КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы воспитания раскрываются как пути или способы достижения поставленной целиСодержанием воспитательного процесса на уроках ИЗО должны стать: • духовный диалог культур и личностей, а не «чистое» искусствоведческое, теоретическое знание, оторванное от его носителя; • художественно-творческая деятельность ребенка как жизнь в искусстве; • творение себя как личности, взгляд в себя; • в центре — не столько само произведение искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа. Нравственные и духовные состояния и изменения, которые возникают в детях, — это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя на уроке ИЗО Искусство всегда идет впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека. Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет. Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу. Не задание, пример, упражнение, — а духовная работа через творчество и диалог. Не подача материала в готовом виде — но поиски смысла. «Вход» в искусство — его художественный образ.
ПРОБЛЕМЫ Бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей и единых принципов преподавания. Главный порок школьного художественно-эстетического цикла, основная причина его бесплодности заключается в том, что искусство преподавалось и преподается не как искусство. Содержание и методы преподавания заимствуются из области естественных наук. Из-за чего занятия искусством оказываются лишенными личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются.
Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей.
С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно и эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5%!
|