КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утверждение феодальных отношений в Византии (вторая половина IX - конец XI в.).Упадок свободного крестьянства. Политика императоров Македонской династии. Подавление народных движений ослабило сопротивление общины. Много общинных земель было захвачено военной знатью в ходе репрессий. Неурожаи и эпидемии IX—XI вв., а также тяжелые войны содействовали разорению крестьян. Рост товарно-денежных отношений ускорял этот процесс. Обедневшие общинники отдавались под покровительство богатых и могущественных людей (динатов), уступая им право собственности на свои участки, селились на господской земле на положении зависимых держателей (париков) или уходили в города. Динаты не только приобретали наделы общинников и общинные угодья, но нередко захватывали их силой, превращая бывших собственников этой земли в своих париков. Разорение свободных мелких землевладельцев приняло размеры стихийного бедствия. Свободное крестьянство было основой фемного строя, военного и финансового могущества империи. Поэтому в Х в. императоры Македонской династии (867—1056) издали серию законов, препятствовавших захвату крестьянских земель. Общины получили предпочтительное право на покупку не только крестьянской, но и динатской земли в случае ее продажи. В 927 г. в стране свирепствовал голод — крестьяне отдавали землю динатам за меру зерна. «Презирая императорские законы, — говорилось в новеллах, — динаты Сгоняли убогих с их собственных полей». Земли, захваченные у крестьян, закон предписывал вернуть им безвозмездно, проданные же полагалось выкупить в рассрочку. Но положение не изменилось. Законы открыто нарушались. Динаты добивались все больших уступок у центральной власти. Не помешал им и закон о сроке давности, по которому крестьянин мог вернуть свою землю, перешедшую к динату менее 40 лет назад. Дело в том, что и правом предпочтения и законом о сроке давности пользовалась богатевшая часть общинников, поднявшаяся в ряды динатов, но сохранившая юридический статус крестьян. Новеллой 996 г. император Василий II Болгаробойца отменил срок давности — земли общин подлежали возврату независимо от срока их утраты. Однако и эта последняя попытка помешать сокращению числа налогоплательщиков также не принесла значительных успехов. Мало того, число париков росло также во владениях императорской семьи и правительственных учреждений. Частично предшественниками этих «государственных париков», как они назывались, были здесь рабы и колоны, частью же они происходили из частных поместий, конфискованных, купленных или выменянных казной. Боеспособность фемного войска падала. Стратиоты становились париками командиров. Поэтому в Х в. императоры объявили стратиотские участки вообще неотчуждаемыми. При раздроблении такого участка собственники его частей должны были сообща вооружать, снаряжать и выставлять воина. Но законы были бессильны остановить процесс обеднения кре-стьян-стратиотов. Социальный облик армии менялся. Большинство стратиотов уже не имело средств для несения военной службы, лишь часть их превратилась в средних и мелких вотчинников. Признавая эти перемены, Никифор II Фока (963—969) стал требовать несения воинской службы в тяжелой коннице лишь с владельцев не менее трех участков. Стратиоты были таким образом резко отделены от крестьянства. Однако еще и в XI в. процесс перестройки армии не окончился. Крестьяне продолжали нести вспомогательную службу в армии. Опасаясь попасть в полную зависимость от провинциальной знати, императоры все чаще прибегали к услугам наемников: норманнов, русских, латинян, грузин, армян и др. Законы Х в. отнюдь не отражали чаяния крестьянства. В них проявилось соперничество двух группировок господствующего класса за преимущественное право на плоды эксплуатации крестьян: провинциальной знати, стремившейся подчинить их себе как париков, и высшего чиновничества, жившего за счет доходов, собираемых с податного населения государства. К тому же и чиновная знать скоро встала на путь создания феодальных поместий. Феодально зависимые и свободные крестьяне. В IX—Х вв. большинство крестьян стали уже париками, которые продолжали трудиться на своих наделах, но потеряли на них право собственности. Много крестьян было поселено на господской земле на так называемом парическом праве — праве наследственного держания после 30 лет точного соблюдения арендного договора с хозяином земли. Положение этих крестьян было тяжелее, так как они оказывались вне общины, которая и под властью господина в какой-то мере защищала своих членов от его произвола. Термин «парик» становился обобщающим, обозначая основное население поместья. Положение частновладельческих и государственных париков практически было одинаковым. Парики в это время еще сохраняли свободу перехода. В IX—Х вв. рабский труд в крупных поместьях еще находил некоторое применение. Преобладающей в IX—XI вв. формой феодальной ренты была денежная при существенной роли продуктовой. Рента слагалась из бывшего государственного налога, все чаще в силу налоговых изъятий передававшегося феодалам, и значительно более высокой платы за держание. Повинности крестьян в пользу феодалов постепенно росли. В период бурной феодализации государство поспешило упрочить свои права не только на стратиотов, но и на другие группы крестьян. Жители сел, лежавших вдоль крупных дорог, должны были обслуживать нужды секрета почты и внешних сношений; Другие села поставляли продовольствие для двора; третьи заготовляли лес и уголь. Слой свободных налогоплательщиков в XI в. был еще достаточ-но^широким. На них лежал тяжкий гнет до мелочей разработанной налоговой системы. Учтено было все: размеры и качество зем — "и, лугов и пастбищ; число голов скота (крупного и мелкого); не были забыты ульи, мельницы, рыбные тони, овечьи загоны, Домашняя птица. Сосчитан был, как невесело шутили крестьяне, каждый лист на дереве и каждый волос на голове. Основными государственными налогами были натуральная подать (переводившаяся с Х в. в денежную) и подворный денежный налог, вносившийся даже неимущими. Кроме того, крестьяне платили судебную пошлину и множество других поборов, несли в пользу государ-ста тяжкие отработочные повинности. Не менее обременительным, чем сами налоги, был безудержный произвол чиновников. Документы XI в. свидетельствуют о крайней бедности свободных крестьян. Феодальный город. «Книга эпарха». С середины IX в. начался новый подъем городов. Он был обусловлен ростом производительных сил и окончательной победой мелкого свободного ремесла. Росли старые города, возникали новые. Улучшилось качество изделий, расширился их ассортимент. Увеличилось количество денег в обращении. У богатевшей знати возрос спрос на предметы роскоши. Развивалась торговля с Востоком, Русью, Западной Европой. Большим центром ремесла и торговли стала Фессало-ника. Однако крупнейшим городом средневековой Европы оставался Константинополь, где ранее всего и начался новый подъем ремесла и торговли. Могучие стены, роскошные дворцы, церкви и монастыри, колоннады и портики, арки и статуи, полная судов гавань Золотой Рог, разноязычная пестрая толпа — все это придавало городу притягательную прелесть для иноземных гостей из всех стран средневекового мира. Но здесь же, рядом с дворцами знати, теснились трущобы бедняков: узкие, не знавшие солнца улочки, непролазная грязь или едкая пыль, гниющие отбросы, вонь кожевенных мастерских. Нигде.не было столько шелков и золота, столько воинов, священнослужителей, знатных щеголей и сановников, но нигде не было и столько нищих, калек и воров. Об организации ремесла и торговли в столице дает представление сборник законоположений эпарха, составленный в основном в начале Х в. («Книга эпарха»). Ремесленники основных профессий были объединены в корпорации, многие из которых восходили к позднеримским коллегиям, но играли в новых условиях роль появившихся позднее на Западе средневековых цехов. «Книга эпарха» называет 22 корпорации. Торговцы главными товарами тоже объединялись в особые корпорации, которые в целом были более привилегированными, чем корпорации производителей. Некорпоративное ремесло не пользовалось защитой властей, а порой и преследовалось. Многие мастера еще использовали труд рабов, но их вытесняли местии (наемные работники). Корпоративное ремесло было тесно связано с императорским дворцом. Оно получило заказы государства и церкви: на вооружение армии и флота, на роскошные одеяния, утварь, украшения. Корпорации не имели прав самоуправления: их внутреннюю жизнь определяли не столько сами члены объединений сколько персонал эпарха. Опека властей сковывала инициативу и скоро из стимула производства превратилась в его оковы. Ремесленники и торговцы не имели права занимать государственные должности и получать титулы. Если же они поступали на имперскую службу, то должны были оставить занятие ремеслом и торговлей. Верхушка корпораций усилила в X_XI вв. борьбу за свои права, поднимая горожан на восстания. Но у нее не было союзников. Императоры искали опору среди горожан против мятежных феодалов, однако главными и непосредственными угнетателями трудового населения города в это время были как раз двор и чиновничество, а не феодалы провинций.
|