КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИЛЕТ № 18. 1. Периодическая печать в системе СМИ1. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важн. свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления. со всеми сообщен. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удоб. время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатн. изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать - прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет - периодич. изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое знач. - еженедельники. Часть из них - еженед. газеты. Часто они - как приложения к ежедн. Еженедельные тонкие журналы - их информация выходит за рамки недельных событий. Ж-лы - носители фундамент. информации, дают возможность масштабного .взгляда на действительность. Ж-лы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.
2. СМИ конца 1920-х – 30-х гг. в структуре административно-командной системы Конец 20-х представлял собой рубеж, за которым все отчетливее проявляется крах демократических начал в жизни советского общества. На смену им пришли лозунги официальной пропаганды, далекие от правды жизни. Монополия политической власти партии, сращивание партийного и хозяйственного аппаратов открывали путь к формированию и укреплению авторитарной командно-административной системы, развернувшей стремительный процесс насильственного преобразования экономики. Получив всю полноту власти в свои руки, Сталин, опираясь на ленинские идеи социалистического строительства, выдвинул собственную модель строительства социализма в СССР. Уповая на успехи, достигнутые в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, он привел в движение все механизмы власти, чтобы быстрыми темпами осуществить социалистическое строительство. В сложившихся условиях дальнейшее развитие средств информации однопартийной системы было обусловлено необходимостью идеологического и организационного обеспечения выдвинутой Сталиным концепции строительства социализма. В конце 20-х начале 30-х развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты. Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы: создаются центральные отраслевые газеты: “Сельскохозяйственная газета”, затем “Социалистическое земледелие”, “За пищевую индустрию”, “Легкая индустрия”. 1 января 1930 вышел №1 газеты “За индустриализацию” (орган Наркомтяжпрома), на страницах которой широко освещались вопросы организации производства, планирования, управления промышленностью, передовой производственный опыт. Газета вела настойчивую борьбу за освоение новой техники, за подъем темпов работ, прежде всего в тяжелой промышленности. Она рассказывала о строительстве крупных индустриальных гигантов, о путях технической реконструкции, о необходимости выполнения всех производственно-экономических и финансовых параметров работы предприятия. Все это дало мощный толчок развитию массового движения за овладение новой техникой. Заметный вклад в распространение научно-технической информации и подъем профессионального уровня рабочих и инженерно-технических работников внесло приложение к газете. Его название отражало типологическую суть издания - “Техника”. Выросшее из отдел, оно отпочковалось от газеты и оформилось в самостоятельный орган. О его характере дают полное представление материалы рубрик и отделов: “Новости науки и техники в СССР”, “Новости науки и техники за границей”, “Рабочее изобретательство”, “Технические консультации” и др. Тематическая направленность издания свидетельствовала о широте научно-технической пропаганды и преследуемых целях с учетом общественной потребности в различной информации. Газета “Техника” поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выступала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых Процесс дифференциации центральной отраслевой печати происходил и в середине 30-х. Появляются новые газеты “Уголь”, “Черная металлургия”, “Машиностроения” и др. В годы первых пятилеток возникают новые элементы и в структуре местной и национальной печати. В связи с реорганизацией административно-территориального деления в некоторых республиках создаются областные газеты. Так, на Украине выходят областные газеты “Заря” (Днепропетровская), “Социалистична Украина”, “Социалистический Донбасс” и др. Всего к началу 2-й пятилетки на Украине выходили 1196 газет. Из них 30 республиканских, 14 областных, около 100 городских. Число газет неуклонно росло. К концу восстановительного периода в основном был завершен переход прессы национальных республик на местные языки, главным итогом которого явилось создание массовой крестьянской газеты. К середине 30-х в стране сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом: А) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; Б) центральные, республиканские издания для крестьян; В) центральные, республиканские молодежные издания; Г) центральные, республиканские отраслевые издания. Характеристика системы по вертикали: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.), многотиражные газеты. В 1928 в систему всей советской печати входило около 2 000 газет, разовый тираж которых составлял 9,5 миллионов экземпляров, в то время как в 1925 - в последнем году восстановительного периода - 1120 газет. Разовый тираж их был немногим более 8 миллионов экземпляров. К концу первой пятилетки - в 1932 - в стране выходило 7,5 тысяч газет, а к концу второй пятилетки - в 1936 - 9250 газет. Разовый тираж поднялся с 35,5 до 38 млн экз. Гигантский рост тиражей свидетельствовал о растущем интересе масс к периодической печати, о безусловно важном месте ее в системе политических институтов страны, однако директивный характер проведения подписки на периодику по-прежнему сохранялся. Органической частью развивающейся системы СМИ 20-30-х были журналы, растущий объем книжной продукции. Если в 1926 выходил 1631 журнал, то в 1929 - 2188. Несколько по-иному сложилось положение вещей в выпуске журнальной периодики во 2-й пятилетке. В 1936 выходило 1995 журналов. Сокращение сети журналов было вызвано тем, что в период первой пятилетки нередко возникали издания, часто дублировавшие друг друга, параллельной тематики. Однако в последующие годы положение журнальной периодики стабилизировалось, и она продолжала расти в основном за счет журналов, выходивших в национальных республиках. В их числе, в частности, отраслевые издания: “Технику в массы” (Белоруссия), “Овладеем техникой” (Армения) и др. В к. 20-х начинается перестройка издательской системы, превратившая Госиздат в центр и основную базу книгоиздательского дела. Именно в эти годы впервые была получена реальная возможность издавать массовую книгу стотысячными тиражами. Так, в издательстве “Московский рабочий” начинает выходить “Роман-газета”, целью которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей среди широких масс. В конце 20-х Госиздат выпускает “Дешевую библиотеку классиков”, состоявшую из важнейших произведений классической и современной художественной литературы. В 30-е осуществляется реформа издательского дела, которая привела к созданию трех крупных специализированных издательств: государственного издательства “Художественная литература”, “Детгиз”, значительно расширившегося издательства “Академия”. В 1934 создается издательство “Советская литература”. Жесткая регламентация тематики выпускаемой литературы, определившиеся приоритетные направления в издательской политике государства привели к тому, что выпуск художественной литературы сократился. Заметные изменения происходят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стране единой государственной информационной службы. Укрепляется международный отдел ТАСС, он становится участником международного информационного обмена. Все более крепнущей частью системы СМИ становилось радио. В структуре радиогазет 20-30-х кроме основной проблематики выделялись отдельные блоки: “По Союзу Советов”, “По Союзу Советский республик”, “Что слышно в Москве”, “Новости науки и техники”, “Книжный уголок”, “Радиоотклики”, “Что нового за границей”, “Спорт” и др. К концу 1-й пятилетки работало 60 станций. Возросла радиоаудитория, появились новые формы и жанры радиопередач: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вечера народов СССР и др. Объем Центрального и местного радиовещания по сравнению с предыдущим периодом почти удвоился. Все это вызывало необходимость создать новый руководящий радиовещательный центр, способный решать в масштабах всей страны назревшие проблемы радиовещания, его дальнейшего развития, совершенствования. Таким центром стал в 1931 Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов, реорганизованный в 1933 во Всесоюзный комитет по радиовещанию и радиофикации при СНК СССР. Эпоха 2-й пятилетки связана с первыми шагами советского телевидения. В сентябре 1934 Совнарком СССР обязал Наркомат связи и Наркомтяжпром приступить к изготовлению технического оборудования для телевидения с тем, чтобы в 1935 было освоено производство передающей и приемной телевизионной аппаратуры. 15 ноября 1934 был проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в программе пригласили известного артиста И.Москвина. Три с половиной года спустя состоялась пробная студийная телевизионная передача: в начале марта 1938 в телевизионном центре на Шаболовке и велось методом электронного телевидения с разложением изображения на 343 строки. 1 сентября 1938 был принят в эксплуатацию Ленинградский телевизионный центр. Передачи его выходили в эфир через день. 5 ноября начались опытные телевизионные передачи из нового Московского телецентра на Шаболовке. Они велись практически каждый день. Чтобы ликвидировать бумажный голод в газетно-журнальном и книжном производстве, начинается строительство ряда бумажно-целлюлозных комбинатов, предприятий, производящих отечественное полиграфическое оборудование. С 1931 “Правда” печатается не только в Москве. Ее матрицы доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск, и там с них печатают газету. В стране крепла и все заметнее расширялась система учебных заведений, готовивших работников печати: Коммунистический институт журналистики им.Правды в Москве, им. В.В.Воровского в Ленинграде, в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате. Центральная печать выступала за сбалансированный подход в осуществлении индустриализации. Однако были силы, которые настаивали на форсированном ее проведении. Эта идея принадлежала Троцкому, работавшему тогда в ВСНХ СССР. В статьях 1925 он предлагал путь сверхиндустриализации, чреватый большими изъятиями денег из деревни, отрывом промышленности от сельского хозяйства. Рьяным противником выступил Сталин, но прошло всего два года, и он, вопреки своим разоблачениям Троцкого, стал не только настаивать, но и в обход ЦК, Политбюро давал указания на развертывание темпов индустриализации любой ценой. В 1927 Троцкий был исключен из партии и сослан в Алма-Ату. Во 2-й половине 1928 Троцкий сошел с политической арены, но противники сверхиндустриализации оставались: главный идеолог партии, главный редактор “Правды” Н.Бухарин. 30 сентября 1928 в “Правде” появилась его статья “Заметки экономиста. К началу нового хозяйственного года”. Она созвучна ленинским идеям социалистического строительства. В мае 1929 был утвержден 1-й пятилетний план. Центральная и местная пресса публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки. К концу 20-х Сталин при поддержке своего окружения, проводя собственную модель социалистического строительства в стране, утверждал, что объективный ход социально-экономического строительства ставит на повестку дня вопрос о социалистических преобразованиях сельского хозяйства. Предполагалось, что его реорганизация будет осуществляться на основе коренной технической реконструкции, подъеме общей культуры деревни. Сталин, ссылаясь на низкую продуктивность сельского хозяйства, заявлял, что оно сдерживает развитие индустрии. Так возникла идея “сплошной коллективизации”. 31 января 1930 “Правда” выступила с передовой “Рычаг социалистического соревнования в колхозы”, в которой, не до конца разобравшись в ситуации, сложившейся в ходе коллективизации, призывала центральные и местные издания развернуть соревнование за форсирование темпов коллективизации. Газеты публиковали “Красные доски”, организовывали в хозяйствах свои ударные посты селькоров и т.д. То есть делали все, чтобы подтолкнуть ход коллективизации. На этом фоне выгодно отличалась “Крестьянская газета”. В конце 20-х - начале 30-х она была одной из самых популярных в стране. Разовый тираж достигал 3 млн экз. Ни одна газета в мире в те годы не имела такого большого тиража. Тон перегибам в ходе коллективизации был задан Сталиным во время зимней поездки 1928 в районы Сибири. Чрезвычайные меры с тех пор были превращены в систему (не только против кулачества, но и против середняков). Нарушался принцип добровольности вступления в колхозы. 1933 - вторая пятилетка. В печати развернулась пропаганда не только общих задач пятилетки, но и конкретных заданий года, первых успехов в труде.. “Правда” публиковала многочисленные оперативные заметки, телеграммы, корреспонденции, объединяя их в раздел “Последние известия с фронта индустриализации”. Этот раздел “Правды” перекликался и даже дополнялся объединявшимися единой рубрикой радиорепортажами “Трансляции из жизни”. Этим циклом было положено начало новому виду передач, получивших с 1 сентября 1932 известное нам сегодня название “Последние известия”. Передачи “Последних известий” были рождены самой эпохой реконструкции народного хозяйства, индустриализации страны. Огромный поток информационного материала, требующий оперативного освещения, не укладывался уже в рамки радиогазет. В эти годы утверждается как жанра репортаж. Значительное место в отечественной журналистике 30-х заняли материалы о мужестве и героизме советских людей, их любви к Родине и т.д. (Спасение экипажа “Челюскина” в 1934, героизм воинов, сражавшихся на Халхин-Голе, у озера Хасан). Вся советская журналистика была проникнута оптимизмом, уходила от реалий. Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. С тем, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики. Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк: индустриальный (Б. Горбатов), сельскохозяйственный (А. Колосов), путевой (М. Горький, “По Союзу Советов”, М. Шагинян, “Советское Закавказье”). В 30-е расцветает талант М. Кольцова, репортера, очеркиста, фельетониста (“Три дня в такси”, “Семь дней в классе”, “К вопросу о тупоумии”). Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е был М.Зощенко. Ильф и Петров начали свою совместную деятельность в “Гудке” и затем продолжили ее в юмористических журналах и в “Правде”. С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельшам, В. Маяковский, А. Платонов, К. Радек и другие. В 20-30-е печать стала орудием административно-командной системы. Она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. В 1937 в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 миллиона экземпляров.
3. Журналистский текст и социальная практика Социальная практика - весь комплекс видов деятельности человека, который способствует поступательному развитию или сохранению общества. От нее мы можем отличать индивидуальную практику: деятельность, направленную на самосохранение или на саморазвитие общества. Если индивидуальные интересы совпадают с общественными, социальная практика совпадает с индивидуальной. Может быть антисоциальная индивидуальная практика. Может быть индивидуальная практика, необходимая для саморазвития личности, но не соприкасающаяся с социальной практикой - это частная жизнь, и она не является предметом журналистики. Отсюда возникает противоречие, как и когда может быть подана в журналистике частная жизнь. Частная жизнь, индивидуальная практика, представляющая угрозу для общества, - предмет обязательного отображения журналистом. Социальная практика - среда, в которой обращается журналистский текст. Это не то, во что вмешивается журналистский текст, журналистский текст - сам часть социальной практики. Это акт социальной деятельности, практической политики (нет, кстати, неполитической журналистики). Это выражается в том, что социальная практика изменяется после публикации журналистского текста, преобразующего его в другую социальную практику. Когда погибла принцесса Диана, огромная масса людей считала себя лично обездоленной, выражала свое горе в том числе и в намерении линчевать папарацци. Но кто бы горевал о Диане, если бы не папарацци. Все прижизненные сообщения о Диане были сомнительного толка. Разные скабрезные фотографии хорошо оплачивались изданиями. Те, кто хотел линчевать папарацци, были как раз потребителями такой информации. Парадокс, но несмотря на такие сообщения в прессе о жизни принцессы, в обществе сложился образ идеала свободной женщины. Отдельные журналистские тексты в данном случае не изменяли социальной практики, но все вместе создавали определенный тип восприятия всех текстов, создавали имидж Дианы. Создали социальную практику (женского движения, например). Эта социальная практика разбавляется другими представлениями - типа “Я сама”. В социальной практике идет постоянная борьба представлений. Журналисту необходимо выбирать определенный тип текста, отображающий социальную практику. Так возникли жанры. При традиционно-литературном подходе, жанр - это некий тип сообщения, журналистской публикации, различаемый в потоке информации по устойчивым приемам организации теста. А можно рассматривать жанр как алгоритм интеллектуальных процессов, в результате которых создается определенный текст.
|