КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема взаимосвязи мышления и речи в психологии.
Особое место в психологии занимает проблема связи мышления с речью и языком. Несмотря на очевидную связь мышления и речи, данная проблема долгое время не была решена в психологии. По замечанию Л.С.Выготского, она относится к запутанным и сложным. В истории психологии существовало два диаметрально противоположных подхода к проблеме взаимосвязи мышления и речи. Первый заключался в разрыве процессов мышления и речи, в разъединении их между собой. Это было характерно для ассоциативного направления и Вюрцбургской школы. И те, и другие рассматривали связь между мышлением и речью как внешнюю. Так, представители Вюрцбургской школы трактовали мысль как чистую интенцию, полагая, что она облекается в слова как в одежду. Ассоцианисты считали, что между мышлением и речью существует ассоциативная связь, устанавливающаяся в результате многократного совпадения восприятия предмета и слова, его обозначающего. Второй подход, характерный для представителей бихевиоризма, заключался в отождествлении мышления и речи. Они считали, что мысль – это речь минус звук, а речь представляет собой вид мышления. Решение проблемы взаимосвязи мышления и речи нашло отражение в творчестве Л.С.Выготского. Причину неудач в изучении этого вопроса он связывал с используемым методом. Предшественники, по оценке Л.С.Выготского, использовали метод анализа по элементам, в результате которого возникало чужеродное по отношению к целому образование. Этому методу Выготский противопоставил метод анализа по единицам, предполагающий выделение такого продукта анализа, который обладает всеми свойствами целого. (Л.С.Выготский, 1994). Единицей анализа взаимосвязи мышления и речи (Л.С.Выготский, 1994). Слово обозначает группу предметов, и представляет собой форму обобщения, т.е. «акт мысли». Тем самым, значение выступает одновременно как мышление и как речь. Для изучения развития значения слова Л.С.Выготский выбрал каузально-генетический способ анализа, предполагающий исследование процесса развития и установление причинно-следственных связей в нем. С точки зрения Л.С.Выготского, взаимосвязь мышления и речи – величина переменная как в фило-, так и в онтогенезе. Проанализировав соотношение мышления и речи в филогенезе, он сформулировал следующие выводы: 1) мышление и речь имеют различные генетические корни; 2) их развитие идет по различным линиям независимо друг от друга; 3) отношение между мышлением и речью постоянно меняется; 4) у животных обнаружены человекоподобный интеллект в одних случаях (использование орудий) и человекоподобная речь в других ( фонетика, эмоциональная функция и зачатки социальной функции); 5) у животных нет характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью; 6) в филогенезе мышления и речи выявлены доречевая фаза в развитии мышления и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. В онтогенезе взаимоотношения между мышлением и речью подчиняются следующим закономерностям: 1) развитие мышления и речи также имеют различные корни; 2) в развитии речи выделяется доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая; 3) до известного момента развитие мышления и речи идет по различным линиям независимо друг от друга; 4)в определенный момент обе линии пересекаются: мышление становится речевым, а речь интеллектуальной. Таким образом, каузально-генетический метод в изучении мышления и речи показал, что и в фило-, и в оногенезе они имеют различные и общие закономерности. Отношения мышления и речи можно обозначить двумя пересекающимися окружностями, которые показывают, что определенная часть процессов речи и мышлении совпадают, что представляет собой речевое или понятийное мышление. Значительная часть мышления является неречевым, не любая речь может быть названа интеллектуальной. Однако не вызывает сомнения, что и другие области неречевого мышления и неинетеллектуальной речи находятся под опосредованным влиянием этого взаимодействия. Если представить взаимосвязь между мышлением и речью в виде окружностей, то, по мнению бихевиористов, они полностью совпадают, по оценке ассоционистов и вюрцбуржцев – изолированы друг от друга, а с точки зрения Л.С. Выготского - частично совпадают. Зона пересечения мышления и речи представляет «речевое мышление». Тем не менее, несовпадающие области мышления и речи находятся под влиянием друг друга. Связь между мышлением и языком является не менее сложной для науки, чем взаимосвязь мышления и речи. Язык представляет собой объективную, исторически сложившуюся систему кодов, выступающую средством речевой деятельности. Оказывает ли язык влияние на мышление человека?
Рис. 10. Отношения между мышлением и речью в представлениях психологов в различных направлений.
Впервые этим вопросом заинтересовались в начале 20-ого столетия Э.Сэпир и Б.Уордф. В истории психологии их взгляды воплотились в известной гипотезе Сэпира – Уорфа. Логика их рассуждений была такова: мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не иначе, потому что являемся участниками некого соглашения, предписывающего подобную систематизацию. Это соглашение имеет силу для определенной речевой группы и закреплено в языке. Мы не сможем говорить и думать, если не подпишемся под систематизацией и классификацией, предусмотренной данным соглашением. Гипотеза содержала два предположения: 1) язык детерминирует мышление человека (лингвистический детерминизм); 2) различные языки оказывают различное влияние на мышление человека. Люди, говорящие на различных языках, по-разному воспринимают и постигают мир. В частности, Б.Уорф утверждал, что язык – это не средство, не «упаковка» мысли, а ее форма. Язык определяет способ видения и структурирования мира. Неоднократно предпринимались попытки проверить эти гипотезы, имеющие отношение, как к лексике языка, так и к его грамматике, тем, что связано со словарным запасом человека и способами построения предложений, которые в разных языках различны. Языки различаются по количеству слов, обозначающих определенные понятия. Например, в языке эскимосов имеется ряд понятий, обозначающих виды снега: талый снег, сухой снег, падающий снег. Во всех других языках для обозначения снега употребляется одно понятие «снег». Тем не менее, способность различать оттенки снега напрямую не зависит от лексики, а определяется сенсорно-перцептивной организацией человека, особенностями его деятельности. Включение в язык иностранных слов также подтверждает тот факт, что словарь не исчерпывает возможностей носителя языка различать явления. (Психология мышления , 1998). Что касается способов структурирования предложений (грамматики), то проведенные исследования показывают, что грамматика однозначно не определяет особенностей мышления человека. Так, язык одной из народностей Либерии кпелле имеет для сравнения грамматическую конструкцию: «он (предмет) большой после ...», т.е. всегда указывается другой предмет, с которым осуществляется сопоставление. Результаты обучения детей переносу показывают, что их способность сравнивать больший предмет с меньшим, не оказывает существенного влияния на обучение различению. Значимых различий между результатами обследования детей, говорящих на языке кпелле и говорящих на других языках, не выявлено. Это свидетельствует о том, что наличие тех или иных грамматических конструкций в языке не обусловливает развития мышления его носителей. Другими словами, гипотезы лингвистического детерминизма и лингвистической относительности не нашли достаточного подтверждения. ( Коуэлл М., Скрибнер С., 1977). Во второй половине 20 – го столетия была сформулирована еще одна гипотеза о взаимосвязи мышления и языка, получившая название гипотезы лингвистических универсалий. Автором этой гипотезы является представитель когнитивной психологии Н.Хомский. По его мнению, сторонники предыдущих гипотез слишком большое значение придают поверхностной структуре языка. Кроме нее, язык имеет глубинную структуру, которая универсальна. Именно она, по Хомскому, определяет способы кодирования опыта и является общей для всех языков. В пользу универсальности языка как способа мышления свидетельствует феномен лингвистической компетентности. Он состоит в том, что маленькие дети способны продуцировать бесконечное множество правильно построенных предложений самостоятельно, а не только воспроизводя уже услышанное. Н.Хомский объясняет это явление тем, что язык выступает врожденным механизмом мышления человека. Экспериментальные исследования Ч. Осгуда показали, что люди, независимо от языка, на котором говорят, склонны описывать явления в трех измерениях: «активности», «силы» и «оценки». Эта семантическая схема присуща всем людям независимо от языка, на котором они говорят. Языки отличаются друг от друга не тем, что в них можно выразить, а тем, что в них легче выразить. Таким образом, современные данные говорят в пользу отсутствия жесткой связи между языком и мышлением. Взаимоотношения между ними многообразны и имеют сложный характер. . Мышление и речь Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью.Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!) В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку». В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение.Значение слова - это всегдаобобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть формамышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышления может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают? Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразит!, мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном обдумывании. Подбор слов и вьщажений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку час;т0 является лучшим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная сВязь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразит^ на разных языках. Одно и то же слово может выражать Ьазные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными Словами - это синонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, граница - рубеж и др. Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помоцщ слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. £е постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений. Физиологические механизмы собственно речи - это вто-росигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга. 44. Профессионально важные качества специалиста и их развитие.
ПВК- индивидуальное свойство субъекта Дея-ти, которое необходимо и достаточно для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимы и значительно коррелируемы хотя бы с одним ее основным параметром: качеством, производительностью, надежностью . В виде функции ПВК могут выступать не только собственно психические, но и внепсихи-ческие свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная физическая сила и выносливость — ярко выраженные ПВК для многих видов деятельности. Формирование подсистемы ПВК — достаточно сложный психологический процесс в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности.Классиф ПВКпо Карпову: абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном — среднем уровне; относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных»)количественных и качественных показателей деятельности (*ПВК мастерства»); мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот); анти-ПВК: структура профессиональной пригодностипредполагает минимальный уровень их развития или даже Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственно-го типов; сама же система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы ПВК. Поэтому с внутренней — собственно психологической стороны — процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечи-нающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию). Выделяют ВЕДУЩИЕ и БАЗОВЫЕ в ср-ре пвк . - Ведущие в наиб степени непосредственно связаны с парам д-сти. -Базовые те, кот имеют больш число связей с др кач, они могут меньше коррелир с парам деятельности, но они не в больше степени зависит результат след структурооброт качества в деятельности.
|