КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства должно проходить по трем направлениям⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 ¾ Диагностика художественно-творческих способностей учащихся Показатели: 1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. 2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков). 3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому. 4. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами 5. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа
¾ Диагностика развития художественного восприятия Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты: 1. Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание). 2. Ощущение эмоций от увиденного. 3. Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения. 4. Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения. 5. Восприятие и анализ символического ряда произведения. 6. Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. 7. Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д. 8. Ощущение редких эмоций. 9. Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями. 10. Создание своего понимания произведения, личностного смысла. 11. Формулирование суждений для выражения собственного мнения.
В индивидуальной структуре опыта восприятия последовательность, содержание, качество исполнения действий и операций внутри каждого компонента могут быть разными, что и создает предпосылки субъективности, уникальности и неповторимости нашего опыта и личности. ¾ Диагностики эстетического восприятия учащихся формирование эстетических эмоций, переживаний, чувств, потребностей, взглядов, оценок, способностей и т. д. е Элементы эстетической культуры: эстетическое отношение, оценка, суждение, идеал. Диагностика уровня эстетической воспитанности (восприятия, оценок, способностей и др.).Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие.Соответствующие определения (красота, гармония, изящество или совершенство) представляют собой термины, характеризующие восприятие реальности с эстетической точки зрения. В итоге, творческое воображение определяется посредством категорий эстетического восприятия. Диагностика - это не только выявление критериев и уровней, но и коррекционно-развивающая работа, которая важна на всех ступенях образования и этапах развития личности, причем диагностический процесс должен носить непрерывный и преемственный характер.Любая диагностика выступает фактором воздействия на развитие личности, в той или иной мере оказывая на нее влияние. Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности, организуется как деятельность детей, сопровождаемая их интересом и достаточно основательно мотивированная. Диагностика полифункциональна, с помощью ее средств определяется результативность художественных и педагогических воздействий, устанавливается обратная связь, отслеживается динамика и процесс художественного развития личности, осуществляется коррекция.
|