Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема воображения в современной отечественной психологии.




Среди познавательных процессов воображение занимает особое место. Оно изучается с глубокой древности и до сих пор вызывает споры среди ученых.

В широком смысле слова под воображением понимается познавательный процесс, позволяющий представлять отсутствующий или несуществующий объект, удерживать его в сознании, манипулировать им.

Основой воображения являются образы, отличные от образов восприятия и памяти человека. Главная функция воображения – преобразование образного материала. Кроме того, воображение выполняет антиципирующую, прогностическую функцию. Оно позволяет «заглядывать в будущее», предвидеть определенный ход событий.

Также выделяют эвристическую функцию воображения, которая связана с творческой деятельностью человека. Благодаря этой функции воображение выступает средством научного познания, выполняя роль своеобразной связки между известным и неизвестным.

Представляет интерес эстетическая функция воображения. Смысл ее заключается в привнесении в процесс отражения человеком реальности гармонии и совершенства.

По степени активности воображение делят на пассивное и активное.

Пассивное воображение проявляется в сновидениях и грезах человека. Оно отражает то, к чему человек сознательно и бессознательно стремится. В сновидениях проявляется непроизвольное воображение, отражающее потребности человека. Как известно, З.Фрейд считал, что сон – это исполнение желания. В отличие от сновидения грезы представляют собой преднамеренно вызванные образы. Воображение выступает в данном случае как своеобразная замена деятельности, позволяющая человеку удовлетворять свои потребности.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что на основе словесного описания, человек воссоздает ту или иную картину, образ. Творческое воображение предполагает создание совершенно новых, оригинальных образов.

В основе воображения лежат определенные механизмы или приемы: агглютинация, акцентирование, преувеличение - приуменьшение, схематизация и др. Наиболее известный из приемов - агглютинация или склеивание образов различных элементов, свойств, качеств, признаков. Примерами агглютинации являются образы русалки, сфинкса, кентавра.

Акцентирование представляет собой подчеркивание отдельных частей целого, определенных черт, признаков, свойств. Благодаря акцентированию в науке создаются различные модели, идеальные объекты – «абсолютно плотное тело», «идеальный газ». Одним из примеров акцентирования является выделение основной, универсальной черты, присущей образу. Акцентирование находит отражение в шаржах и карикатурах.

Преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение (литотизация) заключаются в определенной модификации, видоизменении характеристик объекта. Так, в реальности физическая сила имеет свои границы, но в воображении физическая сила сказочного героя может быть безграничной. В народном творчестве фигурируют богатыри невиданной силы и великаны небывалых размеров.

Преуменьшение характеристик по сравнению с реальными всегда мотивированно какой-то смысловой тенденцией. Фантастически малые внешние размеры могут особо подчеркнуть большие внутренние достоинства художественного персонажа. Например, проявление ума и бесстрашия ребенка особенно поражает, если он характеризуется как «мальчик - с - пальчик». Как отмечает С.Л.Рубинштейн отклонение от действительности, фантастически большие или малые размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче освятить определенное явление действительности. (С.Л.Рубинштейн, 2000).

Типизация и схематизация представляют собой формы специфического обобщения. Поскольку воображение есть отражение ранее не воспринимавшихся явлений, оно не может осуществляться посредством выделения признаков из имеющегося материала. Так, типизация состоит в создании сложного целостного образа, имеющего синтетический характер. В нем отражены многие компоненты действительности, представляющие не только общие, но и особенные черты. Это имеет значение при создании художественных образов, которые являются наглядным носителем какого-то авторского замысла или тенденции.

Схематизация как специфическая форма обобщения приводит к некоторому упрощению образа. Последнее имеет место, в частности, в национальных орнаментах и узорах.

Комбинирование как прием воображения представляет собой подбор и объединение определенных предметов и явлений. Оно проявляется при создании образов, выполняющих важные познавательные функции – построении научных планов, создании моделей. Образы в процессе комбинирования не являются абсолютно произвольными. Они зависят от того материала, которым оперирует человек. В результате возникает целостный образ, обладающий новой структурой.

Прием реконструкции заключается в том, что по отдельному элементу, признаку или свойству переосмысливается целостный образ. По мнению С.Л.Коршуновой, механизмом функционирования воображения является прием уподобления, который в форме символов, аллегорий, метафор играет значительную роль в художественном творчестве (Л.С.Коршунова, 1979).

Таким образом, воображение как психический процесс неразрывно связан с познавательной деятельность человека. По утверждению С.Л.Рубинштейна, воображение представляет собой «отлет от действительности с целью более глубокого проникновения в нее». (С.Л.Рубинштейн, 2000).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты