![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовой обычай как форма (источник) праваПод обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянных и единообразных повторений каких-либо действий. Именно обычай являлся древнейшим источником информации о надлежащем поведении в том или ином социуме. Возникнув в глубокой древности, в период становления государства и будучи санкционирован им, на долгие века обычай стал практически единственной формой выражения волеизъявления нарождающейся публичной власти. В этом качестве он превратился в обычное право, то есть в совокупность правил поведения, которые сложились в обществе в результате их неоднократного традиционного применения, санкционированы государственной властью, и в силу этого стали общеобязательными предписаниями. Такими записями обычного права были древнейшие памятники права — законы Хаммурапи (ок. 1750 г. до н.э.), Законы XII таблиц (ок. 450 г. до н.э.), Салическая Правда (VI в.), Правда Ярослава (не позднее 1054 г.) и др.Для того, что стать императивным и всеохватывающим требованием обычаи должны были быть полезными людям и известными на протяжении достаточно длительного времени (во Франции до первого Уголовного кодекса 1810 г. при разрешении дел руководствовались ордонансами королей и местными обычаями, “известными с незапамятных времен”, которые определяли примерно в сорок лет); приниматься как данность всеми (у древних римлян это было закреплено на законодательном уровне в виде правила: “молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами”); иметь глубокую моральную и этическую подоплеку, а подчас обладать и качествами сакральности (в период архаичного Рима для обозначения права имелось два понятия: jus и fas; jus являлись человеческими правилами, a fas носили характер божественных установлений. При этом считалось, что “все право введено соглашением, или установлено необходимостью”, и “сами законы обязывают нас лишь в силу того, что приняты они по решению народа, но то, что народ одобрил, не записав, также обязывает всех”).
|