КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование имиджа туристских территорийИмидж — это образ (территории, страны, региона) в представлении групп общественности. Правильно сформированный имидж представляет собой наиболее эффективный и действенный способ работы с массовым сознанием. Имидж страны (по определению ЮНВТО) — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта потребителей и слухов, как неофициальной, но очень важной информации, влияющей на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют представить при упоминании той или иной страны целую цепь ассоциативных картинок. Известный специалист в области имиджелогии А. Е. Кирю-нин отмечает, что имидж региона — это индивидуальный комплекс ассоциативных представлений, ядро которого — базовое представление, соотносимое индивидом с регионом. В настоящее время перед Россией стоит важная задача — формирование собственного привлекательного туристского имиджа. Под формированием имиджа понимают процесс установления ассоциативных связей между базовым представлением региона и другими представлениями путем многократного совместного воспроизведения соответствующих представлений объектов в рамках единой ситуации. При формировании имиджа региона определяется некая целевая установка — возможность узнавания регионов с сопутствующей актуализацией отношения к региону. Исследования подтверждают, что к основным составляющим имиджа как комплекса ассоциативных представлений относятся географическая, культурная, этническая, историческая. Особую роль в формировании представлений о регионе играют географические особенности. Вместе с тем разделить ассоциативный комплекс достаточно сложно, так как этнос всегда связан с ландшафтом, культурой и историческим развитием региона. Географическая составляющая имиджа региона выступает в виде суммы представлений, связанных с локализацией региона и его природными особенностями, что приводит к выделению территорий с разной степенью аттрактивное™, определяющих ее специализацию. Чаще всего аттрактивность обусловливается всем комплексом факторов (природных, культурных, технологических и пр.), и такие комплексно-аттрактивные регионы особенно привлекательны для потребителей. Культурная составляющая имиджа региона охватывает сумму представлений о регионе, связанных с совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеком в пределах региона. Базовые представления о регионе активизируются представлением материальных объектов, самые яркие ассоциации связаны с памятниками архитектуры региона. Пирамида Хеопса и статуя Сфинкса активизируют представление о Египте, площадь Святого Марка и Дворец Дожей олицетворяют Венецию, Кремль — Россию, Голубая мечеть — Турцию и т.д. Культура региона включает в себя различные проявления духовной жизни: политику, экономику, науку, право, мораль, искусство, религию. Этническая составляющая имиджа региона объединена суммой представлений о населяющих регион людях как определенной общности. Восприятие этноса имеет особенность переходить на бытовой уровень, в соответствии с этим появляется деление регионов на «хорошие» и «плохие», фактически происходит перенос образа народа на образ региона. Обычно сложные и многогранные представления о народе заменяются сложившимися стереотипами. Например, считается, что англичане чопорны, немцы педантичны, итальянцы темпераментны, американцы бесцеремонны. На формирование русского национального характера особое влияние оказали географическая среда и религия. Суровый климат, непредсказуемость природных явлений, огромная территория способствовали выработке особых черт русского национального характера: мужества, коллективизма, импульсивности, созерцательности. Православие как государственная религия русского народа придало национальному характеру стремление к идеалу (гармонии), соборность, терпение, мессианство. Особенности национального характера, как показывает практика, оказывают существенное влияние на формирование представлений о регионе. Историческая составляющая имиджа региона включает в себя ассоциативные представления, связанные с процессом развития региона. Каждый регион является своеобразной ареной развертывания разного рода исторических событий. Влияние представлений об истории региона на его имидж формируется по двум направлениям. Одно из них связано с представлением о древности: чем дальше во времени отстоят исторические события, связанные с регионом, тем ценнее он для туристов. Фактически имеет место определенная мифологизация — и имидж региона рассматривается как своеобразный миф. Такие регионы, как Египет, Греция, Китай, Индия, привлекательны для туристов прежде всего благодаря древности. Другое направление базируется на представлении об известных исторических событиях: великие войны, спортивные турниры и пр. Например, Троянская война тесно связана с представлениями о Древней Элладе (Греция), Варфоломеевская ночь — с Парижем, Крестовые походы — с Ближним Востоком. Рассматривая составляющие имиджа региона, следует особо подчеркнуть, что для активизации представлений о регионе можно использовать любую составляющую, главное — чтобы это представление было ярким и эмоционально насыщенным. Визуальные образызакрепляются при помощи материальных свидетельств — фотографий, слайдов, открыток, буклетов и пр Они отражают образ того или иного района и являются ценными свидетельствами, оживляющими впечатления. Региональный туристский маркетинг (Destinations marketing) способен создании, и закреплять так называемые «стратегические образы» туристских регионов, прежде всего образы (имиджи) городов, областей, курортных местностей, пейзажи и ландшафты. Для индустрии туризма очень важно показать объемное пространство с использованием различных рекламных средств (буклеты, брошюры, проспекты, открытки). Реклама местности призвана наделять создаваемое ею объемное пространство положительными образами и представлениями, способными привлекать гостей. В этой связи следует использовать уникальные достопримечательности местности, которые представляют интерес для туристов и в то же время могут быть усилены привлекательными художественными образами. Образы «неведомой страны», «загадочного края» — все это имеет символическую окраску и формирует впечатление туристов. Так, например, очень популярны туристские маршруты по Большому Сочи на чайные плантации в Дагомысе, с посещением музея и дегустацией в чайных домиках. В данном случае формируется образ Сочи как родины самого северного чая в мире, что, безусловно, является уникальным явлением. Однако наличие на территории уникальных объектов не делает их привлекательными автоматически, следует использовать маркетинговый инструментарий, в частности создать фантазийный образ вокруг подобных объектов. Именно для этого необходимо формировать художественные образы, используя эпос, историю региона, культурные традиции. Образ территории — это в первую очередь представление об объекте, некая «картинка», которая формируется на основе непосредственного чувственного восприятия территории. Образ территории может быть вызван из памяти через такие определенные «картинки». Например, у многих людей, даже никогда не бывавших в Италии и Риме, образ Рима ассоциируется с изображением Колизея, это происходит потому, что виды Колизея представляют в школьном учебнике истории Древнего мира Рим как столицу Римской империи. Таким образом, представление о территории как об объекте — это прежде всего комплекс разнообразных взаимосвязанных представлений, отражающих определенные стороны, признаки, связи или функции объекта, где каждое из таких представлений может «воспроизвестись» в зависимости от ситуации или направления мысли индивида (туриста). Представление о туристской территории как об объекте обладает ядром — базовым представлением («картинкой», образован ной на основе непосредственно чувственного восприятия), ньпоп которого из памяти — активизация — происходит на основе как о го-либо внешнего раздражителя и которое прямо отождествляет ся с объектом. Обычно активизация образов объектов происходи: под воздействием музыки, репродукций, открыток, фотоматорИ ;шов как в вещественной форме, так и в электронной. Базовое представление — это некоторая квинтэссенция, полученная из множества образов и «картинок», характеризующих территорию, причем чем сложнее объект, тем более неопределенным и размытым будет базовое представление о нем. Регион — гораздо более сложный объект, чем предмет, чело век или организация. Он представляет собой совокупность десятков, сотен, тысяч предметов, людей, организаций, которые в спою очередь связаны между собой. Все это не позволяет спонтанно формировать представление о регионе. Так как базовое определение сформировать достаточно сложно, следовательно, затруднительно осуществить обратную связь индивида с регионом мере > подобное представление. Поэтому необходимо сформировать /<<• левое базовое представление региона, а также комплекс связанных с ним представлений для обеспечения возможности узнавания региона. Узнавание региона, территории должно базироваться на актуализации образов, на основе ассоциативных представлений. Под представлением обычно понимают образ ранее восприми того предмета или явления, а также образ, созданный воображением, который обнаружен и извлечен из памяти. Достаточно часто формирование ассоциативных представлений связано с киноискусством. Кинофильмы «Спартак», «Антоний и Клеопатра формируют яркие ассоциативные образы Рима как величественного города, в свою очередь кинофильм «Римские каникулы» представляет Рим как очень живой, веселый и современный m род, в котором происходит почти мистическая, смешная и в то же время грустная история любви принцессы и обыкновенного репортера. Следя за сюжетом картины, зрители легко запоминают образы Рима — площадь Испании, фонтан Треви, набережную Тибра. Эти достопримечательности становятся узнаваемыми, что позволяет формировать базовое представление о Риме как о туристском объекте. Процесс восприятия территории как объекта сложен: в нем в той или иной степени участвуют такие свойства человеческой психики, как память, внимание, воображение, мышление. Этот процесс можно условно разделить на стадии, каждая из которых характеризует степень выделения объекта из единого и целостного. Последовательно происходит: · выделение объекта как целого; · выделение отдельных признаков в объекте; · выделение когнитивного содержания объекта; · выделение эмоционального содержания объекта; · формирование чувственного образа объекта в памяти. и чувств выделяет конкретный объект как некую доступную для познания целостность из множества объектов окружающего мира, затем выделяет характерные признаки объекта, которые в процессе конкретного акта восприятия принимаются за элементарные, «неделимые» и только впоследствии будут анализироваться самостоятельно. Далее при помощи абстрактно-логического аппарата будет выделено когнитивное содержание объекта, адекватное цели его действия (например, «нужно — не нужно»), а затем эмоциональное содержание («нравится — не нравится»). И на завершающей стадии в памяти выделяется место для фиксации выделенных характеристик, т. е. формируется образ. Заметим, что одни и те же объекты разными людьми могут восприниматься по-разному, это связано с особенностями органов чувств, сознания и мотивации потребителей. На особенности восприятия большое влияние оказывают также жизненный опыт, уровень образования, потребительская культура и система ценностей. Очень важно проводить активизацию представлений уже сформированного образа территории на основе ассоциаций. Под ассоциацией(лат. associatio — соединение) понимают связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями — ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и пр. Ассоциации как бы снимают ограничения, которые накладываются кратковременной памятью на восприятие ограниченного количества единиц информации и фактически обеспечивают формирование длинных цепочек представлений об объекте. Активизация представления может происходить не только путем активизации ассоциированных представлений (внутренним образом), но и в результате прямого восприятия (внешним образом). Этот процесс можно представить как сопоставление воспринятого образа с представлениями, хранящимися долгое время в памяти, и возможный «выбор» одного из них. Как уже отмечалось, представление, активизация которого происходит внешним образом и которое отождествляется с конкретным объектом, называется базовым представлением, в свою очередь, совокупность базового представления и ассоциативно связанных с ним представлений будет называться комплексом ассоциативных представлений. Большое значение при активизации представления о регионе необходимо уделять атрибутике (знакам и символам), так как они применяются для образного позиционирования региона в сознании потребителей. Например, применение герба, эмблемы, изображения животного или растения позволяют создать легко запоминающийся зрительный образ. Так, символ Флоренции — цветок лилии, символ Канады — кленовый лист, символ Ирландии — лист клевера многократно повторяются в атрибутике соответствующего региона. Подобная символика позволяет конструировать образ территории, создавать определенные стереотипы и формировать у потребителей туристских услуг своеобразные «руководства» при ее посещении. Продвигая туристскую территорию на рынке, необходимо учитывать, что в настоящее время важнейшей мотивацией при определении места отдыха является желание увидеть что-нибудь новое, интересное и волнующее. Потребитель ждет от отдыха новых впечатлений и положительных эмоций, поэтому очень важно несколько усилить и эстетизировать представляемые объекты, сделать их запоминающимися. В этой связи даже название самого тура имеет существенное значение. «Блистательный Петербург» (Санкт-Петербург), «Легенды Причерноморья» (регион Большой Сочи), «По следам аргонавтов» (Абхазия) — эти названия уже формируют образ предлагаемых для путешествия регионов, потому что звучат по-новому и активизируют у потребителей ассоциативные представления. При создании общего имиджа региона его насыщают устойчивыми символами — образами природы, элементами истории, местным фольклором и традициями, сформировавшимися стереотипами и пр. Законченный образ туристского региона является своеобразным маркетинговым продуктом, который по своей сути представляет собой стилизованный символьный комплекс, передающий особенности региона через различные коммуникативные каналы. Как и любой продукт, он обладает стоимостью, которая в данном случае выступает как «символьная стоимость» и отражает ценность фирменного знака, торговой марки, логотипа, которые приносят высокие доходы. Символьная ценность региона представляет своеобразный базис его бренда, на основе которого регионы конкурируют друг с другом. Это прежде всего необходимо учитывать при формировании маркетинговых стратегий регионов. Символьная ценность региона в значительной степени формируется за счет атрибутики региона, или атрибутивных знаков, к которым относят наименование региона, флаг, герб, девиз и гимн. Атрибутивные знаки не являются