Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Договор найма вещей (location-conduction rerum).




73. Договор найма услуг (location-conduction operarum). Договором найма услуг называется такой договор, по которому одна сторона (нанявшийся, locator) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя, сопductor) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение.В отличие от договора подряда, имевшего целью пре­доставление подрядчиком готового результата работы, договор найма услуг имел предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшего. Договор найма услуг мог быть заключен или на точно определенный срок, или без указания такого срока. В послед­нем случае каждая сторона могла в любое время заявить об отказе от договора.Нанявшийся был обязан исполнять в течение срока до­говора те именно услуги, которые предусмотрены в договоре, притом исполнять лично, без замены себя другим лицом. Наниматель был обязан оплачивать услуги в условленном раз­мере. Как и при найме вещей, уплата наемной платы по дого­вору найма услуг производилась по исте­чении той единицы времени, за которую производился расчет. Если нанявшийся не мог вследствие болезни или иной причины выполнять условленные услуги, он не имел права и на вознаг­раждение. Если же нанявшийся готов был оказывать условлен­ные услуги, но его услугами наниматель не воспользовался по независящим от нанявшегося причинам, последний сохранял право на вознаграждение.

 

74. Договор найма работ (location-conduction operas). Договором подряда(найма работы)назывался договор, по которому одна сторона (подрядчик) принимала на себя обязательство испол­нить в пользу другой стороны (заказчика) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство упла­тить за эту работу определенное денежное вознаграждение.Отличие этого договора от предыдущего договора (найма услуг) заключалось в том, что по договору найма услуг нанявшийся обязан был к предостав­лению отдельных услуг; договор же подряда направлен на то, чтобы подрядчик дал определенное произведение, законченный результат.Подрядчик обязан был исполнить и сдать работу как законченный результат, в соответствии с договором, надле­жащим образом, в установленный срок, в надлежащем состо­янии по качеству работы. Подрядчик отвечал за всякую вину, не исключая легкой. Подрядчику разрешалось пользоваться при испол­нении договора услугами других лиц, но с тем, что за их вину подрядчик отвечал как за свою собственную.На обязанности заказчика (нанимателя) лежала уплата условленного вознаграждения. Если в процессе исполнения работы выяснилась невоз­можность исполнить работу за условленную цену, в основание которой положена смета, составленная подрядчиком, от за­казчика зависело или согласиться на увеличение вознаграждения подрядчика, или приостановить работу и отказаться от договора.Если заказчик произвольно отказывался принять от под­рядчика исполненную им работу, то он не освобождался от обязанности уплатить подрядчику предусмотренное договором вознаграждение. Если заказчик прервал выполнение заказан­ной работы раньше срока и подрядчику удалось использовать освободившееся время на другой работе, его заработок по этой второй работе засчитывался в счет вознаграждения, причита­ющегося ему от первого нанимателя

.

75. Договор поручения (mandatum).Договор поручения состоял в том, что одно лицо (до­веритель, мандант) поручало, а другое лицо (мандатарий, поверенный) принимало на себя исполнение безвозмездно каких-либо действий.Предмет поручения могли составлять как юридические действия (совершение сделок, выполнение процессуальных действий), так и услуги фактического характера (безвозмездная починка, отделка платья и т.п.).Безвозмездность исполнения поручения являлась су­щественным признаком договора поручения. Прекращение договора. Кроме общих случаев прекра­щения договорных обязательств, дого­вор поручения прекращался также односторонним отказомот договора той или иной стороны, а равно смертью одной из сторон. Договор поручения мог быть в любое время одностороннерасторгнут мандантом. Отмена поручения производилась путем простого сообщения об этом мандатарию. Если мандатарий исполнил поручение раньше, чем узнал об его отмене, мандант обязан был принять исполнение и рассчитаться с мандатарием. Равным образом и мандатарий имел право отказаться от дого­вора. Но его право отказа ограничивалось требованием пользо­ваться своим правом отказа без ущерба для доверителя, т.е. заяв­лять отказ своевременно, так, чтобы доверитель мог принять меры для предупреждения возможных убытков вследствие отказа мандатария.Если мандатарий отказывался от договора с нарушением указанного требования, он был обязан возместить манданту проистекающие отсюда убытки.Договор поручения прекращался смертью той или другой стороны. Однако мандатарий не имел права по получении све­дений о смерти манданта немедленно бросить порученное дело; начатые действия мандатарий должен был довести до конца, чтобы не причинить убытков наследникам доверителя. С дру­гой стороны, если мандатарий, не зная о смерти манданта, исполнял поручение до конца, он имел иск к наследникам манданта.

 

76. Договор товарищества (societas). Договором товариществаназывался дого­вор, по которому два лица или несколько лиц, объединялись для достижения какой-то общей хозяйственной цели.Договором товарищества создавалась в той или иной мере имущественная общность. Общность имущества могла быть установлена по договору в самых разнообразных размерах и формах. Участники договора товарищества могли установить общность всего имущества. Тогда образовывалось право общей собственности всех лиц, участвующих в товариществе, на все их имущество, при том не только на имеющееся при заключении договора, но и на все последующие приобретения, не исключая случайных. Возможна была, однако, и общность более ограниченная. Участники договора могли лишь сделать вклады на общее дело деньгами, другими имущественными ценностями, а также услугами. Равенство вкладов не являлось необходимым, но при отсутствии в договоре специальных указаний оно предполагалось. Срок в договоре товарищества не является существенно необходимым: товарищество могло быть установлено как на определенный срок, так и без срока. В последнем случае не устанавливалось, конечно, пожизненной связанности сторон: за каждым из товарищей признавалось право одностороннего, с соблюдением известных условий, отказа от договора.Права и обязанности членов товарищества в отно­шении друг друга (внутренние отношения). Каждый товарищ должен был внести для общего дела ус­ловленный вклад. Если вклад состоял в оказании услуг, то­варищ должен был их выполнять. Риск случайной гибели вещей, вносимых в качестве вкладов по договору товарищества, ложился на всех товарищей: в отношении индивидуальных вещей — с момента заключения договора, а в отношении вещей, определенных родовыми признаками, — с момента их передачи. В качестве договора, строго личного и основанного на взаимном доверии, договор товарищества прекращался, как только отпадало согласие всех товарищей на продолжение общего дела. Даже если товарищи принимали на себя взаимное обязательство не прекращать договора, такое обязательство не имело силы. Как только кто-либо из товарищей заявлял о своем отказе оставаться в товариществе, товарищество прекраща­лось. Равным образом товарищество прекращалось и в случае несостоятельности кого-либо из товарищей.

77. Безымянные контракты: понятие и виды. Система исчерпывающего перечня контрактов, имевших каждый определенное хозяйственное значение и правовые очертания и защищавшихся каждый своим иском (со специальным названием), не могла удовлетворить всех потребностей рабовладельческого общества начала империи. У римских юристов встречается противопоставление новых договоров, выходивших за рамки замкнутого перечня, таким договорам, которые «имеют свое название». На этом основании средневековые юристы назвали новую категорию безыменных поименованных контрактов. Термин «безыменные контракты» нужно понимать в том смысле, что сама категория новых контрактов не имела такого обозначения, как основные цивильные контракты — вербальные, литтеральные, реальные, консенсуальные.

Даже тогда, когда безыменные контракты окончательно сложились в виде одного из звеньев римской системы контрактов, они сохранили одну особенность, отличавшую их от других контрактов. Именно за стороной, выполнившей свое обязательство и не получившей удовлетворения от другой стороны, было сохранено право взамен предъявления иска о понуждении контрагента к встречному предоставлению предъявить кондикционный иск о возврате исполненного первой стороной как неосновательного обогащения, т.е. право отступиться от договора.

 

78. Пакты и их виды. Первоначально пакты представляли собой неформальные соглашения, не пользующиеся исковой защитой, но с развитием гражд-го оборота, своей простоте и доступности, неформальные соглашения заключ. все чаще. Вначале в порядке исключ-я некот-м пактам стали предоставлять исковую защиту, называя "одетыми пактами". Юр. признание такие пакты получили в разное время, и это обстоят-во послужило критерием их разграничения на три группы : присоединенные пакты, преторские пакты, императорские пакты.Присоединенные пакты - дополнительные к главному договору соглаш-я, предусматривавшие внесение изменений в его юр. последствия. Как правило, это было возложение в дог. на ту или иную сторону каких-либо доп-х обяз-тей, уточнение условий договора, сроков платежа и т.п. Преторские пакты - получившие исковую защиту из рук преторови, след-но юр. признание. Их было всего два: подтверждение долга и объединяющий три вида пактов: 1) соглашение с третейским судом. 2) соглашение с хозяином корабля, гостиницы или постоялого двора о сохранности пассажиров и постояльцев. 3) соглашение с банкиром об уплате обусловленной суммы третьему лицу.Императорские пакты- получившие юр. признание в законодат-ве поздней империи. Они защищались кондикционными исками, вытекающими из закона, которым было признано это соглашение. К числу указ-х пактов относились: соглашение между спорящими о передаче их спора на рассмотрение третейскому судье, соглашение о приданном (неформальное соглаш-е, в силу которого отец невесты принимал на себя обяз-во передать будущему мужу своей дочери опред-е имущ-во в качестве приданного для облегчения семейного бремени), соглашение о дарении (неформ-е соглаш-е, по которому одна сторона совершает безвозмездное предоставление другой стороне с целью проявления к ней определенной щедрости.

79. Обязательства как бы из договора: общие положения. Термином «обязательства как бы из договора» обозначаются обязательства, возникающие при отсутствии между сторонами договора, но по своему характеру и содержанию сходные с обязательствами, возникающими из договоров.Основные виды обязательств как бы из договора следующие. negotiorum gectio — ведение чужих дел (или вообще забота о чужом деле) без поручения.

-обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения одного лица за счет другого. Под эту общую рубрику подходил ряд специальных разновидностей: обязательство, возникающее из ошибочного платежа недолжного, обязательство возврата того, что получено лицом по определенному, имевшемуся в виду основанию, тогда как основание не осуществилось; обязательство возврата недобросовестно полученного и др.

80. Ведение дел без поручения. Ведение дел без поручения в смысле основания возникновения обязательства означало такое отношение, когда одно лицо вело дело другого лица, управляло его имуществом и т.п., не имея на то поручения от этого другого лица Обязательства сторон. Лицо, которое бралось за чужое дело (гестор), должно было относиться к этому делу заботливо и поэтому отвечало за всякую вину. Выполнив те действия, которые гестор признал необходимым совершить, он обязан был отчитаться перед хозяином дела в совершенных действиях. Если в результате ведения дел у гестора на руках оказывались деньги, другие вещи, права требования, причитающиеся хозяину дела, гестор обязан был сдать их ему.Хозяин дела был обязан возместить гестору понесенные им издержки (на какое-либо вознаграждение за труд, хлопоты и т.п. гестор права не имел). Это условие следует понимать в том смысле, что действия гестора должны быть таковы, чтобы их можно было признать хозяйственно целесообразными, отвечающими интересам того лица, для которого они совершались, независимо от достигнутого эффекта или результата.Если действия гестора нельзя признать целесообразными и хозяин дела вследствие этого отказывает в их одобрении, гестор не только не имел права на возмещение понесенных им затрат, но еще был обязан восстановить то положение, в каком находилось имущество хозяина дела до мероприятий гестора. Однако независимо от наличия всех необходимых условий для того, чтобы гестор получил право на возмещение понесенных издержек, он во всяком случае имел право требовать от хозяина дела возврата денег, вещей и пр., на которые хозяин дела обогатился от действий гестора .

 

81. Обязательства из неосновательного обогащения: понятие и виды. Поступление в имущество одного лица каких-либо частей имущества другого лица (денежной суммы, вещей, прав требования и т.п.) либо сохранение в имуществе одного лица каких-то частей имущества, подлежащих передаче в имущество другого лица, принято обозначать выражением, что одно имущество обогащалось за счет другого. Как правило, обогащение происходит вследствие какого-нибудь юридического основания (например, получение от другого лица денежной суммы на основании договора займа, купли-продажи и т д.). В тех случаях, когда для поступления денег, вещей и т.д. в имущество данного лица или для сохранения их в этом имуществе за счет имущества другого лица юридического основания нет, говорят о неосновательном обогащении одного лица за счет другого.Для истребования неосновательного обогащения заинтересованному лицу давался так называемый кондикционный иск. В зависимости от предмета иска римские юристы различали:- иск о возврате определенной денежной суммы), - иск о возврате определенной вещи, - иск о возврате другого обогащения .

Основными категориями обязательств из неосновательного обогащения были: а) condictio indebiti (иск о возврате недолжно уплаченного), б) condictio causa data causa non secuta (иск о возврате предоставления, цель которого не осуществилась), в) сопdictio ex causa furtiva (иск о возврате полученного вследствие кражи).

82. Деликтные обязательства: понятие и виды. Частным правонарушением в отличие от уголовного преступления в Риме называлось такое правонарушение, которое рассматривалось как нарушение главным образом прав и интересов отдельных частных лиц (а не прав и интересов государства в целом) и потому порождало обязательство лица, совершившего деликт, уплатить потерпевшему штраф или по крайней мере возместить убытки.Обязательства из правонарушений являются древнейшим видом обязательств. Система деликтных обязательств характеризовалась в Риме тем, что существовал определенный, исчерпывающий перечень случаев, в которых возникали такие обязательства, но не было установлено общего правила, что всякое недозволенное действие, нарушающее чьи-либо права или интересы, порождает обязательство лица, совершившего такое действие в отношении потерпевшего. Таким образом, законченное понятие частного деликта предполагало три элемента: а) объективный вред, причиненный противозаконным действием одного лица другому; б) вину лица, совершившего противозаконное действие (умысел или хотя бы неосторожность);

в) признание со стороны объективного права данного действия частноправовым деликтом, т.е. установление частноправовых последствий данного деяния, применяемых в порядке гражданского процесса.

83. Обязательства как бы из деликтов (квазиделикты). В некоторых случаях обязательство возникает из недозволенного поведения лица, однако при таких обстоятельствах, когда нет ни одного из предусмотренных в нормах права деликтов. Обязательства из недозволенных действий, выходящие за пределы перечня деликтов, получили название обязательств как бы из деликта (quasi ex delicto).В качестве примеров обязательств как бы из деликта можно привести следующие. Если из окна здания что-нибудь вылито или выброшено на общественный проезд, то всякий, кто потерпит от этого какой-либо ущерб, получал по преторскому эдикту ск о вылитом или выброшенном против хозяина дома или квартиры, откуда было вылито или выброшено. Ответственность хозяина дома или квартиры наступала независимо от их личной вины (вследствие чего такой случай нельзя было подвести под какой-либо деликт, например повреждение чужих вещей). Ответственность по данному иску была различна, смотря по характеру причиненного вреда: за поврежденное имущество собственнику присуждалась двойная цена; за ранение свободного человека взыскивался штраф «по справедливой оценке» судьи; за причинение смерти свободному человеку взыскивался (по требованию любого гражданина) штраф в сумме 50 тыс. сестерциев.Другой пример обязательства как бы из деликта: если на подоконнике здания что-либо положено или на здании подвешено так, что угрожает падением и причинением вреда, то любой гражданин мог предъявить иск против хозяина дома или квартиры, не ожидая факта причинения вреда. По такому иску «о положенном или подвешенном» взыскивался штраф в 10 тыс. сестерциев.

84. Общая характеристика римского наследственного права. Римское наследственное право (т.е. регулирование порядка перехода прав и обязанностей частноправового характера после умершего к другим лицам) самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права. Наследство есть преемство всех прав наслсдодателя в частно-правовой сфере. Не подразумевается понятием наследства преемство в сфере публичных прав и публично-правового статуса. Открытием наследства считался момент смерти наследодателя - физической или гражданской (вследствие уменьшения правоспособности); второй случай не создавал бесповоротности наследонреемства: если наследо-датель претерпевал обратное увеличение правоспособности (выкупался или бежал из рабства, возвращал права гражданства и т.п.), наследство возвращалось обратно наследодатслю. В момент открытия его наследство рассматривалось как бы бесхозное имущество - до момента принятия наследства или вступления в действие гарантирующих мер по его сохранению. Присвоение наследства третьим лицом (не имевшим на него право ни по закону, ни по завещанию либо совершающим это присвоение неправовым способом) поэтому расценивалось не как похищение имущества (кража), но как особое преступление чисто уголовного содержания, которым наносился вред публичным интересам и которое преследовалось в порядке частных уголовных обвинений любым заинтересованным лицом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты