КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творчество Чимабуе, Дуччо, Симоне Мартине.
Чимабуэ (Джованни Cimabue) - флорентийский художник, один из главных возродителей итальянской живописи после ее продолжительного средневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Чимабуэ Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал во Флоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно, в 1302 г
«Распятие», будучи одним из ранних творений Чимабуэ (около 1280 года) ярко демонстрирует стиль уже сформированного художника, а также особенности «греческой манеры». Чимабуэ использовал тип распятия с S-образно изогнутой фигурой Христа, который имел широкое распространение в итальянском искусстве 13 века. С помощью распятия, отвечающего поменявшимся религиозным представлениям периода, создавался чувственный и зримый образ искупительной жертвы. Францисканские и доминиканские ордена набирали силу, пристальное внимание в их учениях уделялось эмоциональному и личностному переживанию истории спасения. Стоит отметить, что богословская мысль концентрировалась на теме страданий Христа. Отличительной особенностью Чимабуэ является стремление максимально совершить стилизацию изображения: подчёркивание структурного начало, приумножение значения контурной линии и силуэта, детально моделирование всех форм, при этом создавая буквально кристаллическую отчетливость. Декоративные элементы набирают значимость, сохраняя эмоциональную конкретность в образе. Черты чувственного и абстрактного католического спиритуализма находят своё отражение в одухотворенности. Продолжение стиля художника датируется около 1285 годом, который был отмечен созданием произведения «Богоматерь с младенцем на троне», предназначенного для главного алтаря церкви св. Троицы во Флоренции. В данной работе прослеживается новая заинтересованность Чимабуэ к более объемной степени трактовки форм, а также пространственные решения, которые явно выражены в сложной архитектуре двухъярусного трона. Хотя всё же отдельные новые особенности, сочетаясь с полностью условными изобразительными приемами, не превращаются здесь в самостоятельную художественную концепцию. Например, одеяния Богоматери изобилуют золотыми линиями — ассистом, трактуемого в эпоху средневековья в качестве символического изображения божественной энергии. В 1288-1290 годах Чимабуэ трудится над росписями верхней церкви св. Франциска в Ассизи. Яркое воплощение способности подчинить композицию единому декоративному ритму, стремление к повышенной экспрессии, превосходное чувство монументального искусства находят отражение в этих фресках. Среди множества Фресок выполненных Чимабуэ, особенно выделяется изображение «Распятия». Вселенским масштабом руками художника изображается завершение крестного пути: в предсмертной судороге изогнутое тело Христа, ткань набедренной повязки взвихривается, подчиняясь порыву сильного ветра, люди на земле взывают к Христу напряженные, словно натянутые нити — руки. Глубочайшим драматизмом, сильнейшим религиозным чувством и ораторским пафосом пронизано искусство Чимабуэ. Именно благодаря этому можно понять смелость исследователей именующих художника «Микеланджело 13 века». Распятие
В Ассизи Чимабуэ вновь возвращается в середине 1290-х годов для написания несколько фресок в нижней церкви св. Франциска, среди которых находится и композиция «Богоматерь на троне со св. Франциском». Образом самого почитаемого итальянского святого 13 века является св. Франциск. Его лицо почти уродливое с одухотворенными чертами и выраженным характером, полностью лишёно идеальной типизации. Оно наводит на мысль о правоте Вазари и других авторов о том, что Чимабуэ являлся одним из первых художников, который начал писать образы с реальных людей, тем самым, подражая натуре. Но этот виток нового творчества не нашёл продолжения в последних произведениях Чимабуэ. В 1302 году в апсиде Пизанского собора было создано мозаичное изображение «Св. Иоанна», демонстрирующего компромиссный стиль в сочетании с разнородными чертами, всё же находящимися в рамках средневековой художественной системы. Чимабуэ будто бросить взгляд на реформу Джотто и Каваллини, как тут же перевёл его на свойственные ему формы художественного видения. Точная дата кончины Чимабуэ неизвестна (по некоторым предположением он был еще жив в 1315 году). Похороны великого художника состоялись во флорентийской церкви Санта Мария дель Фьоре.
Дуччо. Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, около 1255—1319) — итальянский художник, сиенская школа. Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса. Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. Множество факторов способствовало тому, чтобы Сиена стала одним из самых оживленных центров художественного экспериментирования. Это и наличие скульптуры Николо и Джованни Пизано, произведения Арнольфо ди Камбио, и сами местные художники, которые не испытывая колебаний отправлялись во Францию, чтобы на месте освоить последние готические новации. Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. В качестве доказательства такой версии приводились следующие аргументы: 1. Сведения о Дуччо полностью отсутствуют в архивных документах Сиены в последние несколько лет XIII века. 2. Примерно в это время в парижских архивах зафиксировано проживание на Рю де Прешер некоего «Duch de Siene» или «Duch le lombart». Однако, у этой версии слишком хлипкие основания. Формирование Дуччо происходило под влиянием Чимабуэ. Известный итальянский искусствовед Фердинандо Болонья относит период его формирования к 1278-79 годам, или даже ранее. Он считает, что в 1283-84 годах Дуччо и Чимабуэ уже работали в тесном сотрудничестве, и вполне убедительно доказывает, что во фресках Чимабуэ, которые тот написал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в нескольких местах отчетливо видна рука Дуччо. К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон). Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека). Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен. Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона. Симоне Мартинэ. Симоне Мартини (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи. Эта работа, с одной стороны, демонстрирует тесные связи Мартини с искусством Дуччо, с другой, в ней видны черты, характерные для работ Симоне Мартини. Другое раннее произведение — фреска с изображением Мадонны, открытая Энцо Карли и датированная им 1311-14 гг. От прежней «Мадонны» в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Это богато выполненная картина с использованием золота, серебра и цветных камней. В ней ещё различимо влияние Дуччо в трактовке типажей и поз персонажей, и в то же время есть некоторые робкие новации. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён. [править]Маэста Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Это торжественная, полная иерархической строгости композиция, написанная, вне сомнения, под влиянием «Маэста» Дуччо. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, «полуколлаж». Симоне делал вштукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово. Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г. К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» («Мадонна с младенцем № 583» 1308-10 гг., Сиенская пинакотека)
Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи Фрески в капелле Сан Мартино в нижней церкви Сан франческо в Ассизи были приписаны Симоне Мартини только в XVIII в. Это сделал один антиквар, а спустя столетие Кавальказелле подтвердил эту атрибуцию. Вкратце история появления этих фресок такова. Заказчиком строительства и украшения этой капеллы был бывший францисканский монах, пошедший на службу к Папе и ставший кардиналом под титулом Сан Мартино аи Монти. Он принадлежал к ближайшему окружению папы Бонифация VIII. Папа Климент Vотправил его с политической миссией в Венгрию. Между 1310-12 гг. он возвращался обратно в Италию и получил задание перевезти папскую казну из Перуджи в Авиньон. В его расходной книге мартом 1312 г. помечено выделение 1070 флоринов на воздвижение и отделку капеллы Сан Мартино (или соседней капеллы Святого Людовика). Кардиналу не суждено было увидеть исполнение своего заказа — 27 октября 1312 года он скончался в Лукке по пути в Авиньон. Однако вскоре в здании нижней церкви Сан Франческо была пробита стена, в результате чего погибли старые фрески, и пристроена капелла, которую позднее расписал Симоне Мартини. Датировка этих фресок до сих пор вызывает дискуссии, однако большинство учёных согласны с датой «1317 год». Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императораЮлиана. Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу. Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.
|