Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


БИЛЕТ № 23. 1. Рынок массовой информации




1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации

Раньше в нашей стране не было рынка массовой информации. Сейчас он есть и быстро развивается, постоянно изменяется. Для рынка информации и идей характерно состояние постоянного дефицита информации. Газета всегда будет испытывать потребность в оперативной актуальной разномасштабной информации. Ее поставщиками являются как сотрудники самой редакции, так и внередакционные структуры и авторы. Какую часть и объем информации будут получать у тех и других, зависит от размера редакционного коллектива, организации его работы и умения использовать различные источники информации.

Выбор источников информации, определение их значения для газеты, умение использовать их сообщения определяют активность редакции на рынке. Важную роль среди этих источников играют информационные агентства. В их числе центральные агентства - ИТАР-ТАСС и РИА - и негосударственные - Интерфакс и др., региональные агентства.

Рынок ресурсов и особая среда.

Ресурсы: информация, рабочая сила, техника, бумага и т.п.

Рынок среды: 1)рынок периодических изданий, 2) рынок распространителей, 3) рынок потребителей.

На рынке информации идет непрерывная конкуренция. В результате конкуренции между несколькими периодическими изданиями, выступающими в одном рыночном сегменте, могут возникнуть различные ситуации. Для первой из них характерно состояние длительной конкурентной борьбы. Это состояние возникает, если конкурируют две однотипные газеты, обладающие примерно равными ресурсами и возможностями. Каждая из них неизбежно теряет часть своего возможного дохода и часть своей потенциальной аудитории, но оставшаяся часть дохода достаточно велика, чтобы каждая газета оставалась в данной ситуации и продолжала конкурентную борьбу (“Московские новости” и “ЛГ”).

Однако если в процессе конкуренции одно из изданий в конце концов одерживает верх и вытесняет своего соперника с рынка, это приводит к возникновению другой ситуации - монополии. Газета-победительница захватывает всю читательскую аудиторию или ее большую часть и снабжает ее необходимой ей информацией. Она становится монополистом и получает от этого все возможные выгоды, в том числе - наибольшую прибыль. Это состояние может продолжаться неопределенно долго, пока на рынке не появится очередной конкурент. А появится он обязательно, высокая прибыль не может не соблазнить желающих помериться силами с монополистом. Таким монополистом долгое время была газета “Советский спорт”, пока на рынок не вышла успешно конкурирующая с ней газета “Спорт-экспресс”.

Наконец, возможно возникновение на рынке периодических изданий ситуации третьего типа. Конкурирующие издания решают прийти к соглашению. Основанием для этого может стать договоренность о разделе рынка, типов публикаций, способов распространения. В результате острота конкуренции снижается, каждая сторона сохраняет достаточный уровень монополии - в пределах отведенной ей по соглашению области. В подобную ситуацию олигополии могут войти и несколько конкурирующих изданий. “Олигос” - немногие, мало.

Оптимизация: нужно развивать маркетинг (изучение рынка) и все направления редакционного менеджмента. Маркетинг - особый вид деятельности, целью которой является изучение и обеспечение продвижения товаров и услуг к их потребителям - на рынок, его исследование и получение информации, определяющей изменение процесса производства. Редакционно-издательский маркетинг - особый вид профессиональной деятельности, связанный с продвижением периодического издания на рынок, направленный на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей его читателей. Методы: изучение аудитории, исследование рынка периодических изданий, на который вышла или должна выйти газета, изучение самой газеты, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории, изучение редакции, процесса подготовки, производства газеты, а также ее материально-технической базы, необходимости и возможности их изменения.

Редакционный менеджмент - вид деятельности, связанный с управлением редакцией. Задачи менеджмента: задача оптимизации структуры редакции и ее состава, оптимизация управления редакционным коллективом и организация его работы, оптимизация результатов этой работы самой газеты, ее модели, структуры номеров, системы публикаций и др. Это производственный менеджмент. Другое направление - финансовый менеджмент.

 

Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.Деловая пресса России - результат новой политической, социально-экономической и правовой обстановки, сущность которой состоит в переходе к рыночным отношениям. Нельзя сказать, что новый информационный порядок, сложившийся сейчас, освободился полностью от рудиментов прошлого. Пресса еще зависит от государственных субсидий, основные полиграфические мощности не приватизированы. Эти обстоятельства дают возможность определенным политическим группировкам воздействовать на прессу как свободный демократический институт.

Рынок деловой информации как сфера купли-продажи этого товара действует по тем же законам, как и весь информационный рынок, любой товарный рынок. Цена информации как товара зависит от соответствия спроса и предложения. Действует закон конкуренции. Информационные агентства, печатные издания, телекомпании борются за потребителя, ищут новые рынки сбыта, в том числе и внешние. Так, журнал “Коммерсант” и журнал “Деловые связи” выпускают свои зарубежные аналоги. В Европе издаются экономические дайджесты из российской прессы. В России уже выходят несколько изданий, финансируемых западными предпринимателями (журнал “Мост” и др.). Все это признаки начала конкуренции среди деловых изданий на международном уровне. Деловая информация как товар неоднородна по целевому назначению. Можно выделить по крайней мере три основных блока: 1) аналитическая, 2)оперативно-справочная, 3) рекламно-коммерческая. В отдельный блок выделяются фактосодержащие сообщения - заметки, хроники и т.п.

