Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Особенности договоров о передаче смежных прав




Закрепляемые за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе. В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоотношениями. Поэтому в данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений.
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 Закона об авторском праве).

Субъектами смежных прав, согласно ст. 36 Закона “Об авторском праве и смежных правах” являются исполнители и производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Под исполнителемпри этом понимают актера, музыканта или иное лицо, играющее роль, или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссера-постановщика спектакля и дирижера.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах установленных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

В зависимости от содержания договора и субъекта смежных прав договора о передаче смежных прав можно классифицировать на договор о передаче смежных прав с исполнителем, с производителем фонограмм и договор с организацией эфирного и кабельного вещания. Содержащиеся в Законе “Об авторском праве и смежных правах” особенности прав исполнителя (ст.37,42), производителя фонограмм (ст.38, 39,42) и организаций кабельного и эфирного вещания (ст.40-42), а также специфика правоотношений (например, отношения автора и исполнителя носят более творческий характер, чем, например, отношения исполнителя и производителя фонограммы, где налицо технический характер сотрудничества) дают основания считать вышеназванную классификацию обоснованной и практически необходимой. В соответствии с этим:

Договор о передаче прав исполнителя – договор, в силу которого исполнитель разрешает пользователю использовать исполнение или постановку обусловленными договором способами, а пользователь обязуется уплатить исполнителю вознаграждение за каждый способ использования.

Договор о передаче прав производителя фонограммы – договор, в силу которого производитель фонограммы разрешает пользователю воспроизводить фонограмму и использовать ее иными предусмотренными договором способами, а пользователь обязуется уплатить производителю фонограммы вознаграждение за каждый способ использования.

 

Договор о передаче прав организаций эфирного и кабельного вещания – договор, в силу которого организация эфирного или кабельного вещания разрешает пользователю трансляцию передачи и использование передачи иными предусмотренными договором способами, а пользователь обязуется уплатить организации эфирного или кабельного вещания вознаграждение за каждый способ использования.

Производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания, в свою очередь, могут быть как правополучателем (по отношению к автору, актеру и т.п.), так и исполнителем (как исполнитель фонограммы, передачи, по отношению к другому правополучателю). Поэтому далее по тексту сторон договор о передаче смежных прав будем именовать “исполнитель” и “правополучатель”.

Права и обязанности субъектов смежных прав определены ст.37 – 41 Закона “Об авторском праве и смежных правах”. Допускается, кроме того, коллективное управление имущественными правами, в частности, ст. 44 Закона допускает создание обладателями авторских и смежных прав организаций, управляющих их имущественными правами на коллективной основе, действующих в пределах полученных от обладателей авторских и смежных прав полномочий на основе устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством. Такая организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на использование произведений и объектов смежных прав, необоснованный отказ в выдаче лицензии пользователю не допускается.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям в этих случаях должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии (ст.45). В случае непредоставления правообладателями организации полномочий в отношении сбора вознаграждения, они вправе потребовать от организации выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исключить свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых организацией пользователям (статья 47 Закона).

Пользователь использует полученные права в порядке и на условиях, определенных договором. Если в договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрены обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать. Правополучатель обязан принять меры к защите прав исполнителя, а также автора.

Исполнитель осуществляет указанные в договоре и Законе “Об авторском праве и смежных правах” права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (кроме предусмотренных законом случаев).

Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (статья 39 Закона “Об авторском праве и смежных правах”).

 

Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание “исключительные права”, то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.1

Исключительное право исполнителя, предусмотренное пп. 3 п.2 ст.37 Закона “Об авторском праве и смежных правах”, не распространяется на случаи, когда: первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии со ст.42 указанного Закона. Исключительные права исполнителя могут передаваться по договору другим лицам.

Цена.Договор о передаче смежных прав возмездный, размер вознаграждения исполнителю устанавливается в письменном договоре.

Срокв договоре о передаче смежных прав определяется соглашением сторон. Договор может содержать срок действия договора, сроки, в которые должна осуществиться передача прав и их использование и проч. При этом следует учитывать, что ст.43 Закона “Об авторском праве и смежных правах устанавливает сроки действия смежных прав: права исполнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства (ст. 37) охраняются бессрочно.

Права производителя фонограммы – в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, права организации эфирного вещания – в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир, права организации кабельного вещания – 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю. Сроки исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав увеличивается на 4 года. К наследникам право разрешать использование кабеля и на получение вознаграждения переходит в пределах оставшейся части сроков.

В настоящее время в России ведется активная работа по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), что требует от нее принятия таких обязательств, как обязательства по выполнению требований Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности, так называемое ТРИПС. Положения ТРИПС, в частности:

1. Обязывают применять нормы по Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, расширяя тем самым поле влияния охраны названных прав.

2. В сфере исключительных прав проката и охраны сроком в
50 лет предоставляются большие преимущества обладателям смежным прав.

3. Устанавливаются международные нормы охраны прав исполнителей.

4. Правительства присоединившихся стран обязываются внедрить действенные меры борьбы с пиратством (незаконным производством и распространением).

5. Кроме того, создан совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, устанавливается система урегулирования международных споров по вопросам нарушения сторонами своих обязательств в данной сфере.

 

В Соглашении ТРИПС использованы стандарты охраны, принятые Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, и Римской конвенцией об охране интересов артистов – исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Согласно статьям 7 и 18 Бернской конвенции охране подлежат все произведения, в том числе впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской конвенции, если с момента смерти автора прошло менее 50 лет. Исключения имеют место быть лишь в двух случаях:

1. Если истек срок охраны в стране происхождения произведения (п. 8 ст. 7 и п. 1 ст. 18 Бернской конвенции).

2. Если данному произведению в данной стране ранее уже предоставлялась охрана и ее срок истек к моменту присоединения данной страны к Бернской конвенции (п. 2 ст. 18 Бернской конвенции).

13 марта 1995 года Российская Федерация стала участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, являющейся важным международным соглашением в данной области. При присоединении России к Бернской конвенции Россия заявила о том, что охрана по конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой конвенции в силу для РФ уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.94 года). Такое положение российского законодательства противоречит ст. 18 Бернской конвенции, тогда как Соглашения ТРИПС требуют неукоснительного соблюдения ст.ст. 1-21 Конвенции об охране литературных и художественных произведений. В связи с этим, для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо внесение соответствующих поправок в ст. 5 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, соответствующая работа в Государственной думе РФ ведется.

 

Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"*


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты