КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.СОРОКИН: Правосознание – духовная основа в правовой системе. Классики: Ильин, Синюков, Цыбулевская. Правосознание – отношение субъекта права к происходящим юридическим явлениям и процессам через осмысленные идеи, особую правовую интуицию, правовые эмоции и чувства. По мнению Ильина, укрепление правопорядка зависит не от количества принимаемых законов, а от воспитания и укоренения одухотворенного правосознания. В правосознании выделяют две формы: 1) правовая идеология 2) правовая психология Это структура правосознания. Правовая идеология – это совокупность осознанных воззрений, взглядов, идей, которые рационально отражают отношение лица к праву. Правовая идеология зависит от господствующей в обществе и государстве юридической доктрины. Правовая идеология транслируется через идеологическую функцию государства, пропаганду правовых знаний, юридическое образование. Правовая идеология – это рациональная часть правосознания. Правовая психология – вторая сторона правосознания, представляет собой совокупность чувств и эмоций субъекта права по поводу правовых событий, а также его интуитивное отношение к качеству права. (Петражицкий) Отношение субъекта к праву является сложным по характеру, т.к. включает в себя и сознательные и бессознательные представления. Между сознательной и эмоциональной сторонами правосознания может возникать конфликт. При этом принято считать, что правовая идеология выше по значению, чем правовая психология, существеннее ее. Правосознание имеет разновидности, с точки зрения его развитости и приближения к общечеловеческим духовно-нравственным идеалам. Уровень правосознания зависит не от степени осведомленности о правах и обязанностях, не от знания многочисленных норм, актов, а от тех целей, которые ставит перед собой субъект, реализуя право. НАСЫРОВ. Особенности российского правосознания сформировались исторически (Каверин). Они отражают традиции, менталитет России. Речь идет об особенностях как о недостатках, которые следует устранить (Семидко). Но это и те особенности, которые необходимо учитывать – правильнее так ставить вопрос. Особенности российского правосознания: 1) право в России рассматривается как охранительный институт. Назначение права – это не обеспечение социального мира, а наказание правонарушителей (Соловьев: право- это институт нравственности); 2) утилитарное отношение к праву, т.е. следование правовым предписаниям определяется не их обязательностью, а конкретной ситуацией. Но если ситуация позволяет, то считается допустимым нарушение правовой нормы (нарушение ПДД); 3) в российском правосознании к государству относятся как к приказывающему субъекту. Если на Западе существует договор государства и общества о взаимном уважении закона, то в России существует скрытый сговор между государством и обществом в возможности взаимного нарушения закона. Образцы правового нигилизма отходят во многом от государства. 4) В российском правосознании юридические нормы предполагают их нравственное оправдание. Как это трактовать? Как недостатки или особенности? Пр-р: в своих работах В.В. Сорокин обосновывает, что в 90-х гг. общество показало более высокий уровень, чем государство (гос. элита) => необходимо разграничить юридическое правосознание и правосознание. В России низкий уровень именно юридического правосознания. Виды деформированного правосознания: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, перерожденное правосознание. Нигилизм – общее мнение, что право не действует, неверие в силу права. Носитель перерожденного правосознания считает нарушение закона с своих собственных корыстных интересах. Правовой инфантилизм – неразвитое правосознание, отсутствие информированности о своих правах. Матузов: в группе перерожденного правосознания нужно называть правовой идеализм – это переоценка роли права, убежденность в том, что с помощью закона можно обеспечить не только элементарный порядок, но и социальный мир, гармонию. Само по себе принятие хороших законов приведет к положительным результатам – пример идеализма.
|