КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.1. Формационный подход к типологии государства и права.Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Капиталистическая формация распространена в мире с XVI - XVII ив. по наши дни. Капитализм прошел в своем развитии ряд этапов: • ранний; • монополистический; •' индустриальный; - постиндустриальный (современный). Современный капитализм характеризуется: - многообразием форм собственности (сочетание частного и государственного сектора); - рыночным характером экономики; - всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни; - как правило, демократическим политическим режимом; - высоким уровнем социальной защищенности членов общества; • наличием сильного среднего класса; • преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности. Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по своей природе — считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источи и к развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. В.2. Принципы права: понятие и классификация. Слово принцип в переводе с латинского языка означает – основа первоначала, руководящая идея, исходное положение, какого- нибудь явления. Радько под принципами права понимает основополагающие исходные положения, определяющие содержание воздействия права на общественные отношения и выступающие критерием его ценности для субъектов права. Принципы права формируются под воздействием конкретных исторических условий, в которых действует право. Они отражают определенный уровень экономического, идеологического, нравственного состояния общества. Таким образом, принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. В отличии от норм права принципы права обладают устойчивостью, стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются в общих и универсальных, нормативных предписаниях. На их основе формируется те или иные системы, отрасли или институты права. Классификация: 1. Общеправовые (гуманизм, равноправие, законность, справедливость, принцип свободы); 2. Межотраслевые (охватывают две и более отрасли права - принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах) 3. Отраслевые (характерные для одной отрасли права) - гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда. 4. Принципы отдельных институтов отрасли права. Бабаев выделяет: 1. Принципы международного права; 2. Принципы общей для каждой национальной правовой системы; 3. Межотраслевые (принципы частного, публичного права); 4. Отраслевые; 5. Принципы подотраслей права; 6. Межинституциональные; 7. Принципы отдельных институтов права. 1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации"; 3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. 4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы; 5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; федерализм,он означает, что в обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная; 6) законность - законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";
|