КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раннеродовая община.роль использования орудий труда сделала возможной сущ относительно постоянных коллективов охотников и собирателей. требовалась передача знаний о производстве усложнившихся орудий труда и их совершенствования. Для ПЧС с её неустойчивой структурой это было не под силу. На её месте появляется раннеродовая община, термин введён учёными СССР. Время сущ – верхний палеолит и мезолит. Главная соц. организация данного коллектива – род, т.е. союз кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови. Там, где происхождение считается по женской линии, род состоит из предполагаемой праматери и её детей по женской линии, т.е. род был матрилокальным. Там, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из прародителя и его детей по мужской линии, т.е. род патрилокальным. с такими вариантами счёта родства другим важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами. Поэтому для родовой общины характерна дуальная организация или фратрии (от греч. «богатство»), т.е. сочетание двух или больше экзогамных групп в одно постоянное брачное объединение, зародыш эндогамного племени (от эндогамия – внутриродовые брачные отношения). Стадия раннеродовой общины хар простым присваивающим хозяйством охотников, рыболовов и собирателей, и, соответственно, примитивными формами межличностных отношений. Коллективы предков чел эпохи палеолита насчитывали 50-60 человек, они кочевали по определённой территории. Основной формой организации являлась локальная община, т.е. обособленно живущие, экономически самостоятельные автономные группы охотников-собирателей. Ниже уровня общины стояла семья парная (легкорасторжимая), реже полигамная (многобрачная).Общественное разделение труда либо отсутствовало, либо находилось в зачаточном состоянии. Его формой являлось разделение труда между полами. Каждая семья представляла собой самодостаточную хоз. единицу. На ранних этапах первобытного общества род и община совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей.Подвижный образ жизни, ограниченное пространство и ограниченное производство не оставляла места для какого либо имущественного неравенства. Такие сообщества наз эгалитарными, т.е. их члены имели равный статус и равный доступ к материальным благам. Продукты, добытые на охоте или при собирательстве равномерно распределялись среди членов коллектива. Орудия труда были личной собственностью,при первой просьбе передавались из рук в руки.. Сущ продовольственное табу, которые были не равными для всех не смотря на соц. статус, у коллектива появлялись лидеры ещё неформальные. становились либо старшие члены коллектива, умудрённые опытом старейшины-патриархи, либо вожди-предводители во время войн, охоты, строительства и даже танцев. Эти статусы были временными и носили ситуационный характер. Зачастую все члены коллектива могли быть вождями в определённый момент. Важнейшие вопросы сообщества решались всеми вместе, т.е. принцип народовластия. Разделение властей ещё не прослеживалось. В случае появления избытка продукта его могли обменивать. Зарождался обмен между общинами. обменивались ценными сортами камня, раковинами, сортами камня. обмен получил наз дарообмена., так как никакого определённого эквивалента ценности не существовала.
7. Позднеродовая община. "Неолитическая революция". Период сущ – ранний и средний голоцен. Данная стадия хар развитием производящего хоз– ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов, высокопродуктивным присваивающим хозяйством. Возникновение производящего хозяйства привело к получению избыточного продукта и прибавочного (т.е. получение продуктов чужого труда), что в будущем привело к разложению первобытного общества. Общинно-родовая организация не претерпевает коренных изменений, но усложняется. Резко возрастает кол-во многородовых общин. Это вызвано в потребности обмена, защиты от врагов и зверей. Роды стали делиться на внутриродовые группы, а те на ещё меньшие объединения. В отличие от родов, возводившие себя к очень далёким мифическим предкам, внутриродовые группы сородичей были потомками более реальных и памятных предков. получили наз линидж. Несколько родов могли объединяться в племена, т.е. достаточно крупные эндогамные объединения, которые говорили на одном диалекте, а так же с коллектив. представительствами власти. действовал принцип народовластия. Вместе с развитием общинно-родового и общинно племенного наблюдается иерархия коллективных органов власти. В собрании принимали участие все взрослые полноправные общинники, но постепенно такие собрания превращались только в собрания взрослых мужчин. Решения принимали сообща большое значение придавалось единству мнений, а не подчинению воли одних другим пусть даже большинством голосов. многое зависело от уважаемых людей коллектива, их красноречия и целей. выбирали из числа наиболее достойных. Лидер-вождь мог также возглавить несколько родов, но это не было распространённым явлением, также наследство, как правило, не наследовалось.Появление излишнего продукта и личных богатств показало, что на институт главенства стал воздействовать фактор большего имущества. получила развитие кровная (родовая) месть,С появлением богатств появилось понятие откупа от преступления материальными ценностями. Брак и семья На стадии позднеродовой общины господствовал парный брак. Как и прежде он был легко расторжим по желании одной из сторон, но существовали и другие формы отношений: Полигамия (многобрачие)1. Полигиния – один муж и несколько жён 2. Полиандрия – одна жена и несколько мужей Полигиния была хар для производящего хозяйства, полиандрия для присваивающего. развивается практика договорённости о браке между несовершеннолетними или даже новорожденными. Появилась свадебная обрядность с товарообменом между роднёй.Подъём производства, появление частной собственности вели к дальнейшим изменениям в положении полов. Всё больше отраслей хозяйства оказывались привилегией мужчин: земледелие, скотоводство, ремёсла (гончарство и ткачество в том числе). Всё это повлекло: 1.Отстранение женщин от основных видов хоз. деятельности, ограничение её участия в общественном производстве главным образом домашним хозяйством 2. Переход всех основных средств производства в распоряжение и собственность мужа, что повлекло экономически зависимое положение женщин, которые рассматриваются как нахлебницы и иждивенки 3.Стремление мужчин передать свою собственность детям обусловило переход от женского счёта родства к мужскому. Такая форма взаимоотношений полов наз патриархальность. Теперь в условиях производящего хозяйства человек мог произвести значительно больше продукции. Это вело к превращению коллективного хозяйства общины и рода в частное хозяйство и частную собственность.. вытеснение непрочного парного брака прочным соединением супругов, которое наз единобрачием или моногамией. возрастала хозяйственная роль мужчины, теперь в случае брака мужчина навсегда забирал женщину себе и должен был в полной мере возместить её ценность отцу. Первой же формой отдельной семьи как отдельной экономической ячейки общества была большая семья или патриархальная. Все члены семьи жили вместе, сообща владея землёй, скотом и другими средствами производства. Совместно вели хозяйство и потребляли произведённое. Семью возглавлял старший, а её женскую часть старшая (обычно его жена). Неолитическая революция в переходе от присваивающего хозяйства к производящему имели изменения в характере потребления, которые начались в середине верхнего палеолита. Суть изменений что если раньше добываемое охотой и собирательством сразу же распределялось и потреблялось, то в условиях возросшей плотности населения, люди вынуждены были делать запасы на чёрный день. К концу каменного века природа уже не могла своими ресурсами удовлетворять жизнедеятельность людей. на смену экономике немедленного потребительского характера, пришла экономика на отложенное производство. переход от собирательства к земледелию. Термин «неолитическая революция» ввёл английский археолог Вир Гордон Чайлд.считал, что неолитическая революция – качественный скачок (поворотный момент) в истории развития общества. рождение земледелия и скотоводства, т.е. переход к происходящему хозяйству, первыми формами которого были мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. важной и характерной чертой н.р. было появление керамики и зарождение ремёсел. Составной частью н.р. явилось появление доместикации – приручение животных и окультуривание диких растений Появляется новый вид распределения – трудовой. человек, получивший избыточный продукт, мог делиться и обмениваться им только по своему личному желанию. Рост избыточного продукта, появление трудового распределения вёл к развитию особого вида социально-экономических отношений, получивших название престижной экономики.
8. Духовная культура первобытного общества: религия и мифология. Тотемизм – (переводится как «его род») чаще всего животное, реже растение, которое становится табу для всех членов праобщины. татем становится видимым знаком единства и солидарности. Через него почитается не только животное, но и сообщество. Тотемизм – самая ранняя форма отождествления группы и первая форма идеологических представлений (верований). К тотему нельзя прикасаться, нельзя убивать, есть его мясо, и причинять вред. Ко всем тотемным животным относятся со страхом и почтением. зарождение тотемизма можно отнести к концу неандертальского периода. Анимизм— веру в сущ духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.считают анимизм возникли в глубокой др до появления тотем. до формирования родовых коллективов, выражает, что первобытный человек способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира.
Магия представляет собой определенную систему наблюдений и действий, основанную на убеждении, что можно заставить управляющие миром, предметами и самим человеком силы действовать согласно воле и желаниям человека. магия — это комплекс ритуальных обрядов, целью которых является воздействие на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анемизмом для того, чтобы с ее помощью можно было осуществить воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.
Фетишизм состоит в том, что отдельным предметам приписывается магическая сила, способная влиять на ход событий и получение желаемого результата.проявился в создании амулетов, талисманов и идолов — предметов из дерева, глины и иных материалов. В идолах и амулетах видели воплощенных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов является завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека.
9. Духовная культура первобытного общества: изобразительное искусство и научные знания. Первые памятники искусства поздн палеолита (ок. 30—40-го тысячелетия — 10—8-го тысячелетия до н. э.) НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита.первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». К др изображениям отнести оттиски чел руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения 1.в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.2.в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.3.использование широкой палитры красок 4.Характерной особенностью передача глубины пространства в живописи и графике (ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ, ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ) мезолит и неолит преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».
|