КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базилика Неф Корабль Трансепт Стрельчатая арка Нервюры Аркбутаны Контрфорс Пинакли, краббы Химера, горгулья Витраж1) Базилика. Вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество 3-5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также в архитектуре Возрождения и барокко. Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами, ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Перекрытия базилик могли быть как деревянными (плоские или с открытыми стропилами крыши), так и каменными (своды). Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики, нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь. Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это тело Христа, принёсшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарём ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное. Многие базилики являются выдающимися памятниками раннехристианской, романской и готической архитектуры. Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 4 – средокрестие; 5 – пресбитерий; 6 – апсида (хор) 2)Неф. Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.(см. план сверху) 3)Корабль. В архитектуре то же, что неф. 4)Трансе́пт. Поперечный неф (корабль) в базиликальных по плану храмах, пересекающий продольный неф под прямым углом и выступающий концами из общей массы сооружения.(см. схему) 5)Стрельчатая арка. А́рка - архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами. Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси. Стрельчатая арка — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом. 6) Нервюры. Нервюра в архитектуре - выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
7) Контрфорс. Вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию. 8) Аркбутаны. Один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов. Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой. 9) Пинакли. В романской и готической архитектуре — декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функции пинакль не имеет. 10) Краббы. Декоративная деталь в виде стилизованных листьев, цветов на пинаклях, вимпергах и других элементах готического здания. 11) В древнегреческой мифологии "Химерой" называли чудовище с косматой головой льва, туловищем, копытами и выменем козы, хвостом дракона. В средневековой европейской скульптуре химеры изображались уже в виде разных фантастических страшилищ. Они до сих пор сторожат старинные христианские храмы (например, собор Парижской Богоматери), отпугивая от них своим жутким видом неприкаянные души умерших грешников, витающих вокруг святынь и стремящихся найти покои внутренние. 12) Горгулья. Это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Впоследствии мастера́ выреза́ли изображения гаргулий на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки, каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле. 13) Витраж. Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах и так называемых «розах».
|