КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в годы ВКЛ и Речи Посполитой.Развитие материальной и духовной культуры древних славян во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала передачу исторического и социального опыта, играла важную роль в подготовке подрастающего поколения. Народная педагогика является наследием общей культуры Древней Руси, явившейся колыбелью школы просвещения и педагогики трех братских восточнославянских народов – русского, белорусского и украинского. Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, песнях, кличках, дразнилках, считалках, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых. В числе средств народного воспитания широко использовались легенды о богатырях, былины, исторические предания, сказки, крылатые слова, пословицы и т. д. Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. О распространении письменности и просвещения на Беларуси в XIV–XVI веках подтверждают многочисленные документы. Одним из таких является текст Оршанского рукописного евангелия (XIV в.), который свидетельствовал о высоком уровне образования и грамотности.Государственным языком в Великом княжестве Литовском до 1697 года являлся белорусский язык. Белоруск. школы, создаваемые при православных монастырях и храмах, в большинстве своем были начальными и давали элементарные знания по чтению, письму и счету. С XIV века на территории Беларуси начинается экспансия католицизма. Как и в Европе, католическая церковь монополизировала просвещение. При костелах открывались соборные и кафедральные школы. Они функционировали в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве и других городах. Одной из самых древних кафедральных католических школ была - Виленская, которая функционировала с начала XV века. Основными методами преподавания в школах того времени были чтение, заучивание наизусть, устные и письменные упражнения, диктовки, переводы с одного языка на другой. Большое влияние на развитие просвещения оказало гуманистическое и реформационное движение. В истории восточнославянской культуры и просвещения особое место принадлежит первопечатнику Франциску Скорине (1490 – 1541). Франциск Скорина стал первым ученым, доктором медицины и свободных искусств среди восточнославянских народов Большое значение в развитии просвещения и школы на Беларуси имела деятельность Николая Гусовского (1480 – 1540). Он был белорусско-польским поэтом-гуманистом и просветителем эпохи Возрождения. Выступая за расширение идей гуманизма в Европе, он стал носителем новолатинской поэтической традиции. Одним из последователей культурно-просветительской и философской традиции Франциска Скорины был великий белорусский мыслитель, ученый-гуманист, педагог – Симон Будный (1530 – 1593). Большой вклад в развитие просвещения на Беларуси внес Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) (1530 – 1600). Его деятельность носила ярко выраженный патриотический характер и по своей сути явилась продолжением тех культурно-просветительных традиций, которые были заложены педагогами-гуманистами в первой половине XVI века. РП. Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 – 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Представитель белорусской педагогической мысли, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Таким образом, анализ школы и пед. мысли конца XVII века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на распространение на территории Беларуси идей Реформации и Просвещения, которые нашли свое отражение в прогрессивных общественно-политических и культурных концепциях передовых философов, педагогов и общественных деятелей,в целомбелорусскаяпед.мысль развивалась в условиях феодального и национального гнета,католической экспансии, которые тормозили развитие белорусской национальной школы и просвещения.
|