Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Царствование Ивана Грозного. Реформы времен «Избранной Рады» и опричнина.




Иван IV Васильевич Грозный - первый русский царь, сын Василия III и Елены Глинской родился 25 августа 1530 года.

Иван IV Васильевич ГрозныйВасилий IIIЕлена Васильевна Глинская

Иван, старший сын Василия III, оказался на московском престоле в трехлетнем возрасте (в декабре 1533 г.). По линии отца он был прямым потомком Рюрика, по линии матери — потомком хана Мамая. Регентшей при малолетнем Иване стала его мать Елена Глинская, а теневым правителем Руси ее фаворит Иван Овчина-Телепнев Оболенский (вероятно, он и был настоящим отцом Ивана). В первые месяцы правления Елена Глинская жестоко подавила боярскую смуту. Тогда же Москва успешно воевала с Литвой, крымскими и татарскими татарами. При ней впервые была проведена денежная реформа, на Руси была введена новая денежная единица — копейка.

3 апреля 1538 г. Елена Глинская скоропостижно скончалась (ходили упорные слухи, что она была отравлена). Сразу после ее смерти Телепнева-Оболенского бросили в темницу, где он умер с голоду.

Опекуном юного государя стал Василий Шуйский, а после его внезапной смерти — Иван Шуйский (родной брат). В 1540 г. Иван Шуйский за творимые им беззакония был изгнан Боярской думой, а регентом назначен князь Иван Бельский. Однако, в 1542 г. Шуйскому удалось отстранить Бельского и вновь стать регентом государя всея Руси.

В конце 1543 г. тринадцатилетний Иван IV неожиданно подверг Шуйского опале. 29 декабря Боярская Дума отстранила Шуйского от регентства и назначила попечителями государя Михаила и Юрия Глинских (дядьев Иванна IV).

Василий ШуйскийНеизвестный автор. Иван IV Васильевич Грозный

16 января 1547 г. достигший совершеннолетия Иван IV торжественно венчался на царство. Его царский титул был официально подтвержден патриархом константинопольским Иосафом и тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами. В феврале того же года Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной.

Летом 1547 г. в Москве случился сильный пожар. Прошел слух, что столицу подожгли бабка царя Анна Глинская и его дядья (бывшие регенты). Иван IV подавил назревавший бунт и с этого времени правил самомтоятельно. Советниками он избрал себе митрополита Макария, постельничьего Алексея Адашева и протопопа Сильвестра.

С момента венчания на царство Иван IV приступил к радикальным государственным преобразованиям. Так, им было создано постоянное стрелецкое войско и создана новая система управления государством — приказы. В это же время наблюдается значительная активизация внешней политики: устанавливаются дипломатическе связи с Англией, Бельгией и Голландией. В 1552 г. Иван IV покорил Казанское ханство (сноска) и начал подготовку к покорению ханства Астраханского.

В 1553 г. Иван IV тяжело заболел. Лекари обявили его безнадежным. На глазах умирающего царя развернулась борьба за власть. Бояре хотели возвести на престол двоюродного брата Ивана IV, Василия Старицкого, но царь неожиданно пошел на поправку и вскоре выздоровел полностью (сноска).

В 1556 г. к Московскому государству была присоеденена Астрахань, и Волга полностью оказалась во владении Руси. Двумя годами позже началась Ливонская война. Главной целью этой войны было завоевание выхода к Балтийскому морю. В начальном периоде войны русские войска одержали несколько убедительных побед. Однако в дальнейшем, столкнувшись с коалицией враждебных государств, Иван IV был вынужден подписать невыгодные условия перемирия. Не последнюю роль в подписании перемирия сыграло и предательство ближайшего сподвижника царя — князя Андрея Курбского.

Коровин П. Взятие Казани Иваном ГрознымИванов С. Иван IV Васильевич ГрозныйИ. Репин. Иван Грозный и сын его Иван

1560 г. стал переломным в жизни Ивана IV. В августе умерла царица Анастасия, смягчавшая суровый нрав царя, и государство неуклонно стала сползать к террору 3 декабря 1564 г. Иван IV выехал из Москвы в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он направил письмо к митрополиту с обвинениями против бояр и духовенства и письмо к купцам и православному христианству, в котором объявлял им свою милость. За обиды, нанесенные ему боярством, Иван IV отказывался от государственной власти и сообщал о своем намерении “уехать, куда его Бог наставит”.

В ответ на моления народа Иван IV вернулся в Москву и ввел так называемую опричнину. В XVI веке опричниной назывался удел Ивана IV, т.е. особая территория с войском и государственным аппаратом, подчиненная только царю. Остальная земля обявлялась «земщиной», и управлять ею надлежало Боярской Думе. С введением опричнины царь начинает окружать себя людьми незнатного происхождения. Одним из ближайших людей к Ивану IV (прозванного с этого времени “Грозным”) становится Скуратов-Бельский — знаменитый своей звериной жестокостью Малюта Скуратов. По всей стране покатился вал массовых казней и ссылок неугодных царю бояр. В результате введения опричнины удельное боярство было разгромленно, а Иван Грозный стал полновластным хозяином Московского государства.

Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов)Последние минуты митрополита Филиппа

Против жестокостей опричников выступил митрополит Филипп. В ответ на призывы остановить массовые репрессии он был лишен сана и заточен в монастырь. Летом 1568 г. по приказу Ивана Грозного Филипп был задушен в монастырской кельи Малютой Скуратовым. Бывший претендент на царский престол Василий Старицкий, его мать, жена и дочь приняли яд. В 1570 г. жесточайшему разгрому подвергся Новгород, заподозренный в сговоре с Литвой. Тысячи новогородцев были казнены (большинство утоплено в Волхове).

Однако опричнина вскоре исчерпала себя. В 1571 г. на Москву сожгли крымские татары. Опричники не смогли защитить столицу. И вновь начались массовые аресты и казни, жертвами которых на этот раз становились сами опричники. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и одновременно обратился к английской королеве Елизавете I с просьбой об убежище.

В 1574 г. Иван Грозный во второй раз попытался отречься от престола. Он назначил великим князем московским и всея Руси касимовского хана Симеона Бекбулатовича, но через год отослал его в Тверь.

Становясь все более и более необузданным в гневе, предаваясь всем немыслимым страстям, Иван Грозный постепенно превращался в воплощение кровавого тирана. В ноябре 1575 года в порыве ярости, ударом посоха в висок, он убивает своего старшего сына Ивана V, и наследником престола становится слабовольный и бесхарактерный царевич Федор.

В последние годы жизни Иван Грозный вновь возвращается к активной завоевательной политике. Посланные им казаки во главе с атаманом Ермаком покоряют Сибирское ханство Кучума, и Сибирь становится частью русского государства.

Зимой 1584 г. Иван IV вновь тяжело заболел. Тело его стало пухнуть, от него постоянно исходило зловоние. Все дни он проводил в своей сокровищнице, показывая боярам и иностранцам золотую утварь и драгоценные камни, собранные со всей земли.

Борис Годунов

18 марта 1584 г. за партией шахмат с Борисом Годуновым Иван Грозный внезапно скончался (существует небезоснавательная версия, что он царь был задушен).

2. Время реформ. «Избранная Рада»

В 1545–1547 гг. было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, 16 января 1547 г. принял титул «царя» (впервые в российской истории – ранее государи московские именовались только «великими князьями»). Но это не оз-начало того, что Иван IV неожиданно овладел всеми умениями, необходимыми для управления огромной страной. Пока за его спиной Московским государст-вом правили Глинские и митрополит Московский Макарий – один из образо-ваннейших людей России. Глава русской церкви, отлично разбиравшийся в тонкостях и хитросплетениях светской политики, стремился воспитать из Ивана IV государя, который не мог бы нанести ущерба интересам церкви. При жизни этого святителя царь действительно не вступал в конфликт с духовными властями.

Владычество Глинских вызывало зависть со стороны других знатных родов, к тому же корыстолюбивые временщики злоупотребляли своим высоким положением, что приводило к недовольству всей Москвы: «...В те поры Глин-ские в приближении у государя (были) и в жаловании, а от людей их – чёрным людям насильство и грабёж». Летом 1547 г. в столице вспыхнуло восстание, начались волнения и в других городах Московского государства. Толпа мос-ковской черни расправилась с боярином Юрием Васильевичем Глинским, по-бив его на площади камнями. Его брат, князь Михаил Васильевич Глинский, пытался бежать в Литву, но потерпел неудачу. Партия Глинских пала, и окон-чилась пора правления отдельных аристократических группировок.
Последовательные неудачи попыток различных «боярских партий» на-всегда утвердиться у верховной власти, недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности молодо-го царя к управлению государством и необходимость проведения многих пре-образований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса, названной позднее князем Андреем Курбским «Избранная рада». Роль наиболее ярких фигур в её составе сыграли люди, не блиставшие знатно-стью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из мо-гущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

Итак, на политическую авансцену времён «Избранной рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельни-чий (государев дворовый чин) Алексей Фёдорович Адашев. Помимо них в «Из-бранную раду» вошли князь Курлятев, возможно, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представи-тели аристократии. Все они обладали достаточной дальновидностью, чтобы поддерживать равновесие между царской властью, боярско-княжеской верхуш-кой служилого класса и дворянством, вобравшим в себя средний и нижний слои служилых людей. Все они признавали необходимость реформ в сфере государ-ственного управления. Большинство имён деятелей «Избранной рады» истори-ческие источники до наших дней не донесли.
Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной раде», всего десятилетие было отпущено исторической судьбой для деятельности реши-тельных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. Всего десятиле-тие! Но за этот краткий период государственное и социальное устройство Рос-сии претерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Избранная рада» возникла не ранее 1549 г., а в 1560 г. её уже не существовало.
За это время, во-первых, сформировалась развитая система «приказов», т.е. органов центрального управления, исполнявших функции нынешних мини-стерств. До середины 60-х гг. XVI в. приказы именовались «избами». Каждый из приказов отвечал за определённую сферу управления: так, например, По-сольский приказ – за дипломатическую службу, Разрядный приказ – за боль-шую часть военных дел, Челобитный приказ – за контроль над остальными приказами. Во-вторых, в 1550 г. был введён в действие новый Судебник (Су-дебником именовался свод действующих законов, нечто среднее между уго-ловным кодексом и конституцией), расширенный, гораздо более систематизи-рованный и учитывавший то новое, что накопилось в судебной практике со времён введения старого Судебника 1497 г.

В-третьих, было реорганизовано местное управление. Если до этого вре-мени в городах и землях Московского государства почти неограниченной вла-стью располагали наместники и волостели, на определённый срок назначав-шиеся великим князем, то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, а на значительной территории власть наместников полностью за-менялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губ-ными старостами («губа» – округ) и излюбленными головами (в городах).
В-четвёртых, церковный собор 1551 г. привёл к единообразию все обря-ды, поставил задачу улучшить нравы духовенства и утвердил единый для стра-ны пантеон святых. Этот собор вошёл в историю под названием Стоглавого, поскольку его решения были сведены в 100 глав и получили название «Сто-глав».

Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело. Было подготовлено в принято Уложение о военной службе, определяю-щее, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выхо-дить в поход «коннооружно», иными словами, на коне, с ратниками, в доспехе и при оружии. Под Москвой шла выделена земля для избранной тысячи «луч-ших слуг» – привилегированных дворян, из тола которых впоследствии назна-чались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского постоянного войска – стрельцов, получавших из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Ограничена бы-ла практика местничества, т.е. занятия должностей в войске в зависимости от знатности и заслуг предков.

Все эти преобразования совершались одновременно с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами. Между тем царь по-взрослел, приобрёл некоторый опыт в государственных делах и уже тяготился деятельным правлением «Избранной рады». Воля его, стеснённая в юности, те-перь распрямлялась, словно отпущенная пружина, стремясь к самовластию. Одной из главных черт характера Ивана IV стала неспособность сдерживать се-бя в чём-либо, неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пре-делы. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева, во время ко-торых он терял над собой контроль. Через четверть века в состоянии такого припадка ему суждено было убить собственного сына, Ивана Ивановича. Придя в ярость в споре с сыном по ничтожному поводу, царь ударил того в голову концом жезла с насаженным четырёхгранным железным остриём. Царевич от раны заболел и умер, родитель его «рыдал и плакал», придя в себя и осознав содеянное, да было поздно.

До начала 60-х гг. самовластие Ивана IV было ограничено в политиче-ском отношении «Избранной радой», а в моральном – его наставником митро-политом Макарием и женой Анастасией, единственным существом, к которому Иван питал в зрелые годы приязнь и даже любовь. В связи с началом Ливон-ской войны царь вступил в конфликт с деятелями «Избранной рады» (в частно-сти, с Адашевым), стоявшими за войну с Крымским ханством, для которой то-гда сложилась благоприятная военно-политическая ситуация. В отношении Ли-вонии Адашев считал предпочтительными мирные переговоры или боевые дей-ствия в ограниченных масштабах. «Избранную раду» поддерживала значитель-ная часть аристократии, но Иван Васильевич настоял на своём и мог счесть се-бя правым, поскольку в первые годы войны с Ливонским орденом русские вое-вали успешно.

В августе 1560 г. умерла царица. Боярская группировка её родственников Захарьиных обвинила Адашева в отравлении Анастасии и колдовстве. В ре-зультате «Избранная рада» пала, её деятели и сторонники подверглись опале и гонениям. В декабре 1563 г. скончался митрополит Макарий, и на его место был поставлен тихий, нерешительный митрополит Афанасий.

Московский государь начинает единолично руководить всей внутренней и внешней политикой. В двух словах его политический курс можно охарактери-зовать как доведение личной власти до уровня неограниченного самодержавия внутри страны и максимально возможное её распространение за пределы Мос-ковского государства путём завоеваний.

В первые годы Ливонской войны Ивану IV удаётся добиться серьёзных успехов, в частности на Северо-Белорусском театре военных действий, Но в стране уже чувствуется нарастающее истощение сил и средств из-за военных тягот. Аристократическая верхушка служилого класса была заинтересована в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов татар. На-против, низшая часть служилых людей – дворяне и другие группы дворянства («жильцы», «дети боярские») – выступала за продолжение наступательной вой-ны с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с землевладельцами-аристократами дворяне значительно хуже были обеспечены землёй, и даже те небольшие участки, которые были положены им по закону («оклады»), не вы-делялись полностью: в центре государства вся пригодная для обработки земля давно была разобрана и разделена, ощущался «земельный голод». Не было воз-можности всерьёз заниматься хозяйством, поскольку полжизни приходилось проводить в походах и на военной службе. А в это время более богатые соседи переманивали к себе крестьян, предоставляя им лучшие условия существова-ния. Для дворян, жильцов и детей боярских война представляла собой желан-ный источник обогащения: за счёт военной добычи и, возможно, за счёт полу-чения новых земельных участков в присоединённых областях. В этом смысле дворянские публицисты противопоставляли смелых «на рати» служилых людей «ленивым богатинам» (землевладельцам-аристократам); в этом смысле война в Ливонии была для дворян лакомым кусочком.
Стремления дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, заинтересованной в расширении своего влияния. Но они противоречили чаяниям боярства, не ви-девшего смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением «тягла» (суммы налогов и повинностей), да и всему состоянию страны, не вы-держивавшей постоянного напряжения военного времени. Пока на разных те-атрах военных действий царским войскам сопутствовал успех, это противоре-чие не было столь очевидным. Но как только начались серьёзные неудачи, царь перешёл к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки служилого класса, сделать из неё послушное, безгласное орудие.

В эти годы начинает формироваться нравственный и политический облик Ивана IV. Вот каким он запомнился современникам, оставившим нам его про-тиворечивый портрет, красивый и страшный в одно и то же время: «Царь Иван образом нелепым, очи имел серы, нос протягновен и покляп (изогнут), возрас-том (т.е. ростом) велик был, сухо тело имел, плещи высоки имел, грудь широ-кую, мышцы толсты. Муж чудного рассуждения (замечательного ума), в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за своё отечество стоятелен. На рабов своих, от Бога данных ему, жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народа от мала до велика при царстве своём погубил, и многие грады свои по-пленил и многие святительские (церковные) чины заточил и смертию немило-стивою погубил... Тот же царь Иван много благо сотворил, воинство вельми любил и требуемое им от сокровища своего нескудно давал. Таков был царь Иван».
Трагедия исторического момента заключалась в том, что воля умного, энергичного, но необузданного государя вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе. Эта борьба нанесла государству непоправимый ущерб.

3. Начало опричнины

В воскресенье 3 декабря 1564 г. Иван IV вместе со всей семьей неожи-данно отправился в пригородное село Коломенское. Вообще в царских выездах ничего особенно нового не было, но этот был не похож на все предыдущие. Это отмечает летопись: «Подъем же его не таким был, как прежде того, когда ездил он по монастырям молиться или на свои потехи (охоту) или объезды. Взял он с собою все святыни – иконы и кресты, златом и камением драгим украшенные, и сосуды, и поставцы золотые и серебряные, и платье, и деньги. И всю свою каз-ну повелел взять с собой». Однако, пробыв в Коломенском две недели, царь столь же неожиданно поехал в Александрову слободу (ныне город Александров в 113 км к северу от Москвы). Никаких объяснений своему отъезду царь не да-вал, в Москве «все же в недоумении и во унынии были из-за такого великого и необычного подъема и шествия его неведомо куда».
Вплоть до 3 января 1565 г., Иван IV так и держал всех в недоумении от-носительно причин своего поступка, в этот же день в столицу из Александро-вой слободы пришли две царские грамоты: одна к митрополиту Афанасию, вторая – к московским купцам и посадским людям. В первой были «писаны бо-ярские и воеводские и всяких приказных людей (т.е. дьяков и подьячих) изме-ны, которые они совершили после смерти отца его великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Русии» и объявлялось: «Царь и вели-кий государь опалу свою положил на них за то, что в его государевы несовер-шенные лета (т.е. в детстве) бояре и все приказные люди многие убытки людям его государства делали и казну его государеву истощили, а прибытков к его го-сударевой казне не прибавляли. Также и бояре и воеводы забирали его госуда-ревы земли и друзьям своим и племянникам раздавали и собирали себе великие богатства, а о государе, и о его государстве, и о всем православном христианст-ве не хотели радеть и от недругов его – от крымского хана, и от литовского ко-роля, и от немцев – не хотели государство оборонять и от службы стали укло-няться. И царь и государь и великий князь, не желая терпеть их многих измен-ных дел, оставил свое государство (т.е. отказался от престола), а поселится там, где его Бог наставит». Во второй же грамоте царь писал к московским горожа-нам, чтобы они «ничего не опасались: гнева на них и опалы никакой нет». Смысл этой акции Ивана IV состоял, очевидно, в том, чтобы противопоставить знать, высшие слои общества, и простой народ. Конечно, это не означало, что царь, жестоко расправлявшийся с любыми народными восстаниями, вдруг пре-вратился в «народолюбца». Это был четко продуманный политический ход, рассчитанный на традиционные для Средневековья народные представления о «добром» царе, «стоящем» за простых людей, которому мешают «злые» бояре и чиновники. Люди воспринимали царя как «помазанника Божьего», безгрешного и почти святого, и связывали все беды и несчастья не с ним, а с его окружени-ем. Даже участники народных восстаний вплоть до начала XX в. выступали не против царя, а за его освобождение от «плохих» бояр, а потом министров. По-этому москвичи в 1565 г. повалили на улицы и стали требовать, чтобы бояре и архиереи упросили Ивана Васильевича вернуться «на государство» и выполни-ли все его требования, угрожая при этом истребить «государевых лиходеев и изменников».
Тогда бояре и все высшее духовенство во главе с митрополитом Афана-сием отправились в Александрову слободу и стали просить Ивана IV, чтобы он «опалу свою с них снял, и государством своим правил, как ему, государю, угодно». В конце концов царь дозволил им «видеть очи свои» (т.е. принял их). При этом, по некоторым сообщениям, вид его был ужасен. Хотя Ивану Василь-евичу было всего 34 года, он заметно постарел, почернел лицом, а волосы на голове и в бороде вылезли. Как гласит официальная летопись, царь согласился вернуться на престол с тем условием, что «он будет на своих изменников и ос-лушников опалы класть, а иных казнить и имущество их отнимать». Иными словами, он добился права расправляться с неугодными ему лицами по своему усмотрению, без согласия Боярской думы, не принимая во внимание традици-онного права церкви «печаловаться» (заступаться) за опальных и т.д. Ясно, что это был решительный отказ от политики компромисса между различными со-словиями и слоями населения, проводившейся в 50-х гг. и лежавшей в основе деятельности Избранной рады. Симптомы этого были заметны и ранее. Еще в 1553 г., после того как во время тяжелой болезни Ивана IV многие бояре и дея-тели Избранной рады тянули с присягой его малолетнему сыну – «пеленочни-ку» царевичу Дмитрию, царь, выздоровев, затаил на них обиду. А после ликви-дации Избранной рады в конце 50-х – начале 60-х гг. Иван IV начинает посте-пенно проявлять присущую ему жестокость. Многим запомнилась расправа без суда и следствия в начале 1564 г. с боярином князем Михаилом I Петровичем Репниным. Это произошло на пиру, когда царь, «упившись, начал со скоморо-хами в машкарах (масках) плясать». С точки зрения православной церкви заба-вы со скоморохами считались тяжким грехом, на что царю и указал Репнин. Однако Иван IV только разъярился и пытался силой заставить боярина надеть на себя маску, но тот отказался, «отверг ее и потоптал ее ногами». Сразу после этого по приказу Грозного боярин был убит. Причем, если верить Курбскому, это произошло в церкви во время службы, что ярко демонстрирует пренебре-жение Ивана IV традиционными христианскими нормами.

Вторым условием, которое поставил Иван Грозный при возвращении на престол, была передача ему в особое, личное управление – опричнину – части страны. Опричниной (от опричь – кроме; именно поэтому Курбский впоследст-вии с мрачной иронией играл словами, называя опричников «кро-мешниками», т.е. слугами «тьмы кромешной» – ада) традиционно называли часть княжества, удел, который после смерти князя давался его вдове, «опричь» (кроме) осталь-ных уделов, предназначавшихся сыновьям. Однако опричнина Ивана Грозного никакого отношения к вдовьим уделам не имела. По сути дела, царь разделял государство на две части: одна, получившая название «земщины» управлялась обычным способом (Боярской думой, приказами, сословно-представительными органами и т.д.), а другая, «опричнина», поступала в его непосредственное рас-поряжение. При этом к опричнине были отнесены огромные и, по-видимому, самые важные, с точки зрения Ивана Грозного, территории: некоторые подмос-ковные волости, обслуживавшие особый «опричный» двор царя; пограничные с Великим княжеством Литовским уезды (Вяземский, Козельский, Можайский и др.); богатые северные земли (Поморье, Двинская земля, Вологодский уезд) и даже некоторые районы Москвы: границей между земской и опричной частями столицы стала Никитская улица. Если смотреть на нее от Кремля, слева нахо-дилась опричная часть, а справа – земская. Столицей опричнины стала Алек-сандрова слобода, где находился опричный двор, опричная Дума и опричные приказы. Члены опричного двора стали называться опричниками, представляя собой своеобразную личную гвардию царя. При этом Иван Грозный превратил опричный двор в своеобразное монастырское братство, где сам он играл роль «игумена». Опричники носили черное монашеское одеяние, а на голове – мо-нашеские шапки-скуфейки, что не мешало им вместе со своим «игуменом» ре-гулярно предаваться пьянству и разврату. Отличало опричников еще и то, что они были вооружены и разъезжали на конях, причем к седлам с двух сторон были приторочены метлы и собачьи головы – символы борьбы с «изменами». Опричники должны были любыми средствами выметать и выгрызать крамолу. Самыми знаменитыми и кровожадными среди опричников были любимцы ца-ря: Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский, князь Михаил Черкасский, отец и сын Басмановы.

После введения опричнины Грозный начал «перебирать людишек»: одних он выселял из опричных территорий, а других, наоборот, переселял туда из «земщины». Для реализации этого дорогостоящего мероприятия «земщина» была обложена фантастической по тем временам единовременной податью в 100 тыс. рублей (достаточно сказать, что большое село тогда стоило 100–200 рублей). С началом опричнины Россия вступила в эпоху кровавого террора, продолжавшегося фактически до самой смерти Ивана IV, несмотря на ее фор-мальную отмену уже в 1572 г.
Даже современники плохо понимали смысл опричнины, называя ее «не-лепым разделением» страны. Спорят об этом и историки. Одни, осуждая тер-рор, рассматривают ее как проявление бессмысленной жестокости «грозного царя», стремившегося к установлению ничем не ограниченной (даже мораль-ными нормами) единоличной власти, другие видят в ней «большой государст-венный смысл». Для того чтобы разобраться в этой сложнейшей проблеме, нужно понять, с кем и для чего собирался бороться Иван Васильевич.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты