КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 63 Религии ИндииВ индийском народе представлены основные религии мара - индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, зороастризм, характеризующие довольно сложное идеологическое и структурное устройство индийского общества. Почти все население Индии - верующие. Вообще, религия в индии, это самая большая часть культура, религиозные обычаи нашли свое отражение не только в культуре, но и в политике, социальной жизни и т.д. Основная религиозно-этическая система Индии - индуизм, его исповедуют 83% населения, около 12%-масульмане, остальные 5%- это все другие религии.
Индуизм. Индуизм по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большенство в Непале и на индонезийском острове Бали. Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобыдных верований (поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти.
Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление по подкасты. Для индуизма характерно представление об универсальности и фсеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная создана Брахмой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие.
У каждого из богов есть супруга, обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические предметы, по которым их легко можно распознать.
Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбараме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брах - их всего лишь несколько.
Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов,и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.
Ислам. С идеями ислама Индию познакомили арабы в UII веке. После них пришли афганцы и монголы, самым просвещенных из которых был импиратор Акбар. Ему почти удалось создать новую религию - "Дин-э-Илахи", основанную на слиянии индуизма и ислама. Однако старые традиции были очень устойчивы, и новое учение нашло мало последователей.
С течением веков ислам укрепился м расцвел в Индии. Индия, насчитывающая среди своих граждан более 80 миллионов мусульман, имеет второе по численности мусульманское население в мире. Большинство индийских мусульман являются суннитами, около 20 процентов - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты, а также сложившиеся общины - бохра, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д. Мусульманское население Индии вкраплено в различные этолингвистические общности и составляет их неотъемлемую часть. Специфика мусульманского общины сводится к наличию в ней значительно меньшей прослойки современной предпринимательской буржуазии и практически полному отсутствию предпринимателей монополистического капитала. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но множество запрещено законом во всех без исключения религиозных общин Индии.
Буддизм. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн., хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Будда никогда не записывал своего вероучения, поэтому, я думаю, что после его смерти образовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - монашеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха , а активное религиозное воздействие монахов на на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодисатв - сеществ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодисавты - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме будды и бодисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашеки распрастронилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.
Сикхизм. Религия сикхизма возникла а XUI веке, отразила протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феодального гнета. Основатель религии гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступил против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а так же сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их у сикхов 10) Арджун составил "Грантх" (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а так же сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд десятый гуру, превратил сикхов в военное братство, назвав его Халса (чистое). Термин "сикх" берет свое начало в санскритском термине "шишя" - последователь, послушник. Сикхизм привлек к себе крестьян признанием всех людей равными перед богом. Общая численность сикхов в Индии составляет 12 млн. человек. Они совершают религиозные отправления в своих религиозных храмах (гурдварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. Наивысшей святыней для сикхов является "Золотой храм" в городе Амритсаре.
Чтобы выделить себя среди индусов и мусульман, сикхи носят "пять К": кеш (длинные волосы), кара (стальной браслет), качха (короткие трусы), кангха (гребень), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и густые бороды сикхов нельзя незаметить в индийской уличной толпе. Сикхи жизнерадостны и предприимчивы. Все мужчины сикхи- добавляют к своему имени приставку "сингх" - лев, а женщины "каур" - львица.
Джайнизм. В UI веке до нашей эры Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой, распространил религиозное учение джайнизм, суть которого заключается в проповеди аскетизма, воздержании и отказе от насилия.
Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайнистские монахи-аскеты носят повязку на губах, чтобы случайно не вдохнуть насекомое и тем самым не допустить греха. Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселятся последовательно в различные материальные тела. Спасения и вечного блаженства достигает тот, кто ведет наиболее правильную жизнь.
Еще много различных религий исповедуется в Индии, такие как Христианство, зороастризм, иудаизм, парсизм но на мой взгляд они уже не имеют столь важного значения для Индии, да и не настолько они значительны, чтобы много рассказывать о них.
Вопрос БУДДИЗМ, УЧЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА
Буддизм, Учение и Философия Буддизма
Буддизм (Букке). Тибетский буддизм. Буддизм в Индии, Китае, Японии... Религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: хинаяну и махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Философские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения.
В буддизме, в нравственно-эмоциональной сфере господствующей оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Философия Буддизма
Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.
В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психифизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.
Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов.
Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.
Термин "буддизм" практически не имеет синонимов, за исключением Японии, где он называется "Букке".
Буддизм распространен преиущественно в Китае, Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке. Общее число приверженцев всех течений буддизма на конец XX века - около 250 миллионов человек.
Будда Шакьямуни и Буддизм
Будда Шакьямуни (санскр. Sakyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья) – Татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни – 624-544 года до н.э.
На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI – начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью современных технологий для установления времени жизни Будды.
Имя Шакьямуни переводится как "Мудрец из рода Шакья". Будда - основатель Буддизма
В буддийской традиции словом Будда прежде всего, обозначается основатель этой религии, Сиддхартха Гаутама, именуемый в религиозном контексте буддой Шакьямуни (т.е. Пробужденным Отшельником [из рода] Шакьев). Традиция датирует время жизни исторического Будды 6-5 вв. до н.э., указывая в качестве возможных дат его кончины, или паринирваны 544 или 486 гг. до н.э. Однако современная наука относит эту дату к более позднему периоду – около (или позже) 400 г. до н.э. Согласно преданию, исторический Будда родился в семье царя Шакьев в северо-восточной части Индии (территория современного Непала). При рождении ему было предсказано, что он станет или вселенским царем (чакравартином) или святым, постигшим абсолютную истину, т.е. Буддой Царь-отец, не желая реализации второго варианта пророчества, поселил принца в уединенном роскошном дворце, изолировав его от контакта с невзгодами и страданиями. Тем не менее, в возрасте 29-ти лет принц осознал, что в мире господствуют страдания, старость, болезнь и смерть, а путь мудрости и аскезы – единственный способ постичь истину. После этого он ушел из дома и стал странствующим нищим монахом (шрамана). После шести лет непрерывной аскезы и борьбы с искушениями принц ослабил тяжесть своего подвижничества, осознав бесплодность крайностей аскезы. Он предался медитативному созерцанию и, сидя под деревом, обрел пробуждение, познал истину и путь, ведущий к ней, став Буддой После этого он еще 45 лет проповедовал свое учение, создав буддийскую монашескую общину – сангху. В возрасте 80 лет он умер, или, согласно буддийскому учению, отошел в нирвану – наивысшее состояние покоя и отсутствия страданий. После смерти Будды, его тело было кремировано, а прах от кремации и особые реликвии (шарира) были помещены в особые мемориальные строения – ступы в различных частях Индии.
Согласно буддийскому учению, Шакьямуни не является единственным Буддой Они приходили и до него, в том числе, и в текущем мировом цикле, и будут появляться в будущем. Кроме того, существуют Будды и в других мирах буддийской космологии. Так, следующим Буддой должен быть Майтрея, в настоящее время в качестве бодхисаттвы (см.) пребывающий на небесах Тушита. В позднем буддизме культы Будд различных миров (особенно, Будд Западного Мира Высшего Блаженства Сукхавати по имени Амитабха) приобретают очень большое распространение и играют важную роль. Основными титулами-эпитетами Будды являются Бхагаван (Блаженный, Благословенный), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Джина (Победитель), Сугата (Правильно Идущий) и Локаджьештха (Почитаемый Миром). Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.
64. Русская культура и искусство 19 – начала 20 веков.19 век – время стремительного духовного взлета и невиданного творческого подъема исторической судьбы русской нации. Худож кул-ра достигла небывалого развития и стала классической. Русская кул-ра 19 в приобрела мировую известность и мировое признание. Новое качественное развитие приобрели взаимоотношения Европы и России. Россия стала активным партнером Европ. стран на мировом экон. рынке. Этот век, названный золотым, начался рождением А.С. Пушкина и завершился кончиной не менее известного философа-историка В.С. Соловьева, основоположника «религиозного ренессанса» «серебряного века». В 1802 г появилось министерство народного просвещения. Все учебные заведения разделились на: церковно-приходские – для низших слоев населения; уездные училища – для мещан, купцов; губернские гимназии – для дворян, университеты. В области высшего образования происходил быстрый рост технич. учебных заведений. Для развития гуманитарных наук много сделал Карамзин, чья «История го-ва Российского» была не только новым этапом в становлении историч науки, но и вкладом в развитие русского литературного языка. Огромен вклад русских исследователей в изучении поверхности Земли. Было сделано величайшее географич открытие Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли часть света – Антарктиду. Художественная культура богата новыми художественными направлениями. В творческой борьбе идей Белинского, Чернышевского, Достоевского, Добролюбова, Фета рождались идейно-художественные направления века. Пушкин – символ русской национальной кул-ры, создатель единого национального русского литературного языка и русской национальной культуры. Лермонтов стремительно вошел в русскую поэзию. Все его творчество - подвиг во имя свободы и величия родины. Исключительную роль в культурной и общественной жизни России стал играть театр. Великий 19 в русской кул- ры дал нравственно-культурный импульс российскому об-ву и всему человечеству.
|