КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурно-историческая концепция развития высших психических функций.Автор данной концепции известный российский учёный Л.С.Выготский. Эта концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный». С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесён И.П. Павлов, обнаруживший, что Законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Львом Семёновичем высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщённо называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Она состоит в виде двух тезисов. Первый – о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет её. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства. Вторая часть концепции может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовывать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками (искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами). Знаки были предметны («узелок на память» или зарубка на дереве). Знаки являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, то есть выступали в качестве психологических орудий. Третью часть концепции можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос откуда берутся средства-знаки? Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Первыми словами были слова-приказы, обращённые к участникам трудового процесса (сделай то, возьми это), по сути это были словесные знаки. Человек выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. Из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелка) во внутренние (образы, элементы внутренней речи). В концепции Выготского 2 фундаментальных положения: 1 высшие психические функции имеют опосредованную структуру, 2 для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Вывод концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли.
|