КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.Стр 1 из 59Следующая ⇒ Наука – сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Наука делится на отрасли по предмету объектов исследования: -технические, -естественные, -гуманитарные Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Общество - сложная динамическая система, сущность которой раскрывается в многообразных связях и отношениях, склады-вающихся между его членами и их объединениями. Особенности ТГП как науки состоит в том, что она является: - гуманитарной (общественной), предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук) - политико-юридической, изучающей такие социальные ин-ституты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим отличается от других гуманитарных наук). - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим отличается от других юридических наук). ТГП может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. ТГП как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе. Отличия науки и учебной дисциплины ТГП: - рамки изучения ТГП как дисциплины уже, чем науки - тгп как дисциплина субъективна - тгп как дисциплина базируется на науке - тгп как дисциплина входит в систему юр. дисциплин, а не в систему юр. Наук Цель ТГП как науки – теоретическое осмысление государственно-правовых явлений, а учебной дисциплины – формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юр. дисциплин. Функции теории государства и права как учебной дисциплины: - Познавательная, т.е. основной задачей теории государства и права выступает передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права изучающим ее студентам. - Идеологическая функция проявляется в том, что теория государства и права как дисциплина, закладывающая основы представления будущих юристов о государстве и праве ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и полити-ческого строя. - Воспитательная функция заключается в воспитании у людей, изучающих теорию государства и права правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества. - Вводная функция состоит в том, что теория государства и права закладывает базовые положения и понятия всей юриспруденции, без хорошего знания теории государства и права можно ставить под сомнение возможность постижения иных юридических наук. - Обобщающая функция заключается в том, что теория госу-дарства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки. 2. Объект, предмет науки «Теория государства и права».2. Объект, предмет науки ТГП. Система науки ТГП. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Различают понятия «предмет науки» и «объект науки». Понятием объекта охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется по-знание и практическое воздействие людей. Объект – это то, что подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приёмов соответствующей науки. Объект может являться общим для определённой группы наук, каждая из которых имеет в объекте свой предмет, то есть определённую сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Так, объектом ТГП являются государственно-правовые явления, общественные отношения, складывающиеся в государственно-правовой сфере. Однако они представляют собой объект изучения не только ТГП, но и других юридических наук. В то же время юридические науки отличаются друг от друга своим предметом. Предмет науки – это круг вопросов, проблем, которые она изучает. Он определяет её са-мостоятельность. Это изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции, во-просы методологии. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не кон-кретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизыва-ют собой всю юриспруденцию (напр., норма права, правоотношение, субъект права, юри-дический факт и т.д.). Особенность понятий, вырабатываемых ТГП, по сравнению с частными юридическими науками, состоит в том, что они имеют категориальный характер. В них содержатся теоретически обобщённые по содержанию и краткие по форме изложенные ответы на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, характеризую-щее государство и право в целом, каковы определяющие, сущностные признаки данного явления. На них основываются специальные науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государственно-правовые явления исследуются во взаимосвязи как до-полняющие друг друга социальные институты. Исследование предмета ТГП предполагает характеристику (это предмет ТГП): 1. сущности права и государства; 2. общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; 3. общих закономерностей происхождения государства и права; 4. типов и форм государства и права; 5. общих закономерностей, принципов и механизмов развития и функционирования государства и права; 6. общих закономерностей взаимных связей права и государства, а также их взаимосвязь с дру-гими социальными явлениями. Общие закономерности – это такие связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права; и специфи-чески преломляясь в каждом их типе, в то же время составляют «собственные» закономер-ности, присущие каждому типу государства и права, которые тоже являются предметом рас-смотрения ТГП. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках. Становление ТГП как науки, кроме теоретической разработки своего предмета, происхо-дит также по следующим направлениям: 1. через обобщение данных отраслевых юридических наук; 2. через конкретизацию философских положений; 3. через взаимодействие с другими, неюридическими науками; 4. путём непосредственного выхода на практику (толкование, юридическая техника, …).
Система науки – это её строение. В рамках науки ТГП выделяют такие элементы как теорию государства и теорию права. Также выделяется такая сфера исследования как соотношение общества, государства и права; институт правовых систем; формирование правового государства и гражданского общества. 3. Система науки «Теория государства и права». Наука (доктрина) - система знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений, закономерностях их существования и развития. Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Объект ТГП – некоторая целостность, изучаемая многими науками, и каждая из них имеет в этом объекте свой предмет, т.е. определенный участок, сферу, проблематику. Для ТГП такой объект государство и право, которые изучаются и другими общ-ми науками. Понятие объекта шире понятия предмета. Предмет – часть изучаемого объекта, одна из его сторон, своеобразная ниша конкретной науки. Гос-во и право являются объектом познания многих наук. Что касается предмета, то он у каждой общественной науки свой и не совпадает с предметом изучения др-х общественных наук. Установить предмет теории государства и права это значит определить круг тех общественных, а точнее - государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, которые теория государства и права охватывает собой и изучает. Предмет ТГП: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще); система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юр науки. Специфика предмета ТГП: Изучаются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных системных явлений общественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих закономерностей отдельных государственных и правовых явлений. Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются наукой ТГП в органическом единстве и системном взаимовлиянии на иные явления и процессы (экономику, политику, психологию и т.д.). Результат познания закономерностей функционирования госу-дарства и права выражается в формулировании понятий, категорий и определений государственно-правовых явлений (сущность, функции, механизм, форма государства; сущность, функции, форма права; правоотношения, юридическая ответственность и т.д.). Структура предмета: 1. Юридическая догматика (понятийно-категорийный аппарат); 2. Юридическая техника (основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализа-ции права); 3. Юр. методология (основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки). Структура ТГП: - теория государства (которая рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства) - теория права (которая, соответственно, изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества - проблемы регуляторов общ-ных отношений, современного правопонимания, признаки права, учение о нормах права, источниках права, механизме правового регулирования, системе права; понятие правовой системы и важнейшие мировые правовые системы; правотворчество и законотворчество, теория реализации права, юридическая техника, общее учение о правоотношениях; правомерное поведение, правонарушения и юр ответственность; пра-восознание и правовая культура) 4. Метод, методика и методология науки «Теория государства и права».2. Методология науки ТГП. Вообще методологию в собственном смысле слова можно понимать в двух значениях: 1. как науку о методах научного познания, в рамках которой изучается понятие метода, виды ме-тодов, их система, принципы научного познания, использование различных методов в иссле-довательской деятельности учёного. В её рамках даётся теоретическое обоснование использу-емых в науке методов познания окружающей нас действительности. 2. как систему методов (приёмов, способов), используемых в той или иной науке для познания её предмета. Т.о., каждая наука характеризуется не только собственным предметом исследова-ния, но и методологией. Методология ТГП – это система приёмов, способов, подходов, логических приёмов, кото-рые используются ею для познания своего предмета (сущности, общих закономерностей возник-новения, развития, функционирования государственно-правовых явлений) и получения научных результатов. Для получения объективных научных знаний, полноценной научной информации об иссле-дуемых явлениях деятельность учёного должна быть основана на определённых принципах познания, таких как принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности, эмпирической основы исследования, принцип объективности, конкретности, плюрализма (многоаспектности). При этом важно не подменять юридическое исследование философским, социологическим или другим, не смешивать юридический подход к познанию государства и права с философским или иным другим подходом. Методы науки – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Это способы познания и способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Метод в научной деятельности – это знание, с помощью которого получается (добывается) новое знание. Таким образом, знания являются и средством, и целью научной деятельности учёного. В качестве метода изучения новых знаний выступает сама теория, познанные закономерности, позволяющие заблаговременно распознать общие тенденции в развитии государственно-правовых явлений. Многие методы универсальны, но применительно к предмету познания различных наук они приобретают свою специфику и т.о. можно говорить о формировании самостоятельных, особых методов познания в рамках той или иной науки. Каждая наука имеет свою методологию, состоя-щую из основополагающих философских методов, обще- и частнонаучных методов. Т.о., можно выделить следующие методы: • всеобщие (универсальные, философские, мировоззренческие) методы: это диалектика (это наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления; выделяют материалистическую и идеалистическую диалектику, последняя делится на объектив-ный и субъективный идеализм) и метафизика (это идеалистическое философское учение о неиз-менных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития). Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов развития государственно-правовых явлений. Только с учётом знания законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений. Обобщая данные всех наук, охватывая мир единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия как цельная мировоззренческая наука выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества, в том числе государства и права. Общественную жизнь философия научно объясняет как целостный естественно-исторический процесс, что позволяет верно определить место и роль государства и права в этом процессе и таким образом понять их сущность, содержание и в том числе характер осуществляемых ими функций. Мировоззренческое значение философии заключается и в том, что она объясняет материалистическую сущность государства и права, закономерности их становления, развития и функционирования. Прямое отношение к анализу государства и права имеет требование философии изучать предметы и явления в развитии, с учётом изменений. Философия даёт универсальную методологию, охватывающую наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Всеобщие методы раскрывают наиболее общие закономерности движения человеческой мысли к истине. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. • общенаучные методы: это методы, общие для ряда наук, но являющиеся специальными по отношению к всеобщим. Они отражают способы познания на определённом этапе. К ним можно отнести системный метод (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление много-образных типов связей в нем), анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части), синтез (изучение явления путем условного объединения его состав-ных частей), индукции (индукция – от частного к общему, от фактов – к гипотезе (утверждению), возможность предсказать, установить общность предметов) и дедукции – (от общего к частному (средство доказательства)), функциональный метод (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим), структурный метод, аналогия, моделирование, обобщение и др. Эти методы имеют некоторые общие принципы, применяемые при исследо-вании сложных систем, объектов, структур. • частнонаучные методы: это методы, свойственные определённой группе наук, отрасли научного знания. К ним относятся: 1. Формально-юридический метод. Он помогает описать, классифицировать и систематизи-ровать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. (ис-следование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, фор-мальной определённости права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, исследование форм государства, определение компетенции государственных органов и т.д.) Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. 2. Метод сравнительного государствоведения и правоведения. Он основывается на изу-чении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и конти-нентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теорети-ческие и эмпирические его характеристики. 3. Метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что меж-ду различными государственными и правовыми явлениями имеется определённое сходство, сле-довательно, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других. 4. Конкретно-социологический метод. Направлен на анализ функционирования политиче-ских и правовых институтов, результатов их действия при помощи статистических данных, данных средств массовой информации, опросов и т.п. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности в стране. Используются такие приёмы как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, моделирование … 5. Метод интерпретации. Как логико-языковой метод необходимо присущ юридической науке, так как её объект - право, внешне выступает как совокупность логико-языковых явлений - норм, нормативных правовых актов. 6. Системно-структурный метод. Он состоит в том, что изучаемое явление рассматривается как явление сложно организованное, имеющее внутреннюю структуру, складывается из эле-ментов (частей), между собой связанных. 5. Система методов науки «Теория государства и права». Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод. По сравнению с предметом теории государства и права, который дает ответ на вопрос о том, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина, метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Методика – конкретное воплощение метода В зависимости от области применения конкретного метода различают всеобщий метод материалистической диалектики, общенаучные, частнонаучные, прикладные. Философской основой теории государства и права служит все-общий метод материалистической диалектики, этот метод рас-пространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Одной из причин эффективности данного метода является то, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходили и проходят государство и право. Диалектико-материалистический метод позволяет акцентировать внимание исследователя не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права, но и на их связях между собой и окружающими их явлениями, институтами и учреждениями. (метафизика, рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты и диалектика, которая подразделяется на материалистическую и идеалистическую, диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания). Общие методы - это приемы, которые не охватывают все науч-ное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента. Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части (многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, ка-честв). Синтез предполагает изучение явления путем условного объе-динения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход состоит в том, что изучаемое явление рас-сматривается как сложно организованное, имеющее внутреннюю структуру, складывается из элементов (частей), между собой связанных. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушение, и т.п. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции правосознания, юридической ответственности и т.д. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от кон-кретного к абстрактному (процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее конкретным видам на примере конкретных государств и наоборот). При таком подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. Частнонаучные методы вырабатываются самой теорией госу-дарства и права и другими юридическими науками и используются преимущественно в пределах этих наук. (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование). Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым являющимися сугубо юридическими: Формально-юридический метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств. Прикладные методы (социологический, кибернетический, ма-тематический, статистический и другие.) Социологический ме-тод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств ки-бернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юридическим наукам, которые ее используют в своей эволю-ции.
6. Функции науки «Теория государства и права». Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Функции теории государства и права – это основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Теории государства и права, как системе, присущи следующие функции: • С помощью онтологической функции (онтология - наука о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.п. • Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных кон-цепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. • Эвристическая функция (эвристика - искусство нахождения истины). Теория государства и права не ограничивается позна-нием и объяснением государственно-правовых явлений, а от-крывает новые закономерности в их развитии. • Политико-управленческая функция предопределена не только тем фактом, что теория поставлена на службу тем или иным общественным интересам, но и особенно тем обстоятельством, что государство и право играют значительную роль в социально-экономической и культурной жизни государства. Теория государства и права призвана формировать основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления. • Методологическая функция. Теория государства и права создает систему понятий и категорий, применяющихся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. • Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на волю и сознание субъектов и социальную жизнь как важный идеологический фактор. • Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства. • Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности; в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в вы-движении гипотез об их будущем. 7. Место науки «Теория государства и права» в системе общественных наук. ТГП – общественная политико-правовая теоретическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, существования, функционирования и развития ГиП, ГП-ых явлений, процессов, отношений универсального свойства и качества. Имеет собственный понятийно-категориальный аппарат. Закладывает основную методологию ГиП-ведения. Науки делятся на общественные – изучающие жизнь общества, естественные – окружающий и природный мир, технические – себя в мире. ТГП относится к общественным к общественным наукам изучает общественные явления и отношения, по объекту научного исследования она связана с другими общественными науками, изучающими те или иные явления ГП-ой жизни: политологией, социологией, культурологией, экономикой, философией, историей. Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).(политико-управленческая f). Социология – наука о возникновении и развитии социальных систем. ТГП также изучает развитие социальных организаций общества. Культурология – наука о культуре. ТГП изучает и формирует правовую культуру общества. Экономика – наука о рациональном использовании ресурсов. ТГП помимо прочего изучает экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения, экономические аспекты возникновения и развития ГиП. Философия – наука о бытии, сущности человека и мира. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности История – наука, изучающая человека в прошлом. ТГП изучает, в частности, закономерности возникновения, существования ГиП, ГП-ых явлений, и, соответственно, человека внутри этих явлений.
8. Место науки «Теория государства и права» в системе юридических наук. Юридическая наука – вся совокупность государствоведческих и правовых наук, отличающихся друг от друга по степени абстракции и специализации. Система юридических наук: фундаментальные – теоретико-исторические науки: ТГП, ИОГП, ИГПЗС, философия права, ИППУ; отраслевые и межотраслевые – конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т.д.; прикладные (ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают) – криминалистика, криминология, юридическая психология и др. ТГП является фундаментальной и основополагающей юр. наукой, имеющей базовое методологическое значение для остальных юр. наук (направляющая отрасль знаний, разрабатывающая основополагающие критерии и ценности государственно-правовых явлений с т.з. единства и взаимозависимости, взаимодействия ГиП. Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше. 9. Общество: понятие, признаки, структура. Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Общество – это устойчивое объединение людей, которые связаны друг с другом, зависят друг от друга, обладают общими интересами и целями и реализуют их через совместно скоординированную деятельность. Общество – это социальная организация людей, проживающих на определённой территории. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. Общество – устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей. Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-трётьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.). Признаки общества: 1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия. 2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу. 3. характеризуется особой устойчивостью. Она существует на основе объективно сложившегося интереса, который не подменяет частные или групповые интересы, а формируется на их основе. 4. оно должно быть самодостаточным. т.е. способным собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое. 5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Власть как способность и возможность подчинять и подчиняться способствует упорядочению социального взаимодействия людей. 6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления. Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная). Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле. Структура общества: Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер. Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты. Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения. Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.
Общество не может обойтись без социальных институтов, т.е. устойчивых социальных объединений, общностей и групп, выполняющих необходимые функции и взаимодействующих друг с другом на основе различных социальных норм. Социальные связи в них обусловлены организацией управления. Эти связи являются институциональными. Социальная структура общества – это характеристика видов социальных институтов, таких как сословия, классы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы на определённом этапе исторического развития. 10. Социальные институты: понятие, признаки, виды. Общество - сложная динамическая система, сущность которой раскрывается в многообразных связях и отношениях, склады-вающихся между его членами и их объединениями. Признаки общества, характеризующие его как социальную систему: - иерархичность - саморегуляция (связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека.) - открытость (как система, непрерывно взаимодействует с ее средой) - информационность - самодетерминированность (закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов) - самоорганизация (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий мо-жет также быть стимулирующим воздействием) Обязательный формальный признак общества – совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей. Объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Интересы, в одном и том же обществе могут быть не только сходные, но и противоположные. Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами является общ-вом. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем то, находящимся вне её, но и должна осознавать что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого. Т.о. в понятие общ-во включаются следующие основные признаки: - совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием. - общий интерес, имеющий постоянный и объективный хар-тер. - взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. - регулирование общ-ных интересов посредством общеобяза-тельных правил поведения. - наличие организованной силы (власти) способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность. - способность и реальная возможность к самообновлению и со-вершенствованию общества. Сфера жизни общества — определенная совокупность устой-чивых отношений между социальными субъектами. Сферы общества включают в себя: - определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); - социальные институты (такие, как семья, школа, партии, цер-ковь); - сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. Основными элементами общества как системы выступают социальные институты. Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. К числу основных институтов относятся: экономические (раз-деление труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей об-щества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др Основные признаки соц. институтов относятся: - Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;- Основные роли – образы поведения;- Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);- Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального кон-троля. Социальный регулятор - совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. Делятся на: Нормативные регуляторы (Социальная норма) — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами. Признаки социальной нормы: - Общий характер, (адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям); регу-лирует наиболее типичные устойчивые общественные отноше-ния; рассчитано на неоднократное применение; существует длительный заранее неопределённый период времени.) - Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми. - Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить. Индивидуальный регулятор — указание совершить опреде-лённые действия или воздержаться от каких-либо действий, ад-ресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц). Стихийные регуляторы — это какие-либо объективные при-родные явления, а также процессы, в той или иной степени воз-действующие на общественные отношения. 11. Социальное регулирование: понятие, характеристика, элементы. Социальные регуляторы. Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования. Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) — значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д. Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм. Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому. Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений. Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру): Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным. Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, … Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование. В их числе выделяют следующие: 1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей) 2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей) 3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей) Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы. Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директивный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.
12. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми. Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц. Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы. Предмет соц. регулирования состоит из след элементов: а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений 3 подхода к предмету соц регулирования: предмет-соц. отношения, поведение, сознание и воля Социальный регулятор - совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. Делятся на: Нормативные регуляторы (Социальная норма) — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами. Признаки социальной нормы: - Общий характер, (адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям); регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения; рассчитано на неоднократное применение; существует длительный заранее неопределённый период времени.) - Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми. - Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить. Индивидуальный регулятор — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц). Стихийные регуляторы — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения. Соц нормы Типы социальных норм: Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях). Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи. Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения. Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (правила, требования, обязанности); как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей). Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны: неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами); универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов); многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития). Виды социальных норм по механизму формирования Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки. Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов: Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает. Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе. Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни. Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации. Иные социальные нормы Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному. По сфере действия: -экономические, политические, эстетические, экологические, религиозные, технические
|