КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы средневековых капителей.Романский стиль. Термин - Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Архитектура - Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства • Увеличение хора или восточной алтарной части храма • Увеличение высоты храма • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
• Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. Известные здания - Великобритани] • Аббатство Малмсбери • Даремский собор • Окемский замок • Сент-Олбанский собор • Собор в Питерборо • Собор Или • Уинчестерский собор Германия • Аббатство Мария Лаах • Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце • Либмургский собор • Церковь св. Якоба в Регенсбурге Дания • Церковь Богородицы в Калуннборге Испания • Романские церкви в Валь-де-Бой Италия • Пизанский собор • Пизанская башня • Франция • Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье • Приорат Серрабоны Скульптура - Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Особое внимание уделялось сукльптурному украшению западного фасада и входу в храм.Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари. Школа Лангедока. Мастерство лангедокской скульптуры наиболее ярко проявляется в рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (пер. половина 12 в., Лангедок). В позе апостола Петра мы видим усиленную экспрессию, стремительные и крайне напряженные движения, его манерно изогнутая поза и формальные приемы являются типичными для этой школы. В скульптурном декоре, сохранившемся до наших дней, видно больше повествования. Главные фигуры - Христос и Богоматерь, обычно вокруг них строится композиция, а сами одни изображены крайне большими. Вся плоскость заполняется рельефами. Этакая боязнь пустот говорит о влиянии миниатюры. Бургундская школа Бургундская скульптура была под большим влиянием лангедокской, однако в ней виднеется больше мягкости, человечности, изящества в движениях, одухотворенности в лицах, о чем говорит рельеф с изображением "Страшного суда" в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130 - 1140). "Страшный суд" является капитальным памятником и подписан именем мастера Гислеберта. Центральная фигура Христа крайне удлинена и статична, а вокруг него идет активная борьба за человеческие души между чертями и ангелами. Слева от Христа - праведники, вступающие в рай, справа - маленькие человечки с подогнутыми ногами представляют собой человеческие души ожидающие решения судьбы. Школа прованса и школа пуатье Прованская скульптура имеет свои особенности: по сторонам портала виднеются статуи святых, сделанные под явным влиянием античной скульптуры. Это из за того, что здесь была некогда римская провинция. Сохранившиеся с тех пор античные памятники оказывали воздействие не только на архитектуру, но и на скульптуру. Фасады в Провансе нередко во всю ширину украшены фризами, например, церковь Сен Трофим в Арле, а изображенные по сторонам фигуры апостолов явный пример подражания статуям античных философов и риторов. Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни. Школа пуатье - Для Франции романского периода характерно многообразие местных архитектурных школ. Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье. Здание поздно было перекрыто сводами. Фасад возник не раньше второй четверти XII в. Типы средневековой капители В эпоху Средневековья капители часто были резными, украшенными растительными мотивами изображениями животных и людей. В романской архитектуре колонна применяется как декоративный элемент, не имеет устойчивых типов ордеров, разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей, которые часто напоминали коринфскую или византийскую. В ранний период встречаются капители близкие по форме к усеченному шару или к усеченной пирамиде. Капители покрывались орнаментом со стилизованными мотивами, изображающими растения, фантастических животных. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители с изображением святых.
|