КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Арабский Халифат: возникновение, гос строй.Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, затрагивал прежде всего регионы с развитым земледелием. Там же, где господствовало кочевое скотоводство, преобладали родоплеменные отношения. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились на южноарабские (йеменские) и североарабские. К началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество емена переживало в VI в. острый кризис. Исламская арабская религия основывалась на многобожии. Сущ представление и о верховном божестве, которого называли Аллахом. Разложение родоплеменного строя и появление феодальных отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с соседними странами способствовала проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудаизма. В VI в. в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудаизма некоторые верования, общие у этих двух религий. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога. Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и а интересах богатых. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией, вскоре .представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман.К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языкам. В течение десяти лет, в 20-30-е гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в гос образование. Сам Мухаммед был в нем духовным военным предводителем и судьёй. С помощью новой религии и военных отрядов началась борьба с социально-политической структурой Гос строй Халифат представлял собой феодально-теократическое, централизованное гос во главе с халифом — преемником пророка (представителя Аллаха на земле). Власть халифа практически являлась восточной деспотией, он был верховным собственником земли, главой государства, обладавшим всей полнотой светской и духовной власти. Власть халифов в основном стала наследственной, они пользовались правом назначать своего преемника. На практике неограниченную, самодержавную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. Так, в связи с распадом Халифата в IXв.прежние арабские племенные ополчения утратили свое значение, поэтому появл. наемная конная гвардия тюркского происхождения. Эта гвардия(мамлюки) скоро приобрела решающую силу в стране и начала свергать одних халифов и возводить на престол других; начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали практически заложниками в руках собственной гвардии. При Аббасидах на систему органов управления халифата оказал сильное влияние гос механизм Ирана. Заместителем халифа и вторым лицом в государстве стал визирь, который руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, учета земель, организации ирригационных работ, внутренних дел (который содержал финансово-статистические сведения), чиновников. В Халифате имелся также штат сановников, осуществляющих надзор за другими чиновниками халифа, ведавших имуществом халифа; руководящих полицией; контролирующих начальника телохранителей; заведовавших почтой (функции заключались, например, в собирании сведений для халифа о состоянии земледелия, об урожае, о сборе налогов, о настроениях местного населения, деятельности администрации).Территория Халифата делилась на провинции, обычно соответствовавшие завоеванным государствам и областям. Управляли ими, как правило, наместники халифа — эмиры, в ведении которых были вооруженные силы и местный аппарат административно-финансового управления. Что же касается более мелких административно территориальных подразделений, то они управлялись преимущественно на основании обычаев. Должностные лица, стоящие во главе городов и селений, носили разные названия. В Аравии их звали старшинами-шейхами.В Истории Арабского Халифата обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского общества и государства. Характерными чертами мусульманского общества были доминирующие положения государственной собственности на землю.
|