КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КоллективизацияОсуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовало революции промышленного, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации. В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП(б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратится из единоличного в коллективно-колхозное. Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Состоявшийся в ноябре Пленум ЦК ВКП (б) среди других прочих проблем обсудил вопросы развития колхозного движения и принял “меры для улучшения руководства перестройкой сельского хозяйства”. Пленум ЦК Компартии Казахстана в декабре 1929 года обсудил пути выполнения решений Пленума ЦК ВКП (б) и постановил, что необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход кочевников к оседлому образу жизни. Непосредственно коллективизация в Казахстане началась в 1929 году. Если в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, то уже на 1 апреля 1930 года – 50,5%, а к октябрю 1931 года – около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти “ударные” темпы; например, в Уральском, Петропавловском округах было коллективизировано 7% хозяйств. К началу осени 1931 года в республике насчитывалось 78 районов (из 122), где коллективизацией было охвачено 70-100% дворов. 7 ноября 1929 года в “Правде” появилась статья Сталина И.В. “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального отсталого хозяйства к крупному передовому коллективному земледелию”. В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике “ликвидацию кулачества как класса”. 66.Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф.И. Голощёкина,направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Ф.И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане также связано с именем Ф.Голощекина. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее». Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 – 1938 годы. Казахских коммунистов Ф.Голощекин делил на три группы. Первая – национал-уклонисты, которые не восприимчивы ни к каким воспитательным мерам, неисправимы, а потому непригодны для использования в строительстве нового общества. Вторая – хамелеоны, которые в зависимости от обстоятельств меняют политическую окраску. Третья группа – это те, которые стремятся за все допустимые ошибки привлечь к ответственности одного Голощекина. Поэтому влиятельных казахов-коммунистов. Протестовавших против разрушения веками налаженного хозяйства, он обвинил в «национал-уклонизме» и разгромил их. Заручившись поддержкой Сталина. Под различными предлогами в 1927 -1929 годы из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана: Н. Нурмаков, Т.Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мурзагалиев. Сняты со своих постов председатель КазЦик Ж. Мунбаев, нарком просвещения С.Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков и др. В письах И.В. Сталину, В.М. Малотову и Л.М. Кагановичу Н.И.Ежов доносил о том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал – уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил. Так “оттачивал” свою карьеру перед переводом в Москву будущий нарком внутренних дел СССР, чьими стараниями были проведены массовые репрессии 1937 года. Последняя треть 30-х годов ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности “врагов народа” привели к физическому устранению почти всех сколько–нибудь влиятельных лидеров, т.е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938 г.г. в “национал - фашизме ” и шпионаже были обвинены Т. Рыскулов, Н.Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, У Джандосов, Ж. Садвакасов, С.Сафарбеков, Т. Жургенов и мн. др. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Дж. и Х. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, М. Жумабаев, С.Сейфулин, И.Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров, и мн. др. Их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30-х годов, связях с японской разведкой, политике отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа. Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спец – лагерь Кингир, Усть – Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Акмолинский лагерь “АЛЖИР”. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году – 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек. 67. «МАЛЫЙ ОКТЯБРЬ». В декабре 1927г. состоялся XV съезд ВКП(б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932г. сельское хозяйство страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное коллективное - колхозное. Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так в 1928г. в Казахстане было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930г. этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931г. - около 65%. Насильственные меры выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса. 27.08.1928г. был принят декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов». Было выселено 657 крупных баев, у них конфисковано 145тыс. голов скота, а также сельскохозяйственные орудия и переданы в колхозы. Трагическим для казахов стало насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников в годы коллективизации. Т.е. оседание сопровождалось 100%-ной коллективизацией. При этом создавались колхозы гиганты. Колхозные фермы, в которые сгонялся скот, часто представляли собой участки степи, огороженные арканами, скот стал погибать. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5млн. голов скота, а на 1 января 1933г. осталось всего около 4,5млн. голов. В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932гг., от него погибло около 2,1млн. человек из 6,2млн. жителей республики. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, вызванных недовольством населения. В 1925-1933г. руководителем Казкрайкома был революционер-профессионал Голощекин. Он был проводником сталинского курса в Казахстане, проповедовал идею «Малого Октября». Сталин одобрил курс индустриализации Казахстана, разработанный Голощекиным в 1927г.: «Я думаю, что политика, намеченная в настоящей записке, является в основном единственно правильной политикой». Политика «Малого Октября» предполагала строительство в Казахстане преимущественно предприятий добывающей промышленности. Нац. лидеры, составляющие оппозицию Голощекину против этого курса, такие как Рыскулов, Садвакасов, Сейфуллин, Мынбаев, Ходжанов подверглись гонениям. Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф.И. Голощёкина, направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Ф.И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане также связано с именем Ф.Голощекина. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее». В результате все эти мероприятия привели к трагедии голода 1930-1933 годов, потери от него составили около 2,1 млн. жителей республики. Представители казахской интеллигенции били по этому поводу тревогу. Например, известны письма Т.Рыскулова И.Сталину от 29 сентября 1932 года и 9 марта 1933 года, где он подробно описывал сложившуюся ситуацию. Спасаясь от голода и репрессий, свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тыс. безвозвратно. Трагедия коллективизации раскидала казахов по ряду стран мира, например, в Китае ныне их проживает 1.070 тыс., в Монголии – 137 тыс., в Турции – 120 тыс. Недовольство населения Казахстана жестокой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания. По неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тыс. человек. Крупные выступления шаруа и крестьян имели место практически на всей территории республики. Против насильственной коллективизации и оседания казахов выступили представители казахской интеллигенции – А. Букейханов, М. Дулатов, С. Садвакасов, Т. Рыскулов и др. Даже сам И. Сталин вынужден был признать, что в коллективизации были “допущены большие перегибы”. 2 марта в “Правде” была опубликована статья И. Сталина “Головокружение от успехов”. Заявил, что “нельзя насаждать колхозы силой”. Итоги коллективизации сельского хозяйства в Казахстане: 1. Внедрение прогрессивных технологий, концентрация техники, более рациональное использование земли, рост производительности труда – все это было по плечу крупным коллективным сельскохозяйственным предприятиям. 2. Уравнительность, жесткая централизация, слабая личная заинтересованность, постоянное подавление воли и инициативы личности – все эти факторы сковывали динамичное развитие сельскохозяйственного производства. Создание строя цивилизованных кооператоров, избавление от феодально-байской кабалы и разорение было явлением прогрессивным. Но это осуществлялось методом принуждения, без учета специфики кочевой цивилизации.
|