1-й тип - тексты, содержащие анализ, прогноз развития различных отраслей экономики, финансовой сферы, конъюнктурные обзоры по отдельным видам товаров или их группам. Они предназначены для выработки стратегии, корректировки инвестиционной политики и т.п. В качестве исходного материала используется не только российская информация, а также поступившая из стран СНГ, но и мировая.

2-й блок - биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты и т.п. Эти сведения нужны для принятия оперативных решений и биржевой и финансовой деятельности, при операциях с товарами и недвижимостью.

3-й блок - обслуживает оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, сферу услуг (финансовые, страховые, транспортные, развлекательные и т.п.).

Лишь 1-й блок представляет собой журналистские тексты.

Многие деловые издания России публикуют материалы из различных областей жизни. Проблема соотношения информации разрешается в рамках концепции каждого издания. Тем не менее есть основания выделить интегрирующий признак - это газета, бюллетень, журнал, ориентированные прежде всего на предпринимателей (или аудиторию, связанную с миром бизнеса), удовлетворяющие их потребности в деловой информации.

Система деловой прессы России. Прежние представления о системе прессы, кроем известных признаков, базировались на принципе единого руководства. Деловые издания сегодня функционируют независимо друг от друга. Тем не менее они сформировались в социально-экономических условиях перехода к рыночной экономике. На информационном рынке, в сфере деловой журналистики действуют законы товарного производства.

Различные структуры, производящие деловую информацию, хотя и не взаимодействуют друг с другом непосредственно, в то же время они ориентированы на общие социальные задачи: формирование рыночного мышления, цивилизованной предпринимательской этики, социальную ориентированность российского бизнеса. Все это дает основания считать информационно-производящие структуры, обслуживающие российский бизнес, системой деловой прессы. Основные элементы: 1) информационные агентства, специализированные на экономической информации (межреспубликанской информационное агентство, агентство экономических новостей, ПАЛ-информ -Москва, региональные агентства), 2)телеканалы и программы, ориентированные на деловую сферу (типа канала “2х2” - Москва), 3) специализированные радиопрограммы, 4) периодические издания.

Деловая печать России. Представляет собой разветвленную сеть изданий, различных по формату, тиражам, ареалу распространения, информационному наполнению, аудиторной ориентации, способу финансирования. Она включает в себя три компонента: газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.

Деловая печать отличается от всей остальной прессы двумя признаками: 1)преимущественная ориентация на освещение деловой жизни, мира бизнеса, 2) характер финансирования изданий.

Всего в России по состоянию на декабрь 1993 было зарегистрировано свыше 200 деловых изданий разного типа. Следует учесть, что появляются новые издания, прекращается выпуск действующих газет и журналов, меняются названия.

Распространение по России весьма неоднородно. В Москве - около 50 изданий. В Петербурге - порядка 10, в Нижнем Новгороде - 4. В Уфе, Ростове, Владивостоке - 3 деловых еженедельника. Практически каждый крупный промышленный центр имеет как минимум два издания.

Типологические особенности. 1) массовые издания, рассчитанные на широкую аудиторию с широким информационным диапазоном, отражающим все сферы общественной жизни (“Деловой мир”, “Экономика и жизнь”, “Коммерсант-Дейли” (Москва), “Российская экономическая газета” (Пб), “Город N” (Р.-на-Д.), “Экономика и мы” (Уфа)); 2) массовые специальные издания с узким диапазоном информации, освещающие какую-либо сферу деловой жизни (“Медицина для Вас”, “Акционер”, “Рынок”); 3)специализированные издания, рассчитанные на аудиторию, интересующуюся конкретной областью бизнеса (“Биржевые ведомости”, “Финансовая газета” (М.), “Петербургский финансовый вестник”, “Банковский вестник” (Уфа), “Биржа” (Нижний Новгород); 4) рекламно-справочные издания с преимущественно рекламным наполнением (“Экстра М”, “Рекламный вестник”); 5) газеты бесплатных объявлений (“Все для Вас”, “Из рук в руки”).

Выпускаются издания, в которых видовые признаки смешаны. Сразу следует оговориться: канонической модели деловой газеты не существует.

Крупнейшие деловые газеты стремятся компактно вместить в свои издания по возможности все.

Журнальная деловая периодика за редким исключением (например, “Коммерческий вестник” как массовое издание) достаточно жестко специализированы и рассчитаны на определенные предпринимательские группы.

Особый тип изданий, не имеющий прежних аналогов, появившийся в последние два года, - это рекламные еженедельники и еженедельные дайджесты коммерческой информации. Эти информационные продукты производятся без применения журналистского труда. Вся технология сводится к компьютерной верстке поступившей рекламы (“Экстра М”, газеты бесплатных объявлений “Все для Вас”, “Из рук в руки”). В типологическом отношении провинциальные деловые издания в определенном смысле копируют столичные модели.

Специфика функций. 1)анализ важнейших событий в стране, их влияние на деловую жизнь, 2)информирование о международных экономических новостях, 3) формирование общественного мнения, взглядов читателя, 4) анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики, 5) рекламно-справочная, коммерческая.

Периодичность выпуска и тираж. (сведения на 1995) В России выходит две ежедневные газеты - “Деловой мир” и “Коммерсантъ-Дейли”. За некоторыми исключениями все остальные издания - еженедельники формата А 3.

Ежедневные газеты имеют соответственно 105 и 200 тыс. экз. Среди рекламных еженедельников самым крупным тиражом выходит “Экстра М” - 750 тыс. Среди массовых еженедельников лидирует “Бизнес МН” - 720 тыс. и “Экономика и жизнь” - 630 тыс. Далее следуют “Финансовые известия” - 300 тыс., “Коммерсант” - 200 тыс.

Финансирование. Наряду с традиционными источниками дохода - средствами от реализации информационного продукта, от размещения рекламы - доходы от коммерческой деятельности составляют важнейший источник финансирования деловых изданий. Сам характер этой деятельности не разглашается и составляет предмет тайны. Опрос также показал, что издания крайне редко пользуются банковскими кредитами.

 

2. Публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной прессе

С-Щ - крупнейшая фигура этого периода (вторая половина 19в.). Сатирик, публицист, писатель. Успех “Отечественных записок” обязан С-Щ (публикация художественных произведений “Господа Головлевы”, “История одного города”, публицистических очерков). Ни одного номера без произведения С-Щ, иной раз и два произведения в одном номере.

Писал циклы очерков, объединявшиеся под одним названием. Когда цикл заканчивался, выходил отдельной книгой. Отклик на современную жизнь. Не были художественными, не связаны одним сюжетом, это позволяло менять тему. Писал и литературную критику (рецензии на художественные явления) - первая положительная рецензия на выставку передвижников 1892 г.

Темы: 1. Пореформенное положение классов: крестьянство и помещики.

2. Механизм бюрократической машины государственного управления.

3. Проникновение капитализма во все сферы общественной жизни. Становление капитализма (прежде всего в деревне).

4. Нравственно-идеологическая группа проблем. Уровень самосознания народа, способности их к протесту. Психология. Анализ идеологий крепостников-монархистов. Разбор идеологии новых либералов: не дворян, а буржуазных - “слуг капитала”. Появились новые интеллигентные профессии: журналисты, адвокаты и др. - С-Щ подвергает их критике: борьба с контр реформаторской деятельностью крепостников - монархистов.

5.Пути развития России в связи с народничеством - один из самых главных вопросов для С-Щ. Оценка опыта европейских стран.

“Признаки времени”, “Письма о провинции” - два цикла очерков. У С-Щ шли параллельно очерки разных циклов - это позволяло шире охватить действительность.

Первые результаты реформ С-Щ показал в этих двух циклах. Хорошо понимал историческое значение реформ 60-х. Пишет, что велики еще остатки крепостничества, сохранилась психология, - признаки времени не могут успокоить. Резко всегда формулирует свои выводы. Подлинного облегчения массы не получили.

Подвергает критике и отдельные реформы, в частности, земскую реформу (собирают налог и делят деньги между собой - очерк “Новый нарцисс”). Образ пирога, как национального богатства, к которому подходят свободно и закусывают. Используется этот образ, когда говорят об антинациональной политике, до сих пор.

“Дневник провинциала в Петербурге” (печатался в течение одного года). (“Благонамеренные речи” печатались в течение пяти лет). Все помещики думают, как бы им прожить, решают ехать в столицу, чтобы взять субсидии, экономический подряд, развернуть дело, но часть субсидии положить себе в карман (постепенно эта сумма оседает в карманах различных “предпринимателей”, а строительство идет кое-как). Общество “пенкоснимателей”. Пустословие, болтовня возведены в принцип, способны только снимать пенки с любого общественного вопроса: изображение интеллигенции либеральной. Либералы сочиняют правила для хищничества, лучшей эксплуатации народа, обслуживают ее идеологически.

В суде произошли серьезные изменения, но С-Щ все же критически относится. Критикует не прямо, а вводит аллегорическую сцену. Очень любил форму аллегории, сна, фантазии (отдельные очерки).

Характеристика либерально-буржуазной прессы занимает большое место. “Благонамеренные речи” - цикл, в котором С-Щ решил показать читателю-простецу фальшь идеологической надстройки государства, “благонамеренных речей”.

С-Щ показывает становление и природу капиталистического накопления в самом зарождении (Осип Дергунов). В новых условиях почувствовал себя Осип Дергунов, как рыба в воде. Свои личные корыстные интересы Осип Дергунов покрывает высокими рассуждениями. Сделался “столпом” в новых условиях. У С-Щ практически не было положительного героя, за что его критиковал Писарев. В “Благонамеренных речах” мелькает и положительный герой, но очень туманно и бегло. Ставиться вопрос и о государстве, о пережитках крепостничества и т.п. Так мало земель, что куренка выпустить некуда. Форма сатирических произведений обязывала С-Щ к тому, чтобы задевать все современные процессы.

В 1874, не закончив еще “Благонамеренные речи”, начал новый цикл, печатавшийся до 1880: “В среде умеренности и аккуратности”: характеристика российской деятельности 70-х гг., характеристика военного двухлетия (1878-1880 - война с Турцией). Время политической апатии. Появляются не первом плане Молчалины. Полное равнодушие к жгучим вопросам современности. (“Лбом стену не прошибешь”). С-Щ ставит своих персонажей в такие ситуации, в которых они совершенно откровенны, сами себя разоблачают (прием С-Щ). Безликость, угодливость Молчалиных, умение держаться в тени, не значат, что они были пассивны в государстве. Без их содействия правительство не могло бы перейти к реакции. Глава 4 целиком посвящена Молчалиным - журналистам. Газета “И шило бреет”: за единоначалие. Полемика с другими газетами, которые еще плюс к этому за что-то стоят. Газета “Чего изволите?” - современники увидели в пародии С-Щ газету Суворина “Новое время”, приспособленчество. Адвокаты: первый, Балалайкин, легкомысленный, второй - предатель. Оба беспринципные, готовы на все ради получения гонорара.

Первая часть посвящена русско-турецкой войне (“Тряпичкины-очевидцы” - журналисты на войне). Подхалимов. Журналисты того времени очень неопытные, неумелые военные корреспонденты, - это проблема отразилась и у С-Щ. Он как профессионал не мог пройти мимо этого.

“Убежище Монрепо”: жизнь дворянина-помещика, разоренного реформами. Чумазый - капиталист-собственник.

“Круглый год”: 12 очерков, каждый посвящен календарному месяцу.

Очерки “За рубежом”: впечатление от посещения Германии, Франции. С-Щ критически отозвался о Франции: Республика без республиканцев. Французские депутаты - на службе у интересов буржуазии. Вопрос о путях развития России (увидев европейскую жизнь): какой будет капитализм? Ответ - в диалоге двух мальчиков (мальчик в штанах и мальчик без штанов).

Диалог двух мальчиков происходит в фантастическом сне, когда С-Щ едет в поезде. С одной стороны - благоустроенная немецкая деревня, где гуляет маленький опрятный мальчик, с другой - разоренная российская деревня, чумазый, лохматый, грязный мальчик в одной рубашонке. Диалог между двумя мальчиками далеко не детский. Немецкий мальчик по всем статьям, вроде бы, бьет русского мальчика. Но симпатии сатирика на стороне мальчика без штанов. Он не хочет получать свое благополучие от кулака, дорожит своей свободой, никому свою душу не хочет отдавать. Русский мальчик: “да, у вас лучше… а у нас занятней!”. Диалог заставляет читателя задуматься, как жить, какой путь лучше - европейский или российский. С-Щ.: штаны - символ буржуазной цивилизации. В одном из железнодорожных сильных рабочих узнает мальчика без штанов - “ и русский мальчик оденет штаны буржуазной цивилизации, так как в России уже существует капитализм”. С-Щ: с одной стороны, Россия пойдет по пути капитализма, не будет соответствовать народническим эпидемиям; с другой стороны, С-Щ не может смириться с тем, что капиталистический путь - идеальный для России.

Два цикла: “Современная идиллия” и “Письма к тетеньке”. С-Щ негативно характеризует обстановку этого времени (терроризм народников и контрреволюционная тайная организация, тоже террористическая, создается с ведома правительства). Переход правительства к реакции. С-Щ пытается проинформировать общество: в третьем письме к тетеньке рассказывает о священной дружине (цензура это вырезала). В переделанном письме С-Щ назвал эту организацию “Союз недремлющих лоботрясов” - образ свиньи, попирающей на улице Петербурга.

С-Щ не может не обратить взоры на печать, которая обеспечивает идеологически поворот к реакции: 11 письмо к тетеньке. Племянник, который стал консерватором, пишет о новостях жизни так откровенно, что сам себя разоблачает (любимый прием С-Щ). Газета “Помои”, редактор - гоголевский Ноздрев. Либеральная газета, с которой ведет полемику “Помои”, называется “Пригорюнившись сидела”. Главный публицист “Помоев” - Искариот; фельетонист Трясучкин и конторщик Любстрастнов. Газета спокойно издается, и в обществе никто не возражает. В обществе рушится все человеческое. От “политических” преступлений может спасти только “уголовный кодекс”. Политическую благонамеренность может купить только с помощью “уголовщины” - так С-Щ называл капиталистическую деятельность.

Один ретивый начальник предложил “закрыть Америку”.

С-Щ очень негативно относится к журналистике 80-х гг. (беспринципность, порнография, продажность, издают газеты “содержатели увеселительных заведений”).

Иван Иванович Очищенный, бывший тапер публичного дома, издает газету “краса Димедрона”. Очень напоминает некоторые моменты нашей современной печати.

“Современная идиллия” очень сильно пострадала от цензуры. С-Щ пришлось скомкать финал.

Когда в 1884 “Отечественные записки” были закрыты, С-Щ оказался без привычной трибуны. Либеральные издания боялись пригласить С-Щ, это могли счесть попыткой возродить “ОЗ”. “Русские ведомости” (московская либеральная газета) в конце 1884 опубликовала некоторые произведения С-Щ. После этого “Вестник Европы” (Пб) пригласил С-Щ. “ВЕ” был приемлем для С-Щ еще и потому, что там не было народнических идей, хотя С-Щ очень нелестно отзывался о “ВЕ”, когда работал в “ОЗ”. Работая в “ВЕ”, С-Щ не желал признать себя сторонником этого направления. “Мелочи жизни”, “Пестрые письма”, “Пошехонская старина”.

“Пестрые письма” - повествование о “пестрых людях”, то есть о тех, кто в годы реакции сменили свои политические взгляды. Пестрота жизни. Обыватель прозябает в стяжательстве: Буржуазное хищничество стало прикрываться видимостью свободного найма и вообще “буржуазной законностью”. Даже либералы перестали говорить о конституции. Все больше появляется так называемых “оздоровительных” идей: ограничить реформы. Главный общественный тип - “пестрые люди”, у которых “что ни слово, то обман”. Время перевертышей. Среди этих натур С-Щ обращается к теме журналистов: было время, когда С-Щ очень зло относился к журналистам, теперь он уже и не надеется, что можно исправить журналистов своей сатирой - двойственность в характеристике журналистов периода реакции. Подхалимов (в газете “Краса Димедрона”): цинизм по отношению к своим хозяевам: служит им, но называет их мироедами.

Посещение трактира Палкина, поведение там, см.

С-Щ раскрывает пустоту и крохоборство, мелочность общества в “Мелочах жизни” и “Приключении с Крамольниковым” - отражается биографический момент, когда С-Щ лишился привычного места в “ОЗ”. Журналист просыпается утром и чувствует, что он “лишился употребления языка”. Трагическое положение с читателями: С-Щ заставляет своего героя переосмыслить всю свою жизнь. Допрос, который учиняет писатель своей совести.

Мастерство очерков С-Щ: многожанровость творчества С-Щ как журналиста и писателя. Каждое произведение С-Щ отличается многожанровостью. Очерки - часто пародии, письма, дневник, фельетон, пародия на фельетон, драматическая сцена (диалог), сказка. Это не говорит о пренебрежении жанровыми рамками, а об умении искусно пользоваться жанрами. Гипербола, гротеск, фантастика, ирония, юмор. Громадная сила обобщения, типизации в слове (Чумазый, Очищенный, Балалайкин, “Пригорюнившись сидела”). Чумазый - образ капиталиста, нравственно грязного. И Горький будет говорить о Чумазом, и Ленин однажды, вместо “мелкая буржуазия”, скажет “маленький чумазый”. Очерки С-Щ населены литературными персонажами (тоже любимый прием) - чтобы вызвать определенные ассоциации у читателей, кроме того позволявший уходить от преследований цензуры. Литературные образы у С-Щ глубже раскрываются, чем в первоначальном варианте. Персонажи переходят из одного цикла очерков в другие и помогают показать, как трансформируются благородные дворяне либерального периода (Чацкий). Очень важная особенность: создание образа рассказчика или корреспондента (становится самостоятельным персонажем ряда произведений): иногда демократ, но чаще - образ колеблющегося, трусливого русского либерала, который примыкает к реакции. Двуплановость образа рассказчика (неожиданно С-Щ начинает говорить его устами - это очень легко различить). Пародии, стилизации. Закон “о необходимости оглушения в смысле временного притупления чувств”, “общество по распространению бесполезных мыслей”.

 

3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств

Журналистский текст представляет собой органичную часть социальной практики (см. билет №16, в.2), акт реальной политики. Особенности структуры: 1) выразительные средства журналистского текста (см. там же, 1-я колонка таблицы: факты, образы, постулаты, парадоксы, вопросы, цитаты); 2) предлагает некую концепцию вмешательства в социальную практику. Она может быть выражена путем скрытой оценки или открытой рекомендации. Особенность журналистского текста как системы выразительных средств - предлагает некую “рабочую” идею. 3) создание символа, обращение и оперирование символикой (созданной либо до журналиста - тогда это штамп, либо журналист создает новый образ, который может быть подхвачен, стать штампом или войти в культуру, как ? лошади Г. Успенского - символ “энергетической оснащенности” крестьянского хозяйства.

 

БИЛЕТ № 24

1. Новые информационные технологии и развитие журналистики

Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем. Что появились новые пути передачи информации и доступа к ней (и-нет, сотовая связь и др. системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации). Развитие новых средств связи меняет представления о СМИ, система которых постоянно находится в движении. Создается новая инфраструктура СМИ. Газеты - СМИ, имеющие многовековую историю - сокращают свои тиражи, и ставится уже вопрос о “выживании” газеты как таковой. Впрочем, многие газеты уже приспособились к новым условиям и стали создавать свои “виртуальные” версии (в и-нете). Меняется и ТВ - его можно смотреть через компьютер и манипулировать изображением (интерактивное ТВ). 2 пути: замена компьютером ТВ или замена телевизором компьютера - неизвестно. По какому пути пойдет человечество, возможно, обе эти формы будут сосуществовать, как сосуществуют бумажная и электронная газеты.

Мультимедиа: “сращение” информатики, изображения, текста, звука и т. д. Можно идти “от компьютера” (мультимедийные СМИ), можно - от ТВ (интерактивное ТВ).

www - доступ к информации в и-нете.

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества

“Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко) Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle”, “Marie Claire”, “Burda”, “Playboy”, “Penthouse”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ: CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters (раньше еще и UPI) Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах “Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”; еtc.

2. Журнал «Современник» в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.

Эпох реформ отразилась на русской журналистике. Персональный журнализм ослабевает. Формируются коллегиальные основы управления журналами и газетами, так как одному человеку это уже не под силу, хотя корифеи в это время еще остаются (Салтыков-Щедрин и др.).

1861 - отмена крепостного права (первая реформа).

1874 - военная реформа, земская реформа (земство - прообраз местной власти, возникает местная печать), судебная реформа (гласность судопроизводства, суд присяжных, впервые вводится сословие адвокатов; до этого адвокатов не было, суд был продажный). Рассекречивание судебного процесса быстро сказалось на прессе: появились отделы судебной хроники и стали быстро развиваться, занимали большую площадь в изданиях. Успенский, Чехов, Бунин и др. начинали как судебные репортеры (новое амплуа журналиста).

Военная реформа: до этого служба 25 лет, теперь сократили срок сначала до 10, затем до двух лет (общеевропейский стандарт). Эта реформа тоже имела отношение к журналистики, так как стало больше возможностей и свободы для освещения военной деятельности, до этого запрещалось печатать материалы с театра военных действий. Крымская война не освещалась. (Толстой, “Севастопольские рассказы” - полухудожественные - полудокументальные). В армии разрешили иметь военного корреспондента (Немирович-Данченко, Гиляровский был причастен), хотя у русских военных журналистов не было опыта, это было непривычно.

Главное, что, прежде всего, крестьянская реформа, подтолкнув на путь капиталистического развития, изменила аудиторию. Раньше - интеллигенция, немного - образованное купечество. Новые экономико-общественные отношения потребовали новых профессий с минимальной хотя бы грамотностью (кассиры, приказчики и т.п.). Демократизация и увеличение аудитории стимулировали развитие газетного дела. Масса городов помимо губернских ведомостей стала издавать частные провинциальные издания.

Начинают играть существенную роль именно газеты. Первая половина 19 века - в основном журналы. Газет стало много, и они заслуживают внимания.

Толстые журналы сохраняют свою роль идеологического руководства общества.

Новые явления, которые меняли журналистику: телеграфное агентство, снабжающее газету информацией (Рейтер, Гавас, Вольфа - поделили мир, Россия попадала под влияние берлинского агентства Вольфа) .

1866 - 1-е частное телеграфное агентство, созданное Краевским (РТА). 1895 - 1-е государственное агенство. 1872 - Международное телеграфное агентство, 1882 - Северное телеграфное агентство (частные).

1865 - впервые разрешили печатать платную рекламу. До 1865 года не было платной рекламы, но объявления печатались - в газетах правительственной ориентации, деньги перечислялись на счет организации, издававшей газету, а не в редакцию. Сначала рекламе отводилась последняя полоса (после 1865 года), а потом рекламу стали помещать и на первой полосе. Рекламный ажиотаж, большой доход, но к концу 19 века уже нельзя было издавать газету на доходы от одной рекламы.

Железные дороги, средства передвижения стимулировали развитие газеты.

Полиграфическая техника изменилась - скоропечатные плоские, затем ротационные - выписывались из Франции и Германии.

Тираж раньше обуславливался не аудиторией, а техникой: 10-12 тысяч - предел. Теперь тиражи возросли до 23 тысяч, и до 60-70 - столичные газеты. Провинциальные - 3-5 тысяч.

80-90-е - получает развитие еженедельника. Техника фотографирования была уже достаточно развита: появился иллюстрированный еженедельник. До этого печать была двух типов: газеты и журналы.

Реформа цензуры 1865 года. Закон о печати: три года комиссия составляла его с 1862 по 1865 год, но так и не составила, поэтому были выпущены Временные правила о печати, которые заменили закон. Существенный прогресс, демократические изменения. Печать передавалась в ведение министерства внутренних дел из министерства просвещения (более консервативное, министр Уваров, а в МВД министр - либерал Валуев). Отмена предварительной цензуры - для столичных газет и журналов (большая часть печати). Но цензура отменена с ограничениями: не распространялась на провинциальные издания, цензура сама не отменялась, а стала наблюдающей. А газеты должны были за 11 часов до выхода представлены цензору. Сами журналисты называли это Положение - карающим. За напечатанное и неодобренное цензурой - система наказаний. Три замечания изданию - издание приостанавливается на шесть месяцев.

Заявление на отмену цензуры плюс 5 тысяч рублей. Многие не пожелали выйти из-под цензуры. К 70-м гг выяснилось, что около половины изданий остались под цензурой (некоторые не захотели, некоторым не разрешили, некоторым не хватило средств).

За этические и другие нарушения - судебная ответственность. Первые же процессы показали, что очень трудно судить журналиста по уголовному кодексу, да и эзопов язык не подлежит наказанию.

Правительство перешло к административным наказаниям. С 1865 по 1882 год (новые Правила) борются две власти: судебная и административная, и административная берет верх.

1882 - печать отдали в руки административной власти. Совещание 4 министров: министр просвещения, министр внутренних дел, министр юстиции и представитель священного Синода на правах министра - новый орган, административный, не законодательный. Открывалась возможность для произвола. Хотя темы расширились, журналистика развивалась, все равно либерально-буржуазная печать получила большое облегчение, условия для развития - преуспевает, выходит на первый план. В законченном виде складываются два типа печати: ежедневные газеты и ежемесячные журналы в законченном виде.

Три блока печати: демократическая (легальная (“Искра”, еженедельник до 1873 г., “Отечественные записки”, “Дело”, “Неделя”) и нелегальная), либерально-буржуазная, консервативная и промежуточные издания. Демократических легальных газет не было, появлялись только нелегально, как “Колокол”. У правительства была своя четкая позиция на этот счет, пресекала попытки издания демократических газет.

Господствующая идеология в это время - народничество. Идеологические основы народничества заложены Герценом, Чернышевским (сельское коллективное устройство общественное, община). Русская интеллигенция вслед за славянофилами ищет особый путь развития России. Появляются теоретики. Николай Михайловский - авторитетный критик и социолог этого времени (“Отечественные записки”). Петр Лавров - философ (“Исторические письма” - “Неделя”). Михайловский: “Что такое прогресс”, 70-е гг., “Герой и толпа” - историю двигают личности.

Лавров - “вернуть народу долги, нести им знания”, идея хождения в народ, подготовки его к социализму.

Бердяев (“Истоки и смысл русского коммунизма”, 3 гл.) во многом согласен с Лавровым, но начинает с нравственной позиции. Народники очень любили народ.

Ленин (“От какого наследства мы отказываемся”, 2 часть об Энгельгарте) считал народников своими врагами, считал их полярными марксизму. А Бердяев: ленинизм и большевизм выросли из худших сторон народничества. Закономерная, по Бердяеву, вещь. Так шло развитие. Толстой и Достоевский - религиозное крыло народничества.

В конце концов народничество пришло к террору. Активные деятели и в прессе.

Журнал “Современник” в 60-е гг. “Мрачное семилетие” (1848 - 54) “С” пережил с большими потерями: ощущалось отсутствие Белинского, цензура сурово давила, публиковались случайные произведения А. В. Дружинина, М. В. Авдеева, Евг. Тур. В 1854 создается сатирико-юмористический отдел “литературный ералаш”, где наряду со стихами Некрасова, Панаева и др. печатались первые пародии и афоризмы К. Пруткова. В 1854 в “С” приходит Чернышевский, и начинается новый, весьма содержательный период. Ч.-журналист был прежде всего мыслителем, аналитиком, блестяще владеющим диалектикой, логикой мышления. Каждый предмет, явление он умел видеть со всех сторон. Публицист прекрасно сознавал силу своего ума и потому мог позволить себе показать свое превосходство над противниками из либерального и консервативного лагерей. Статья Ч. “Полемические красоты” направлена против “Русского вестника” и “Отечественных записок”. Ч. начал свою журналистскую деятельность в “С” как литературный критик, возродив при этом дух Белинского. Своими оценками Ч. задел и либеральных, и славянофильских критиков (его упрекали в резкости тона, обзывали “семинаристом” и т. д.). В статье “Об искренности в критике” Ч. критикует либеральную критику и защищает принципы Белинского. Выход диссертации Ч. “Эстетические отношения искусства к действительности” обострил отношения в редакции “С” - против выступили Дружинин, Тургенев, ведущий критик “ОЗ” Дудышкин. Тогда Ч. опубликовал в “С” авторецензию на свою диссертацию, в которой еще раз подчеркнул свои взгляды на литературу как на учебник жизни, провозгласив: “Прекрасное есть жизнь”. Из-за этого в 1855 из “С” ушли Анненков и Дружинин. В это время Ч. вынашивал план создания истории русской литературы. Он пишет очерк русской критики “Очерки гоголевского периода русской литературы” (печатались в 1855-56 и должны были возвратить боевое направление “С”, которое было при Белинском), статью о творчестве Пушкина. Ч. стремился углубить, усилить в новых условиях традиции “реалистической” литературы, толкнуть ее на путь активного служения идеалам народного прогресса.

В 1856 в “С” приходит Добролюбов, а с 1857 становится постоянным сотрудником. Изменение обстановки в стране (1855 - окончание Крымской войны, смерть Николая I). Первая статья Д. “Собеседник любителей русского слова” была посвящена истории русской журналистики 18 в. Д. считал себя представителем “партии народа” в журналистике (статья “О степени участия народности в русской литературе”, рецензия на стихи и песни Беранже).

В 1858 - 59 в “С” приходят Салтыков-Щедрин, Решетников, М. Антонович, Н. Шелгунов, Г. Елисеев. С 1859 меняется и структура издания: из литературно-общественного журнала “С” превращается в общественно-политический и литературно-художественный и делится на два отдела: литературно-художественный и публицистический. Впервые после журнала Карамзина “ВЕ” разрешено отдел “Политика”, появляется сатирический отдел “Свисток”. За Некрасовым закрепилось общее руководство журналом и художественный отдел, за Ч. - отдел политики, за Д. - отдел критики и библиографии, за Елисеевым - внутреннее обозрение, за Панаевым - фельетон, за Михайловым и Шелгуновым - вопросы зарубежной науки и литературы, а также женский вопрос. Так коллективные формы работы пришли на смену персональному журнализму.

“С” считал себя выразителем прежде всего крестьянских интересов. В специальной рубрике “Устройство быта помещичьих крестьян” публицисты требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам (“Заметки о журналах” Ч. 1857 и др.), предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями. В 1859 “С” переходит к пропаганде революции, Ч. клеймит либералов. В статье “Русский человек на rendez-vous”, анализируя повесть Тургенева “Ася”, Ч. истолковал психологию одного литературного персонажа (г. N) как психологию целого класса, всех либералов. Однако “Ася” публиковалась в “С”, и Ч., чтобы не оттолкнуть писателя от журнала, напечатал свою статью в журнале Е. Ф. Корша “Атеней”. Д. помещает в “С” статьи “Литературные мелочи прошлого года” (где клеймит мелкое либеральное обличительство) и “Что такое обломовщина?” (в значительной степени посвященную борьбе против дворянских либералов). Д. увидел за образами романа Гончарова, как и Ч. - за образами повести Тургенева, признаки социально-политической характеристики эпохи. Разоблачение либерализма на страницах “С” долго не прекращалось. Статьи Ч. “Г. Чичерин как публицист”, Д. “Письма из Турина”, стихотворение Некрасова “Рыцарь на час”, “Сатиры в прозе” С.-Щ. и др. Специально для борьбы с либералами Д. создал в 1859 сатирический отдел “Свисток” (1859-63). Подавляющую часть материалов “Свистка” Д. писал сам, используя иронию и пародию как формы эзоповской манеры письма. Д. писал даже пародийные стихи (на стихи Розенгейма) под псевдонимом “Конрад Лилиеншвагер” (одна из литературных масок Д. в “Свистке”, две другие - “Аполлон Капелькин” и “Яков Хам”). В “Свистке” печатались также пародии К. Пруткова, фельетоны Некрасова, Чернышевского и С.-Щ. Популярность “Свистка” была громадна.

После 1861 статьи “С” становятся все резче, публицисты стремятся добиться активной позиции читателя, коля ему глаза всякими мерзостями (см. письмо Д. к сотруднику “С” С. Т. Славутинскому от 1860). Статья Д. “Когда же придет настоящий день?”, посвященная роману Тургенева “Накануне” (настало время революционных действий). Тургенев, последний представитель дворянских писателей в “С”, был крайне недоволен такой трактовкой его произведения и покинул журнал. В статье “От Москвы до Лейпцига” Д. внушал читателям, что революция в России - единственный путь к всеобщему счастью. В 1860 - “Антропологический принцип в философии” Ч. (автор видел естественное обоснование социализма в самой природе человека). Идеалы социализма - в статьях “Июльская монархия” Ч., “Роберт Оуэн” Добролюбова и др. Большое место в работах Ч. занимает вопрос об отношении личности к коллективу, т. н. “теория разумного эгоизма”.

Реформу 1861 сотрудники “С” встретили резко отрицательно, понимая ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто выразить свое отношение к реформе, “С” встретил ее “заговором молчания”. Резко негативная оценка реформы дается в нелегальных материалах - прокламации Ч. “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, Шелгунова “К молодому поколению” и др. Ч. развивал курс на крестьянскую революцию в “Письмах без адреса”, но их публикацию запретили. В 1861 - литературно-критическая статья Ч. “Не начало ли перемены?” о рассказах Н. Успенского, написанная одновременно с прокламацией, призывавшей к восстанию.

С начала 1861 начинается резкая полемика с “С” “Русского вестника” Каткова и “ОЗ” Краевского. Ч. отвечал им статьей “Полемические красоты”. В 1862 “С” и “Русское слово” были приостановлены на 6 месяцев. Арестовали ряд лиц, в том числе и Ч. Некрасов, оставшись один (Д. умер в конце 1861, Панаев - в начале 1862), сумел оправиться от удара и продолжал издание “С” в 1863. Произошла перестановка сил. Во главе журнала стояли Некрасов, Елисеев и двоюродный брат Ч. Пыпин. Критический отдел принял Антонович. В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер “С”, который открывала статья П. Якушкина “Велик бог земли русской”, в которой реформа 1861 изображалась как ряд курьезов, издевка над ожиданиями крестьян. Активную позицию в “С” занимает С.-Щ. В обзоре “Наша общественная жизнь” он иносказательно, рассуждая о посте и покаянии, объясняет намерения возобновленного журнала. Его рассказы “Деревенская тишь”, “Миша и Ваня” проникнуты ненавистью к крепостничеству. В номере напечатана и последняя сцена из трагедии Эсхила “Прометей прикованный” в переводе Михайлова, чтобы напомнить о трагической судьбе Чернышевского. Статья Антоновича “Литературный кризис” носила программный характер (автор констатировал окончательное оподление либералов, которые вместе с Катковым напали на нигилистов). В № 3 “С” начал печататься роман Ч. “Что делать?”. Некрасов вообще уделял большое внимание литературному отделу, он печатал там свою поэму “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога”, “Помпадуры и помпадурши” С.-Щ., “Нравы Растеряевой улицы” Г. Успенского, “Трудное время” В. А. Слепцова, “Подлиповцы” Ф. М. Решетникова, “Очерки бурсы” Н. Г. Помяловского. Остро ставился вопрос об отмене телесных наказаний для детей, о воспитании молодого поколения. “С” вел полемику с Катковым, с журналом братьев Достоевских “Время”, и одновременно пришлось вступить в полемику с “Русским словом” (“раскол в нигилистах” произошел). Полемика “С” и “РС” кончилась плохо для обоих журналов: из них ушли ведущие публицисты (С.-Щ. ушел из “С” в 1865, в 1868 проявился конфликт Некрасова с Антоновичем и Жуковским). В 1866 “С” и “РС” были закрыты по личному распоряжению царя.

 

 

3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ

Взаимоотношения журналиста и запросов аудитории в новых рыночных условиях складываются по-новому. Рынок захлестывает производство информации как товара. Если смотреть на СМИ с точки зрения рынка, то целесообразнее делать газеты типа “Мегаполис- экспресс”, передачи типа “Я сама”. Кончено, нужно ориентироваться на рейтинг, именно на рейтинг ориентируются рекламодатели. Хорошие передачи снимаются не из-за рейтинга. В нашей стране всего 6 каналов эфирного ТВ. Это движение к осознанному поиску целевой аудитории. Влияние факторов, связанных с характером аудитории, могло бы быть более прозрачным, если бы они регулярнее изучались. Но сейчас в основном изучают поведение аудитории. Изучают, что читают люди, а не почему, и что они думают о прочитанном. Рекламодатели не дают денег на такие исследования, так как их интересует поведение аудитории, а не ее мотивы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты