КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная значимость и социальная ответственность рекламы.Роль рекламы в социальной динамике раскрывается через процессы информирования и стереотипизации. Связь этих процессов может быть показана в ходе выстраивания субъектом картины мира, изучение общих закономерностей которого осуществляется в русле онтологического подхода, развиваемого Н.И. Леоновым [8]. Согласно теоретическим основам данного подхода, личность, чтобы иметь возможность понимать окружающий мир, выстраивает в своем сознании картину этого мира. Объекты реальности оказываются представленными в этой картине через свои модели, которые состоят не из любых, а лишь из значимых для субъекта признаков. Можно также предположить, что существует промежуточное звено между процессом восприятия объекта реальности и построению его модели в сознании субъекта. Функции этого звена выполняет, в частности, опосредование процесса построения картины мира рядом упрощающих процедур. Делаться это может как с целью экономии познавательных ресурсов субъекта – в случае малоинтересных объектов, так и в силу чрезмерно большого количества познаваемых объектов. К числу таких процедур относятся категоризация, формирование прототипов и стереотипов [1]. Отнесение нового объекта к той или иной категории и затем сравнение его с прототипом, относящимся к данной категории, значительно упрощает дальнейший процесс составления модели объекта. Значимость упрощающих когнитивных процедур многократно увеличилась за время перехода от традиционного общества постиндустриальному [7]. В этот период стремительно рос объем социальной информации, поскольку появление совершенно новых понятий и предметов обуславливало возникновение новых социальных феноменов, которые также должны были быть представлены в картине мира личности. Процесс такого включения стал требовать более богатой и разветвленной системы социальных категорий. Однако использованию вновь создаваемых категорий могла помешать, во-первых, субъективность их границ, а во-вторых – отсутствие легко верифицируемых признаков для отнесения людей к той или иной категории. Можно сказать, что вслед за дефицитом означаемых (в данном случае – категорий), возник дефицит означающих – символов принадлежности к определенной категории. Причем это должны были быть не просто любые символы, а такие, которые были бы, прежде всего, легко и быстро воспринимаемы, и по возможности объективны. Именно такие качества символов должны быть наиболее востребованы в перегруженном разнородной информацией обществе. В современной западной цивилизации роль таких символов взяли на себя предметы потребления (хотя ими могли бы стать, например, и прически, как в Древнем Китае), став основой особого символического языка. Поскольку любой язык не принадлежит какой-либо конкретной личности, а является системой конвенциональных значений, принятых в обществе, должны существовать механизмы, воздействующие на развитие данного языка в масштабах всего социума. Одним из таких механизмов и может стать реклама. Из истории развития психологии рекламы известно, что суггестивный подход начала XX в. с его тезисом «реклама способна создавать потребность в рекламируемом товаре «из ничего» уступил место маркетинговому подходу, признавшему примат принципа активности потребителя, а рекламе отведший роль опредмечивания потребностей без попыток искусственного их создания [5]. Опредмечивающая функция рекламы может быть экстраполирована с потребностей утилитарных на потребности символические. Можно, в частности, предположить, что значением рекламы для общества может быть объективация потребностей в новых символах и стереотипах, обусловленных необходимостью дальнейшего развития процессов социальной категоризации и формирования стереотипов. Реклама не должна навязывать новый символ или стереотип. Ее дело – лишь предложить их, а приживутся они или нет, определит общество исходя из своих потребностей как системы. Цель рекламы – генерировать новые «слова» и «фразы» символического языка, публично предлагая людям включить их в свой лексикон и начать использовать. В этом случае реклама начинает способствовать процессу стереотипизации социальной информации. Этот процесс часто получает негативную оценку со стороны мыслителей, изучающих генезис современного общества [2]. Однако на самом деле вопрос о том использовать ли стереотипы (понимаемые как упрощенные модели) или нет, не стоит: отставание когнитивных способностей человека от стремительного увеличения объема информации делают этот выбор за него. Использование стереотипов для построения картины мира неизбежно – почти так же, как применение эвристик при нахождении численных решении в математическом моделировании. Вопрос только в адекватности стереотипов как моделей. Т.е. нам надо научиться формировать стереотипы не стихийно, а правильно: пусть упрощенно, но без значительных искажений. И реклама может и должна сыграть в этом деле существенную роль.
|