начинается быстрое выведение рук вперед. После выпрямления рук

начинается скольжение, во время которого кисти находятся у самой поверхно-

сти воды, ладони направлены вниз.

Дыхание. При плавании брассом вдох выполняется в начале гребка рука-

ми. Пловец поднимает голову на вдох, как бы опираясь на воду кистями рук.

В остальное время, когда руки выводятся вперед, выполняется выдох.

Общее согласование движений. В исходном положении у поверхности

воды с выпрямленными руками и ногами пловец начинает гребок руками с од-

новременным вдохом. В конце гребка руками происходит подтягивание ног.

Когда ноги принимают исходное положение для выполнения толчка, пловец

начинает выводить руки вперед. Одновременно с выпрямлением рук вперед но-

ги делают мощный толчок, после которого продолжается скольжение в исход-

ном положении. До начала нового гребка руками пловец делает продолжитель-

ный выдох в воду.

 

11. Техника и методика обучения плаванию способом кроль на спине.

Кроль на спине История. Приоритет в освоении техники плавания кролем на спине при-

надлежит также американцам. На Играх 1912 г. Г. Хебнер впервые применил

«перевернутый кроль» с поочередными движениями рук и «порхающими» уда-

рами ног. Общая характеристика. В настоящее время кроль на спине с успехом

применяется в начальном обучении плаванию. Этому способствует благопри-

ятное устойчивое положение тела и выполнение вдоха над водой, что облегчает

условия дыхания.

Спортивное значение. На соревнованиях разыгрываются медали на дис-

танциях:

¾ 100 и 200 м;

¾ первый этап комбинированной эстафеты 4х100 м;

¾ второй этап дистанции комплексного плавания 200 и 400 м.

Прикладное значение. Кроль на спине применяют при транспортировке не

умеющего плавать, при оказании помощи тонущему, а также при плавании с

различными грузами и т.п.

Положение тела. Тело пловца в воде занимает вытянутое, почти гори-

зонтальное и хорошо обтекаемое положение. Плечевой пояс расположен не-

сколько выше таза, таз и бедра находятся у поверхности воды. Угол атаки тела

6-10

о

. Затылок пловца погружен в воду, уровень воды проходит примерно по

линии ушей, лицо обращено вверх.

Движения ногами. При плавании кролем на спине ноги выполняют попе-

ременные движения снизу-вверх (гребковое движение или «удар») и сверху-

вниз (подготовительное движение). Амплитуда движения бедер умеренная, они

удерживаются близко к поверхности воды. Степень сгибания ног в коленных

суставах несколько больше, чем при плавании кролем на груди, стопы больше

погружаются под воду. Основная роль попеременных движений ногами –

удержать тело в обтекаемом уравновешенном положении, внести свой вклад в

создание сил, продвигающих тело пловца вперед.

Движения руками. Полный цикл движения руки делят на фазы: захват,

подтягивание, отталкивание (гребковое движение) и выход руки из воды, про-

нос, вход руки в воду (подготовительное движение).

Согласование движений руками должно обеспечивать непрерывность

гребковых движений: когда одна рука завершает гребок и выходит из воды,

другая – входит в воду и начинает захват (непрерывное согласование).

Дыхание согласовывается с полным циклом движений одной рукой.

В плавании на спине, дыхание значительно облегчено тем, что выдох произво-

дится над водой и без поворота головы. Вдох выполняется через рот, выдох –

через рот и нос. Дыхание «трехтактное» – вдох, задержка дыхания, выдох.

Общее согласование движений. «Шестиударный» кроль на спине – это

наиболее рациональный вариант согласования движений. Основу его составля-

ют непрерывно чередуемые гребки руками в сочетании с дыханием. На один

полный цикл движений руками приходится шесть попеременных движений но-

гами (шесть «ударов» стопами вверх).

 

12. Техника и методика обучения поворотам и старту с тумбочки и из воды.

Стартовый прыжок с тумбочки. Общая характеристика. В соответст-

вии с правилами соревнований при плавании любым способом, кроме способа

на спине, спортсмен выполняет старт прыжком со стартовой тумбочки. Высота

ее над уровнем воды составляет 0,5-0,75 м. Качественное выполнение старта

приносит выигрыш во времени до 0,2-0,4 сек. Наиболее распространенными

вариантами стартового прыжка с тумбочки являются: «старт с махом рук»,

«старт с захватом», «легкоатлетический старт», «старт в группировке».

При анализе техники старта принято выделять следующие фазы:

• исходное положение;

• подготовительные движения и толчок;

• полет;

• вход в воду;

• скольжение;

• первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Исходное положение. По предварительной команде пловец занимает место

на заднем крае стартовой тумбочки. После подготовительной команды: «На

старт!» он должен встать хотя бы одной ногой на передний край тумбочки и

подготовиться к старту. В исходном положении при выполнении «старта захва-

том» ноги пловца согнуты в коленных суставах (угол 135-150

о

), стопы – на ши-

рине плеч, пальцы ног захватывают край тумбочки. Туловище наклонено, паль-

цы рук захватывают край тумбочки спереди между стопами (или сбоку от них).

Голова опущена, дыхание задержано. В этом положении колени пловца оказы-

ваются над передним краем тумбочки, плечевой пояс и голова – немного впе-

реди. Центр тяжести тела перенесен на переднюю часть стопы, пловец готов

мгновенно начать стартовые движения. Подготовительные движения и толчок

начинаются по команде «Марш!». Спортсмен, надавливая руками на край тум-

бочки, выводит тело из состояния равновесия, выполняет отталкивание ногами,

мах руками и посылает голову, туловище и руки вперед-вверх. Необходимо как

можно быстрее выполнить мощный толчок и послать тело в полет вперед-вверх

по оптимальной траектории. Полет начинается в момент отрыва ног от тум-

бочки. Тело вытягивается, напрягается и летит по рациональной траектории.

Руки направляются вперед, голова занимает положение между руками. Вход

в воду начинается с момента погружения кистей рук в воду Последовательно,

как бы в одну точку, входят: руки, голова, туловище, бедра и стопы. Пловец,

сохраняя обтекаемое положение, регулирует глубину погружения. Оптималь-

ным углом входа в воду, считается угол равный 15-30

о

. Скольжение начинается

с момента погружения ног в воду. Характерной отличительной чертой фазы яв-

ляется переход тела пловца из воздушной среды в водную, плотность которой

больше в 800 раз. Скольжение под водой необходимо осуществлять в обтекае-

мом положении и глубиной погружения не более 80 см. Первые плавательные

движения и выход на поверхность воды. При плавании кролем на груди после

непродолжительного скольжения пловец выполняет движения ногами кролем,

поддерживая высокую скорость движения. При плавании брассом, пловец вы-

полняет длинный гребок руками до бедер, затем следует непродолжительное

«второе» скольжение, руки выводятся вперед, ноги подтягиваются для отталки-

вания, и следует энергичный толчок ногами.

 

13. Техника и методика обучения акробатическим упражнениям.

Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, быстро­ту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобре­тенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях. Акробатиче­ские упражнения широко представлены в основной гимнастике для детей школьного возраста, используются в массовых гимнасти­ческих выступлениях. Для занятий акробатическими упражнения­ми не требуется сложного оборудования.

Использование средств акробатики в подготовке спортсменов различных специализаций приобретает все больший размах. Это объясняется тем, что установлена прямая зависимость между акро­батической подготовкой спортсменов и спортивным мастерством в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Все акробатические упражнения подразделяются на три боль­шие группы: прыжки, балансирования, бросковые упражнения.

Акробатические прыжки. Эту группу составляют прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т. е. опор­ные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразде­ляются на пять подгрупп.

Перекаты — упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без перево­рачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в сто­роны, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты ис­пользуются как самостоятельные упражнения и как подготови­тельные при изучении более сложных упражнений. Они применя­ются в вольных упражнениях как связующие элементы некоторых соединений.

Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполня­ются вперед, назад и в сторону; в группировке, согнувшись и про­гнувшись. Кувырки вперед могут выполняться и с полетом после толчка ногами.

Перевороты — вращательные движения тела с полным перево­рачиванием и промежуточной опорой. Данная подгруппа включает в себя следующие разновидности: а) собственно перевороты с фа­зой полета (одной или двумя). Выполняются вперед, назад, с раз­бега и с места; б) перевороты колесом с последовательной опорой каждой рукой и ногой без фазы полета. Выполняются вперед, на­зад и в стороны; в) перекидки, характеризующиеся медленным, равномерным вращением тела с одновременной опорой руками, рукой, без фазы полета. Выполняются вперед и назад с варьирова­нием исходных и конечных положений.

Полуперевороты. В отличие от переворотов не содержат полного вращения. Выполняются вперед и назад прыжком с одной части тела на другую.

Сальто — наиболее сложные акробатические прыжки. Это без­опорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполня­ются с поворотами. Например: полпируэта, пируэт, двойной пи­руэт, твист.

Балансирования. Данная группа объединяет акробатические уп­ражнения, в основе которых лежит сохранение собственного рав­новесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

Одиночные упражнения — стойки, мосты и шпагаты.

Парные упражнения, — один партнер (нижний) не только со­храняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

Групповые упражнения — пирамиды втроем, вчетвером, впяте­ром и т. д.

Бросковые упражнения. В основе этой группы упражнений ле­жит бросок и ловля одного партнера другим или несколькими партнерами. Прыжки — наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.

Группировка, перекаты (рис. 143) — основные подготовитель­ные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться — одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя (а), в приседе (б), лежа на спине (в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акро- батических упражнений. Например: круговой перекат, сальто^ боком.

Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь

Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппировать­ся. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев.

При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке. Кувырок назад (рис. 145). Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В мо- мент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.

Колесо (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в ли­цевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной ли­нии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техни­ки— мах одной и толчок другой ногой.

Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стой­ку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку испол­няющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддер­живая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движе­ния с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыж­ка (с места), затем с 2—3 шагов и, наконец, с разбега.

Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента — толчок и мах ногами с последующим торможе­нием, толчок руками от пола и правильное приземление.

Руки следует ставить возможно дальше от ног, без фазы поле­та, а лбом касаться пола несколько впереди рук (руки и голова Для обучения перевороту рекомендуются упражнения:

 

1.
Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.

2.
Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолк­нуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять с возвышения 3—5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой — под поясницу.


Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется ма­хом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого Прыжок из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко раз­гибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги. Затем, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком.

Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без по­мощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобед­ренных суставах необходимо несколько раз проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на воз­вышении с последующим резким выпрямлением из этого положе­ния в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение а возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания но­гами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.

Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последователь­ной опорой прямыми руками, поворотом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука — на 5—10 см влево. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч сле­дует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выпол­нить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соеди­нить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры руками обязательно должна быть фаза полета. Обу­чать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук на ноги (курбета), повторить также стойку на руках. Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад — одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками, занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обя­зательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по вы­соте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равнове- ия назад. Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партне­ров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на ру­ках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняю­щего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину пер­вому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении перед­ней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого — самостоятельно.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 1152; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты