КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИЛЕТ № 22. 1. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия1. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия Отношения между редакцией, ее учредителем и издателем имеют огромное значение для обеспечения ее существования и деятельности. Эти отношения имеют 2 аспекта: правовой и экономический. Правовой аспект этих отношений определен Законом РФ о СМИ. Статья 7 указывает, кто может быть учредителем (соучредителем) СМИ: гражданин, достигший 18-летнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация и государственный орган. Этого права лишен гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. В других статьях определяется статус редакции, учредителя и издателя, их права, обязанности и взаимоотношения. В соответствии с этим редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Она может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. И, что важно, редакция может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества. Редакция действует на основании своего устава, который принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников. В Уставе, наряду с другими сторонами ее статуса, определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции и возглавляющего ее главного редактора. Учредитель утверждает устав редакции и/или заключает с ней или ее главным редактором договор. До утверждения Устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться договором с ним. В Законе указывается, что учредитель также может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Одна из статей Закона устанавливает права и обязанности издателя. Как и редакция, издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции. Наконец, в статье 22 Закона определяются характер и содержание договоров между редакцией, учредителем и издателем, их производственные, имущественные и финансовые отношения: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства издательства по материально-техническому обеспечению производства печатных периодических изданий и т.д. Однако правовой аспект отношений редакции с учредителем и издателем непосредственно связан с их экономическим аспектом. Более того - определяет его. Это находит выражение уже в договорах, которые редакция заключает со своим учредителем, если им является предприятие, учреждение, общественная организация или государственный орган, и с издательством. В этих договорах указывается, какую часть прибыли редакция перечисляет учредителю и издательству. Кроме того, в договоре с издательством определяется арендная плата редакции издательству за предоставляемые ей помещения, мебель, оборудование и выплаты за производственные и другие услуги. Важнейшее значение, однако, в определении отношений редакции с учредителем и издателем имеет вопрос о собственности. Кто является владельцем данного СМИ, собственником основных фондов и оборотных средств? От ответа на этот вопрос зависит степень подлинной независимости газеты, уровень самостоятельности действий редакции. Частное лицо может быть владельцем всего выше перечисленного, ему принадлежат доходы и прибыль от реализации тиража, публикации рекламы, он же может стать главным редактором газеты. В современной рыночной ситуации частные учредители редко выступают и как издатели - создание собственной полиграфической базы требует многомиллионных вложений. Чаще в редакционной практике встречается сочетание частного учредительства с обязанностями ее главного редактора. Иногда учредителем становится группа граждан, объединивших свои капиталы (1992, “Биржа”). Широко распространен вариант, когда в роли учредителя выступает журналистский коллектив. В этом случае он является собственником СМИ, основных фондов и оборотных средств. В уставе редакции определяются все права и обязанности членов журналистского коллектива. В тех случаях, когда газету основывает какой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация, предприятие, учреждение, фирма и т.п., используются 2 варианта учредительства. При одном в роли учредителя выступает конкретная структура, которая основывает СМИ и обеспечивает необходимые средства. Учредитель утверждает редакционный устав и назначает главного редактора. Но чаще возникает т.н. двузвенный учредитель. В его роли выступают и тот орган или организация, который является основателем газеты, и журналистский коллектив. Этот вариант позволяет обеспечить достаточную самостоятельность редакции в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества, что фиксируется в договоре с основателем СМИ. Так, учредителем газеты “Российские вести” является правительство РФ. Учредители еженедельника “Книжное обозрение” - Министерство печати и массовой информации РФ и трудовой коллектив редакции. В условиях политической и экономической нестабильности, ужесточения конкурентной борьбы многим СМИ становится все труднее сохранять свое существование. Чтобы избежать банкротства, редакции все чаще ищут спонсоров. В роли спонсора выступают предприниматели, крупные фирмы, банки, биржи и другие коммерческие структуры. Финансовая поддержка спонсора дает возможность редакции компенсировать убытки, свести без дефицита баланс, реализовать издательские и коммерческие проекты, обещающие прибыль. Спонсор может оказать помощь редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств. Он может достичь желаемого результата, передавая редакции рекламу и щедро оплачивая ее. Может предоставить редакции новейшие технические средства, которые помогут увеличить конкурентоспособность. Но спонсорство редко приобретает характер бескорыстного меценатства. Как правило, оказывая газете помощь, спонсор всегда что-то получает от редакции. Иногда это лишь возможность влиять на редакционную политику, на характер и направленность публикаций газеты. А нередко - возможность стать фактическим совладельцем СМИ. Дотация - денежное пособие, с помощью которого государственный орган или общественная организация поддерживает существование своего печатного издания. Она выдается регулярно, обеспечивая регулярное покрытие какой-то части расходов. Это тоже средство влияния на редакционную и информационную политику издания. Разумеется, редакционная и информационная политика - это именно то, что важно для аудитории.
2. Г.И. Успенский – очеркист русской деревни “Отечественные записки”, “Дело”, “Русская мысль”, газета “Русские ведомости” - творчество Успенского рассеяно по ряду изданий. Активно участвовал и в “Северном вестнике”, там был опубликован цикл его очерков “Живые цифры”. Когда писал о русской действительности, не мог грешить против правды, давал такие картины, которые противоречили теоретическим положениям народников. Он это понимал и в конце концов заболел раздвоением личности. “Книжка чеков” (“ОЗ”) показывает силу, которую вобрала в себя маленькая книжка чеков. Показывает “цивилизатора” Мясникова. Изображает очень правдиво, невольно опровергает народнический постулат, что русский мужик - социалист по инстинкту. Когда мужиков нужно выселять, они не хотят уходить, ломать избы, приходят мужики из соседней деревни, стоило Мясникову тряхнуть кошельком, то есть русский мужик - не коммунист. “Равнение под одно” - нельзя в 80-е равнять мужиков под одно: есть бедные, а есть богатые. Успенский рисует очень живые образы. (Он любил ездить в дешевом классе и подсаживаться к кучкам мужиков, слушать их разговоры). Рисует картину голода в одной губернии, когда в то же время хлеб на базаре дешевеет, скот дешевеет. В чем же дело? Есть мужики, которые имеют возможность припрятывать хлеб в урожайные годы, а потом его продавать. Очерк в виде диалога с народником. Народник не может принять, что мужики что-то припрятывают. Земли все меньше, общинники ее скупают, кулаки. Даже редакция, публикуя очерк, дала врезку “мы не полностью согласны”. Опубликованный в “Северном вестнике” цикл очерков “Живые цифры” очень любопытен. Успенский просмотрел внимательно статистические данные, задался вопросом, что значит? лошади, например. Рисует интересные картины из жизни молодой крестьянской семьи. Яркие образные зарисовки. Еще один очерк “Квитанция” - о работницах на фабрике, которые не имеют права заводить семью и детей.
3. Журналистский текст и социальная практика Социальная практика - весь комплекс видов деятельности человека, который способствует поступательному развитию или сохранению общества. От нее мы можем отличать индивидуальную практику: деятельность, направленную на самосохранение или на саморазвитие общества. Если индивидуальные интересы совпадают с общественными, социальная практика совпадает с индивидуальной. Может быть антисоциальная индивидуальная практика. Может быть индивидуальная практика, необходимая для саморазвития личности, но не соприкасающаяся с социальной практикой - это частная жизнь, и она не является предметом журналистики. Отсюда возникает противоречие, как и когда может быть подана в журналистике частная жизнь. Частная жизнь, индивидуальная практика, представляющая угрозу для общества, - предмет обязательного отображения журналистом. Социальная практика - среда, в которой обращается журналистский текст. Это не то, во что вмешивается журналистский текст, журналистский текст - сам часть социальной практики. Это акт социальной деятельности, практической политики (нет, кстати, неполитической журналистики). Это выражается в том, что социальная практика изменяется после публикации журналистского текста, преобразующего его в другую социальную практику. Когда погибла принцесса Диана, огромная масса людей считала себя лично обездоленной, выражала свое горе в том числе и в намерении линчевать папарацци. Но кто бы горевал о Диане, если бы не папарацци. Все прижизненные сообщения о Диане были сомнительного толка. Разные скабрезные фотографии хорошо оплачивались изданиями. Те, кто хотел линчевать папарацци, были как раз потребителями такой информации. Парадокс, но несмотря на такие сообщения в прессе о жизни принцессы, в обществе сложился образ идеала свободной женщины. Отдельные журналистские тексты в данном случае не изменяли социальной практики, но все вместе создавали определенный тип восприятия всех текстов, создавали имидж Дианы. Создали социальную практику (женского движения, например). Эта социальная практика разбавляется другими представлениями - типа “Я сама”. В социальной практике идет постоянная борьба представлений. Журналисту необходимо выбирать определенный тип текста, отображающий социальную практику. Так возникли жанры. При традиционно-литературном подходе, жанр - это некий тип сообщения, журналистской публикации, различаемый в потоке информации по устойчивым приемам организации теста. А можно рассматривать жанр как алгоритм интеллектуальных процессов, в результате которых создается определенный текст.
|