Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Миниатюра и скульптура




о "Каролингский ренессанс", культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры.

В период "К. в." вырос интерес к светским знаниям, "Семи свободным искусствам" (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей "К. в." занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.

В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-"пфальцев" с дворцом и капеллой; укреплениях бурги"; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

 

Капелла Великого в Ахене В 796 году Карл Великий начал постройку престижной дворцовой капеллы. К строительству были привлечены мастера со всей империи - «из всех областей по эту сторону моря», как говорится в летописи, - работавшие под руководством франкского зодчего Одо (Эйда) из Метца. Облицовка здания была закончена в 798 году, перед коронацией императора, а в 805 году капелла была освящена папой Львом III в честь Спасителя и Божьей Матери. Центрическое в плане строение входило в состав четырех взаимосвязанных архитектурных комплексов в южной части императорского дворца. Капелла соединялась с Залом правосудия при помощи длинного крыла, в середине которого находился проход к Королевскому залу. Это было монументальное помещение с двумя боковыми конхами и западной апсидой, служившее тронным залом Карла Великого. Сегодня его внутреннее убранство можно увидеть в Городской галерее Ахена. Дворцовая капелла не дошла до нас в первоначальном виде, поскольку прямоугольный хор эпохи Карла был заменен позднеготическим. Основное пространство капеллы представляет собой правильный восьмиугольник, октагон, вокруг которого расположен шестнадцатигранный деам-булаторий с галереями. Увенчанная куполообразным сводом из восьми секций на барабане капелла кажется удивительно высокой. Восемь массивных конструктивных столбов с углами, образующими вершины октагона, очерчивают периметр центральной области.

 

Проемы аркад кажутся вырубленными в стенах. Мощные горизонтальные пояски отвлекают взор от тяжелого нижнего яруса на изящные галереи верхнего. По пропорциям проемы галерей более покаты и высоки, чем аркады. В каждом проеме находится два яруса арок, лежащих друг над другом на колоннах коринфского ордера. Античные колонны были доставлены в Лхен из Равенны по распоряжению Карла Великого. Но не только эти «трофеи» связывают два города: считается, что прототипом дворцовой капеллы в Ахене послужила церковь Сан Витало в Равенне. Построенная в VI веке при императоре Юстиниане, Сан Витале тоже является образцом центрического октагона с тремя ярусами, который, однако, окружал восьмиугольный деамбулаторий. Это не единственное отличие между раннехристианской постройкой и ахенской капеллой. В Сан Витале столбы гораздо тоньше и не кажутся неотъемлемой частью стен. Колонны и проемы аркад изгибаются полукругом, придавая помещению удивительное ощущение простора. В Ахене, напротив, эффект создают высокие стволы столбов. В дворцовой капелле Карл Великий пытался воссоздать центрическое строение по образцу раннехристианских императорских капелл, виденных им в Равенне. Эта архитектура была призвана символизировать роль короля - защитника подданных и посредника между светским и духовным мирами. Квадрат, символ земного, соединяется с кругом, символом божественного. Полученный восьмиугольник с точки зрения символики обозначал вечность. Сан Витале в Равенне была не единственной моделью для капеллы в Ахене: не менее важным образцом являлась церковь святых Сергия и Вакха в Константинополе, построенная в правление Юстиниана в последней трети VI века, она имеет восьмиугольное центрическое помещение, заключенное в квадрат. В Ахене архитектурный акцент был поставлен на западной галерее перед троном императора при помощи башневидной конструкции, выступающей над фасадом. Эта башня была нововведением, возникшим в эпоху Каролингов, хотя использовалась в то время редко. В главном фасаде с высокой сводчатой лоджией, выходящем на бывший атрий, присутствует римский мотив триумфальной арки, что придает фасаду имперскую монументальность. Лоджия над входом и маленькие пилястры с имитацией классических античных капителей являются немногими каролингскими элементами, оставшимися от первоначального наружного убранства дворцовой капеллы. Небольшие пилястры имели исключительно декоративную функцию и не несли никакой конструктивной нагрузки.