формально выбранными средствами, применяемыми для обозначения конкретного региона, они связаны со множеством других знаков и органично входят в единую систему знаковой культуры, представляющей со бой генетическую память людей. В то же время они легко воспринимаются органами чувств и активно формируют представление о регионе. Эффективная атрибутика в сочетании с продуманной маркетинговой программой региона дает возможность формировать положительный имидж страны, отдельной территории или туристской дестинации. Как уже отмечалось, работа по формированию имиджа должна проводиться системно и ориентироваться на различные целевые рынки, поскольку представления о потребительской ценности туристской территории неодинаковы (для одной группы потребителей ключевым оценочным признаком может быть безопасность, для других — уровень сервиса, для третьих — стоимость услуг). Фактически имидж выступает в качестве инструмента достижения стратегических целей, затрагивающих основные стороны деятельности территории. Позитивный имидж повышает ценность региона в сознании потребителей. Создание позитивного имиджа (паблисити) представляет собой информационную деятельность, направленную на формирование его заново или изменение (корректирование, обновление, восстановление). Имидж выполняет три основные функции: идентификации— создания апробированных путей идентификации (идентичность — это отождествление объектов посредством знаков, символов, мифов, ритуалов и пр.); идеализации — идеализация объекта дает возможность совместить желаемое и действительное восприятие. При идеализации территория как объект воспринимается в соответствии с представлением потребителей, т.е. задаются наиболее эффективные сценарии развития событий, поступков, действий; противопоставления — строится на контрасте с другими имиджами, для того чтобы подчеркнуть преимущества данного конкретного или иного объекта. Имидж любого туристского региона не является неизменным, представления о регионе могут меняться, особенно под воздействием политических и экономических факторов. Войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы значительно ослабляют имидж региона. Кроме того, они закрепляют в сознании потребителей стойкие отрицательные стереотипы. Так, например, война в Абхазии сформировала у многих потребителей отрицательный стереотип восприятия этого региона как опасного, непредсказуемого, бедного. В то же время курорты Геленджик и Анапа воспринимаются как благополучные, процветающие и развивающиеся. Самым эффективным пропагандистским средством, способным формировать позитивный имидж, являются реклама и грамотная пропагандистская политика как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Эффективный промоушн (продвижение) страны и ее отдельных регионов по сути является маркетингом имиджа. Отправная точка этого процесса — начальная диагностика имиджа, при которой определяется фактически существующая оценка имиджа. Обычно определяют три основных типа: позитивный, негативный и нейтральный имидж территории. Следующим этапом маркетинга имиджа является выбор целей. В данном случае необходимо выбрать определенное направление деятельности в области имиджа территории (формирование имиджа, обновление, укрепление, изменение). Затем на основе поставленной цели формируется тактика деятельности, т.е. ставятся конкретные задачи, применяются определенные методы и инструменты. Представим маркетинг имиджа туристской территории как процесс (рис. 6). Одним из важнейших методов маркетинга имиджа туристской территории является имиджевое позиционирование. Имиджевое позиционирование туристских территорий строится на определенном кратком и афористичном слогане, подчеркивающем их уникальность и ценность. Приведем наиболее показательные примеры позиционирования имиджа туристских территорий (табл. 10). Проблема позиционирования имиджа особенно актуальна для России. Многие туристские регионы приступили к ее решению. Достаточно удачно позиционируют свой имидж курорты Краснодарского края, и в частности курорт Сочи, выдвигая в качестве ключевого слогана «Сочи — это Кавказская Ривьера». Это уже исторически сложившийся девиз, так как в начале прошлого века на территории города была построена первая современная здравница, названная «Кавказская Ривьера». Именно с этого момента
Билет № 90 Особенности брендинга туристских территорий. Основные понятия в области брендинга туристских территорий, характеристика видов брендов. Географические бренды. Процесс формирования бренда, характеристика основных этапов. Интересный подход к формированию имиджа демонстрируют туристские регионы Ближнего Востока. В частности, Объединенные Арабские Эмираты позиционируют себя как страну пустынь, прекрасных пляжей и «Пальмовых островов». Кроме того, этот регион называют «торговым раем». Другое государство Ближнего Востока — Катар создает себе имидж страны делового туризма. Для успешного формирования имиджа необходимы регулярные маркетинговые исследования, которые позволяют выявить определенные закономерности и причинно-следственные связи, дать оценку привлекательности региона для туристов. Для объективной оценки привлекательности имиджа важно определить оценочные показатели. В качестве основных групп показателей можно выделить: психофизические — характеризуют физический и эмоциональный комфорт, экологическую безопасность отдыха; репутационные(имиджевые) — характеризуют степень престижности отдыха в регионе; социальные — отражают социальную стабильность в регионе, отношение местного населения к туристам; культурно-эстетические— характеризуют уровень историко-культурного потенциала региона, информационную насыщенность, степень познавательности экскурсионных маршрутов; экономические — отражают уровень туристских расходов, стоимость основных и дополнительных услуг, соответствие цены и качества. Важнейшим составным элементом маркетинга туристских территорий является маркетинг достопримечательностей. Он, в свою очередь, неразрывно связан с маркетингом имиджа, так как именно достопримечательности являются слагаемыми позитивного имиджа туристского региона. К сожалению, этот вид маркетинга малоизучен, практически неисследованы вопросы влияния афиктивности отдельных достопримечательностей на имидж всей туристской территории. В то же время не вызывает сомнения факт исключительного влияния отдельных уникальных объектов на имидж территории, которые иногда становятся символами городов и туристских центров (Эйфелева башня в Париже, Тадж-Ма-\;м\ в Индии, Тауэрский мост в Лондоне). Конечно, ценность и аттрактивность достопримечательностей ииисит прежде всего от их исторической и культурной значимости, которая для широко известных объектов является бесспорной, однако это не значит, что новые объекты не привлекательны для туристов. Примерами могут служить вполне удачный маркетинг сравнительно нового туристского центра России — Великого Устюга, известного как родина российского Деда Мороза, или новой достопримечательности на окраине Санкт-Петербурга — деревни Шуваловка, которая позиционируется как этническая деревня, центр народных промыслов и ремесел в сочетании с обширной программой отдыха, развлечений и русских народных забав. Фактически такая имиджевая политика формирует новые бренды территорий, комплекс уникальных отличительных черт региона. Как известно, брендинг — важнейшее направление маркетинговых коммуникаций. Существуют различные виды брендов: товарные, сервисные, личностей, организаций, событий, а также географические. Для маркетинга имиджа особую роль выполняют «географические» бренды («Geographical» brands), где объектом брендинга являются города, страны, курорты. Этот вид бренда постепенно становится распространенным, особенно в туристическом бизнесе, так как его создание и успешное продвижение позволяют получать дополнительные доходы. Наиболее яркие примеры уже сложившихся географических брендов — горнолыжный курорт Сент-Моритц, Французская Ривьера и Сейшельские острова — приносят туристским территориям и компаниям, которые занимаются их продвижением, немалые прибыли. По широте охвата потребителей географические бренды делят на три основные категории: локальный, национальный и мульти-национальный. Местный, или локальный, бренд можно определить как бренд, существующий на определенной ограниченной территории — в пределах одного города или даже городского района, в рамках одного туристского центра, достопримечательности. Локальность бренда не является признаком его слабости: как правило, это результат продуманной стратегии брендинга и рационального распределения ресурсов. Многие компании и территории предпочитают создавать сильные локальные бренды и концентрироваться на одном регионе вместо создания «размытого» бренда нацио нального уровня. Примерами сильных брендов локального уровня являются известные туристские центры Италии — Венеция, Флоренция, Неаполь. Национальный бренд существует в пределах одной страны, требует значительных финансовых вложений на формирование и развитие, однако работа по формированию национального туристского бренда является необходимой для успешного продвижения страны на международном туристском рынке. Мулътинационалъный (мировой) бренд — это бренд, который базируется на единых стратегических принципах в области позиционирования и маркетинга в мировых масштабах, в то же время конкретные маркетинговые мероприятия в разных регионах могут различаться в зависимости от национальных особенностей стран и туристских регионов. Брендинг — это процесс построения, развития и управления брэндом, цель которого — создание сильного и конкурентоспособного бренда. Классическая схема создания бренда представляет собой достаточно сложный процесс, который в упрощенном варианте можно представить в виде последовательности этапов: 1) стратегический анализ рынка с использованием маркетинговых технологий; 2) оценка целесообразности вывода бренда на рынок; 3) позиционирование бренда; 4) создание атрибутики бренда. Первым этапом создания бренда является анализ рыночной ситуации, которая определяет целесообразность выведения новой торговой марки на рынок. Для этого используются все известные маркетинговые механизмы, способствующие точному определению характеристик рынка: SWOT-анализ, сегментация потребителей и анализ конкурентной среды. Второй этап дает понимание необходимости создания бренда с ощущаемыми и воображаемыми отличиями от конкурентов. Производитель ожидает от бренда резкого увеличения продаж, получение дополнительной прибыли и возможность в дальнейшем эксплуатировать его, поэтому на данном этапе следует реально оценить предполагаемые затраты и возможные доходы от брендинга. Третий этап завершает стратегическую часть программы создания бренда. Основой этого этапа является позиционирование. Позиционирование бренда позволяет в определенной мере управлять мнением потребителей относительно места бренда среди множества различных марок. Фактически позиционирование — это видение собственной марки каждой компании в отдельности, оно позволяет сравнивать отдельные марки, выявляя преимущества и недостатки. Четвертый этап— этап создания креативного образа бренда. На этом этапе определяется содержательная сущность бренда, его ценность для потребителей, а также уровень дизайнерской разработки имени бренда, фирменного знака и других атрибутов. Разрабатывая бренд, необходимо совершить ряд последовательных действий: 1) определить миссию бренда; 2) определить и сформулировать философию бренда; 3) разработать концепцию и стратегию развития бренда; 4) сформировать систему стратегических образов бренда; 5) определить фирменные символы, название бренда; 6) создать систему коммуникаций бренда.
Билет № 91 Маркетинг городов и туристских центров. Туристские центры (дестинации), основные понятия, роль, значение, функции, особенности специализации. Классификация туристских центров, основные типы и виды. Сущность и особенности маркетинга городов и достопримечательностей.
Маркетинг городов и туристских центров 'Город как объект научных исследований изучается целым рядом наук: антропология исследует происхождение городов; экономика — городские хозяйственные системы; география — городские формы; история — проблемы урбанизации; политология -органы городского управления и структуры власти; социология -городской общественный уклад. Города выступают как сложные комплексы исследования и каждая научная дисциплина имеет собственный идеальный образ города, свой предмет изучения, который отвечает специфике той или иной отрасли науки. В этой связи можно выделить ряд ключевых подходов, отражающих специфические особенности городов, изучаемые различными отраслями знаний. ^Происхождение городов в большей степени интересует антропологов и историков, которые рассматривают эволюцию различных форм поселений людей. Они изучают историческое разнообразие форм человеческого сосуществования. Города в исторической трактовке, как правило, становятся предметами для изучения городского быта, городской среды, уровня городского хозяйствования и социально-экономического уклада. Урбанизация является универсальной темой изучения для всех научных дисциплин, занимающихся вопросами городских поселений.) Особый интерес к этим проблемам проявляют географы, занимающиеся изучением феномена появления городов и проблемами диффузии городских форм. Урбанизм как образ жизни и доминирующая форма жизнедеятельности человека в городской среде исследуется антропологами, историками, политологами, социологами. ^Городская форма, или городская морфология, составляет предмет интереса специалистов градостроения, которых в первую очередь занимают физический образ архитектурного ландшафта, включающего улицы, парки, дворы, образующие внешний облик города. В свою очередь, архитектура вносит значительный вклад в изучение морфологии городского пространства. Географическая составляющая этого процесса заключается в изучении пространственных форм расширения городской среды и формирования городского ландшафта, Городские системы исследуются экономическими науками. Здесь во главу угла ставятся отношения между городом и окружающими его регионами. Система отношений города и окружающих его районов в значительной степени опирается на подходы, выработанные региональной экономикой, рассматривающей проблемы функционирования и жизнедеятельности региональных экономических систем. В контексте данного анализа сложились два традиционных методологических подхода. Первый предложен В. Кристаллером, автором теории «Центральных мест». В соответствии с этим подходом, город рассматривается как экономический центр (центральное место региона), обслуживающий товарами и услугами не только себя, но и население окружающих районов, а также формирующий гармоничную систему отношений между городом и окружающими его сельскими районами. Второй подход исходит из марксистских позиций. Город рассматривается как некое доминирующее образование, которое оттягивает на себя излишек рабочей силы из окружающих сельских районов, игнорирует проблему поддержания социальной стабильности на близлежащих территориях. Сообщество и городские властные структуры исследуются политологами и социологами. Эти области наук рассматривают проблемы формирования и эволюции политических элит, процессы образования первичных общественных отношений среди жителей городов, объединенных общим местом проживания или определенными экономическими интересами. '"Исследователи городского пространства и системы городских отношений ввели в научный оборот новые понятия и механизмы интерпретации городского пространства: «образ города», «дух города», «мифогеография», «семиотика городского пространства» (семиотика — наука о знаках и знаковых системах) и np. TaK, в начале 1960-х годов известный американский архитектор-урбанист Кевин Линч (К. Linch) провел серию исследований о восприятии различными людьми одного и того же города. Основой для них послужили интервью жителей городов об образах центральных частей Бостона, Лос-Анджелеса и Нью-Джерси. Ученый сделал предположение о том, что образом города является общее ментальное представление о внешнем физическом облике города. Одним из главных результатов исследования, основанного на оригинальной методике индивидуального картографирования центральной части города, стало то, что|§осприятие (образ) города у разных людей существенно разнится. Оно зависит от целого ряда причин, в числе которых возраст, социальное положение, статус, уровень образования людей-j Психолог С. Майлгрэм (S. Milgram), пытаясь объяснить причину данного феномена, пришел к выводу, что ментальные карты складываются на основании собственных знаний о социально значимых «важных зонах» города, которые являются определяющим фактором в формировании имиджа городов. Этот процесс крайне сложен и противоречив, так как не существует единого образа города. Люди «строят» свой город в воображении, используя для этого различные детали городского ландшафта. И поскольку восприятие города у разных людей существенно отличается, такие созданные в воображении города являются максимально индивидуализированными . 'Следует учесть также, что различные образы одного города создаются не только разными людьми, но и различными научными дисциплинами, так как каждая наука выделяет в изучаемом объекте — городе — «свои» отдельные стороны. Увеличение масштаба дает возможность взглянуть на город во всей его целостности и полноте. В этой связи очень важен анализ города в контексте культуры и системы социальных отношений, где доминирующими являются социальные, ценностные и духовные факторы. В исторически сложившихся образах городов сочетаются как положительные, так и отрицательные качества с одной стороны, город рассматривается как источник опасности и тревоги, а с другой — как интенсивное коммуникативное пространство, место концентрации науки, культуры, образования^ ^Перечислим наиболее устойчивые ассоциации, связанные с восприятием города различными людьми. Город-базар (рынок). Это, скорее, положительная характеристика города как места, дающего возможность реализовать рыночные возможности. Эта особенность города позволяет каждому найти в нем свое место. Город предлагает людям разнообразие возможностей в течение всей их жизни Человек, рожденный в одном социальном слое, благодаря профессии и интересам в процессе жизни расширяет круг своего проникновения в самые различные общественные слои, что открывает новые пути к самореализации и саморазвитию. ^Город-джунгли. Этот образ чаще других используется в метафорическом описании городов. Здесь город предстает как место, где идет постоянная борьба за выживание. Это плотно населенная территория, в различных частях которой реализуется право сильного. Это арена каждодневной борьбы с чужаками, которые со своей стороны претендуют на установление своего влияния в том или ином кварталe. ^Город-организм. В рамках этого образа город предстает как система, в которой имеется новое качество, иное, нежели чем в каждой отдельной его части. Формируется некая «органическая солидарность», которая составляет базообразующую основу всего городского социума и взаимозависимости всех его слоев и компонентов. В современном обществе каждая отдельная часть этой системы зависит от другой, и именно это уберегает его от втягивания в пучину постоянных социальных конфликтовдМногообразие частей через «органическую солидарность» ведет к специализации — основе нового социального порядка. Таким образом, город представляется важнейшей частью сложной системы социально-экономической жизнедеятельности общества и составляет с ним еди-ньш организм. ^Город-машина. Наиболее ярко картину города, отвечающую данному образу, можно увидеть в фильме Ч. Чаплина «Новые времена». Эта машина создана ради собственного интереса создателя механизма. Ее целью является отнюдь не благополучие отдельных ее составляющих и обслуживающих, а скорее наоборот. В работе Д.Логэна (J.Logan) и X.Молоча (Н.Molotch) «Городское богатство» само понятие «политэкономия места» ассоциируется с все возрастающей зависимостью города от интересов правящих элит, от выгоды и процветания определенных групп городского населения. В основу представления о городе как о машине положены
|