Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ




Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные

пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми. Наука о воспитании сформировалась

значительно позже, когда уже существовали такие, например,

науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем

признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей.

Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно_воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда

в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические

обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегре_

ческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460—

370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современ_

ного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Вопро_

сов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители:

Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.),

Аристотель (384—322 до н.э.). Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образова_

нии оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35—

96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике.

В период средневековья церковь монополизировала духовную

жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. За_

жатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века

в век оттачивались незыблемые принципы догматического и

схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти

двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для

своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222),

Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и

др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному

образованию людей.

Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей,

педагогов_гуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельт_

ре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469—1536),

французы Ф. Рабле (1494—1553) и М. Монтень (1553—1592).

Революционные преобразования в науке о воспитании связа_

ны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика»,

вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно_ педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не

утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и

сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы,

формы обучения — например, принцип природосообразности,

классно_урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.

В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и пе_

дагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на

теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспи_

тании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена —

человека уверенного в себе, сочетающего широкую образован_

ность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью

убеждений.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских

мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811—

1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Чернышевского (1828—

1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны

провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828—1910).

Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский

(1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе Ушинского

ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности

воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду

жизни», — писал он. Воспитание, совершенствуясь, может да_

леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умст_

венных и нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни

был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал

полного переустройства системы образования на основе новей_

ших научных достижений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты