КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка дискуссии (анализ и рефлексия).Формы дискуссии: «круглый стол» -беседа, в которой «на равных» участвуют все участники небольшой группы, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с «аудиторией»; «форум»- обсуждение, в ходе которого экспертная группа обменивается мнениями с «аудиторией»; «дебаты»- вид дискуссии, когда имеются противоречивые мнения. Задачей дискуссии является выдвижение аргументов и контраргументов по поставленному вопросу, ознакомление со своим мнением и защита его. «панельная дискуссия»-обсуждение намеченной проблемы всеми участниками группы, а затем изложение их позиций всем участникам (при этом каждый выступает с кратким сообщением). симпозиумвключает в себя как элементы лекции, так и элементы дискуссии в группе. На симпозиуме поочередно выступают с кратким докладом на заданную тему. После сообщений следует 15-20 минутная общая дискуссия. «техника аквариума»- это разновидность дискуссии, применяемая при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Упор делается на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. «Техника аквариума» дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. «снежный ком» -участники рассаживаются по двум кругам - внешнему и внутреннему. Во внешнем круге находятся наблюдатели, во внутреннем - отвечающие. Отвечающие во внутреннем круге добровольно распределяются на две группы. Одна группа будет защищать какое-то мнение, вторая - его опровергать (время: 5-10 минут). Некоторые исследователи выделяют следующие эффекты групповой дискуссии: а) дискуссия позволяет каждому участнику прояснить собственную позицию; б) дискуссия помогает выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и обеспечивает всестороннее видение предмета; в) в процессе дискуссии у участников происходит развитие позиции децентрации в общении, предполагающей отход от неосознанного приписывания качеств собственного Я другим людям, от восприятия своей точки зрения как единственно возможной. Психологические эффекты дискуссии: 1. сиюминутный результат в ходе обсуждения; 2. результат в течение групповых занятий; 3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.
79. Организация и проведение деловых игр. Организация и проведение производственных игр требуют серьезной подготовки, а в ряде случаев - привлечения квалифицированных консультантов. Алгоритм рассмотрения проблемы в каждой группе может быть совершенно другой, чем в предыдущей. Для каждой игры разрабатывается документация и необходимые методические материалы. Проспект деловой игры может содержать: название игры; концепцию игры цели, ее общее содержание и условия проведения на какую аудиторию она ориентирована и т.п. В сценарии дается характеристика объекта деловой игры, порядок проведения, состав участников, перечень должностных лиц, деятельность которых моделируется в игре, их роли, исходная информация, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Характеризуются правила и методические рекомендации игры и подведения итогов. В приложениях рекомендуется дать словарь употребляемых терминов и понятий для их однозначного понимания участниками: В начале проведения деловой игры участники активизируют знания по обозначенной проблеме, определяют проблемное поле. Затем учебная группа делится на рабочие группы по 4-5 человек. Каждая из них получает для коллективного решения одну из проблем, которые в совокупности составляют проблемное поле. В каждой группе выделяется организатор групповой работы - докладчик. Методом мозгового штурма рабочая группа в течение 30 минут предлагает технологию, сценарий или проект решения обозначенной проблемы. По истечении времени каждая группа докладывает о своих наработках. Все группы участвуют в обсуждении доклада. Руководитель кратко подводит итоги групповой работы, оценивает качество, новизну подходов к решению выбранных проблем. Возможно продолжение работы в случае сложности обсуждаемого вопроса в качестве домашнего задания.
80. Организация и проведение ролевых игр. Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.Ролевые игры предполагают участие 10-20 человек одновременно, занимают от 2 до 5 часов. Игра погружает ее участников в определенную жизненную ситуацию, в определенные временные рамки - это может быть, прошлое, настоящее или будущее время, может быть ситуация приближенная к реальности или совершенно фантазийная история, включающая магию и сказочных персонажей. Каждый персонаж имеет свое игровое имя, свою историю, цели и задачи, и успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить все свои цели за время, отведенное на игру.Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему: 1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях; 2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению; 3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях. Процедура проведения ролевой игры' 1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.2. Непосредственное проведение игры.Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. 3. Подведение итогов игры.Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие. 1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему? 2. Какие переживания вы испытали в ходе игры? 3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно? 4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса? 5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни? Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы. Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации и сопереживающие происходящему, могут вести протоколы (карточки) наблюдения.
81. Использование различных видов тренинга. Психолого-педагогический тренинг.
|