Капелла Великого в Ахене В 796 году Карл Великий начал постройку престижной дворцовой капеллы. К строительству были привлечены мастера со всей империи - «из всех областей по эту сторону моря», как говорится в летописи, - работавшие под руководством франкского зодчего Одо (Эйда) из Метца. Облицовка здания была закончена в 798 году, перед коронацией императора, а в 805 году капелла была освящена папой Львом III в честь Спасителя и Божьей Матери. Центрическое в плане строение входило в состав четырех взаимосвязанных архитектурных комплексов в южной части императорского дворца. Капелла соединялась с Залом правосудия при помощи длинного крыла, в середине которого находился проход к Королевскому залу. Это было монументальное помещение с двумя боковыми конхами и западной апсидой, служившее тронным залом Карла Великого. Сегодня его внутреннее убранство можно увидеть в Городской галерее Ахена. Дворцовая капелла не дошла до нас в первоначальном виде, поскольку прямоугольный хор эпохи Карла был заменен позднеготическим. Основное пространство капеллы представляет собой правильный восьмиугольник, октагон, вокруг которого расположен шестнадцатигранный деам-булаторий с галереями. Увенчанная куполообразным сводом из восьми секций на барабане капелла кажется удивительно высокой. Восемь массивных конструктивных столбов с углами, образующими вершины октагона, очерчивают периметр центральной области.

 

Проемы аркад кажутся вырубленными в стенах. Мощные горизонтальные пояски отвлекают взор от тяжелого нижнего яруса на изящные галереи верхнего. По пропорциям проемы галерей более покаты и высоки, чем аркады. В каждом проеме находится два яруса арок, лежащих друг над другом на колоннах коринфского ордера. Античные колонны были доставлены в Лхен из Равенны по распоряжению Карла Великого. Но не только эти «трофеи» связывают два города: считается, что прототипом дворцовой капеллы в Ахене послужила церковь Сан Витало в Равенне. Построенная в VI веке при императоре Юстиниане, Сан Витале тоже является образцом центрического октагона с тремя ярусами, который, однако, окружал восьмиугольный деамбулаторий. Это не единственное отличие между раннехристианской постройкой и ахенской капеллой. В Сан Витале столбы гораздо тоньше и не кажутся неотъемлемой частью стен. Колонны и проемы аркад изгибаются полукругом, придавая помещению удивительное ощущение простора. В Ахене, напротив, эффект создают высокие стволы столбов. В дворцовой капелле Карл Великий пытался воссоздать центрическое строение по образцу раннехристианских императорских капелл, виденных им в Равенне. Эта архитектура была призвана символизировать роль короля - защитника подданных и посредника между светским и духовным мирами. Квадрат, символ земного, соединяется с кругом, символом божественного. Полученный восьмиугольник с точки зрения символики обозначал вечность. Сан Витале в Равенне была не единственной моделью для капеллы в Ахене: не менее важным образцом являлась церковь святых Сергия и Вакха в Константинополе, построенная в правление Юстиниана в последней трети VI века, она имеет восьмиугольное центрическое помещение, заключенное в квадрат. В Ахене архитектурный акцент был поставлен на западной галерее перед троном императора при помощи башневидной конструкции, выступающей над фасадом. Эта башня была нововведением, возникшим в эпоху Каролингов, хотя использовалась в то время редко. В главном фасаде с высокой сводчатой лоджией, выходящем на бывший атрий, присутствует римский мотив триумфальной арки, что придает фасаду имперскую монументальность. Лоджия над входом и маленькие пилястры с имитацией классических античных капителей являются немногими каролингскими элементами, оставшимися от первоначального наружного убранства дворцовой капеллы. Небольшие пилястры имели исключительно декоративную функцию и не несли никакой конструктивной нагрузки.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты