КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перечислить и охарактеризовать основные виды методик (технологий) социально-культурной деятельности.Существуют разные трактовки определения «методика» ("технология") и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что методика - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. По нашему мнению, технология (методика) - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову): 1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности. Общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов, типичные условия и универсальные способы СКД. 2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других); Функциональные технологии подразделяются на: • технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности.Современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей. Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности. • технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений · технологию организации отдыха и развлечения (рекреативно-оздоровительная).Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют: · восстановлению эмоционального равновесия людей; · возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний; · акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях. 3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. К числу дифференцированных технологий можно отнести: 1) методику организации досуга детей и подростков; 2) методику молодежного досуга; 3) методику семейного досуга; 4) методику организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста 5)методику организации СКД с женщинами; 6) методику работы с мигрантами, беженцами 7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д. 9. Дать определение термину "региональная культурная политика". Назвать цель и основные элементы региональной культурной политики. Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д. Таким образом, РКП – это совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработка соответствующих институциональных форм организации СКД. Элементы, составляющие основу РКП: 1. Политика в сфере культуры и досуга с учетом специфики региона. Задача: разработка приоритетов развития социокультурной жизни 2. Формирование региональных программ социокультурного развития на базе приоритетных групп населения 3. Экспертиза культурно-доуговых программ и заключение договоров с авторами и исполнителями 4. Организация мероприятий по финансовому, кадровому, материально-техничскому, организационному обеспечению программ, контроль их исполнения. 10. Дать определение понятию "социокультурная программа". Перечислить и охарактеризовать этапы формирования социокультурных программ. Социокультурная программа — это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий социального характера, направленных на достижение единой цели. Программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные. Этапы формирования региональных социокультурных программ:
Комментарий к таблице: Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем. Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования — необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы. Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности. Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть 1)характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или 2) одного из ее полей Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории (паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и о использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона) б) матрице анализа социокультурной жизни региона (позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп) Второй этап — нормативно-прогнозный. Онпредполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития Прогноз позволяет в режиме "мысленного эксперимента" предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ. Например, в некоторых регионах Южного Урала реализация программ "Национальный культурный центр" привела к обострению межнациональных отношений, поскольку эти центры по мысли создателей должны были объединить различные этнические группы. Прогнозный анализ возможных последствий этого проекта, в ходе которого был бы учтен факт многовековой неприязни этих этносов по отношению друг к другу, позволил бы своевременно отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего прежних проблем, но и обусловившего возникновение новых.
|