КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Башкортостана в 18 веке
История Башкортостана довольно подробно освещена в исследованиях ученых, основы которых были заложены ещё в дореволюционный период, и получили дальнейшее развитие в трудах современных башкирских историков. Однако некоторые темы, такие, как отражение истории края в изобразительном искусстве, остались мало исследованными. История Башкортостана, запечатленная в изобразительном искусстве, имеет как историческую, так и иконографическую ценность. Особенно ценны художественные произведения, созданные до появления фотографий. Так как они принимают на себя её документальную фиксацию. Исторически сложилось так, что история и культура Башкортостана тесно связана с историей и культурой России. В XVIII веке в российской культуре на смену культовой живописи с её темами и живописным условным языком приходит светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности. Этому во многом способствовали реформы Петра I. В его указе, данном Сенату, графические искусства назывались необходимыми для создания научных трудов, для изготовления карт, чертежей и т.д. Именно в рукописных сочинениях географического и этнографического характера, на полях карт, в документальных книгах и отчетах появляются панорамы, перспективы ландшафтов и виды городов, которые стали первыми формами видового изображения пейзажей. Идеал Отечества, получивший большое значение при Петре I, вдохновляет людей к изучению собственной страны. XVIII век в истории Российского государства знаменуется организацией целого ряда крупных экспедиций в различные районы страны с целью географического исследования местности, а также для изучения жизни и обычаев народов, населяющих данные территории. Именно к этому периоду относятся первые художественные произведения, отражающие природу и народ Башкортостана. К концу XVIII века относятся и первые скульптурные изображения башкир. Это было время, когда фарфор очень высоко котировался в Европе как предмет роскоши. Многие европейские государи стремились стать обладателями секрета его производства. 1744 год — это время начала славной истории Императорского фарфорового завода в России, время, когда были заложены основы, определившие своеобразие искусства русского фарфора. В 1779 году Екатериной II для работы на завод был приглашен Яков Иванович (Жан-Доменик) Рашет, который основал здесь модельмейстерскую школу. Идея прославления деятельности императрицы и её мудрой политики выразились и в русском фарфоровом производстве скульптурных фигур серии «Народы России». В собрании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника сохранилась фарфоровая статуэтка «Башкир». Точной датировки серий нет, но предположительно она относится к концу 1780 и началу 1790 годов. Фарфоровая статуэтка «Башкир» вылеплена на круглом постаменте. Башкир изображен в полушубке, отороченном мехом, шапке, высоких сапогах и саблей на поясе. Данная фигура имеет некоторые утраты, так не совсем понятно, что башкир первоначально держал в руках, возможно, это был лук (в каталоге музея указано, что это была сабля, но если внимательно посмотреть, то сабля находится в ножнах). Серия состояла из нескольких десятков парных фигур, выполненных на основе рисунков альбома академика И.И. Георги. Альбомы иностранцев, работавших в России (И.И. Георги, Х.Г. Гейслера, Ж.-Б. Лепренса), содержащие гравюры с изображением представителей разных народов, не раз служили материалом для создания мелких скульптур. Но авторы фарфоровых фигур (Рашет и его помощники) относились к источнику довольно свободно. Так, работы были выполнены со значительными отступлениями от графического оригинала в соответствии с техникой и искусством фарфора. В некоторых случаях менялись позы персонажей и детали одежд. Скульптура «Башкир» раскрашена как подглазурной, так и надглазурной росписью. Некоторые детали одежды, покрытые матовой краской поверх глазури, имеют более глубокий цвет и оттеняют блеск основных деталей. Этот прием в русском фарфоре впервые был применён на Императорском заводе и позднее использовался другими заводами. Как видим, в XVIII веке были созданы первые изобразительные произведения, в которых нашли отражение быт и образы башкирского народа, а также природа местного края. XVIII и начало XIX века — это период наиболее основательного знакомства России и Западной Европы с Башкортостаном.
17. Экономическое положение Башкортостана в первой половине 19 века. В середине XVI в. башкиры занимали обширную территорию от среднего течения Волги в районе Самары и Саратова до р. Тобол в среднем течении, от рек Илек и Яик до среднего течения рек Камы и Сылвы. Другими словами, Башкортостан представлял собой обширный край, куда входили полностью современная территория РБ, Оренбургской и Челябинской областей, частично - Самарской, Курганской, Свердловской, Пермской и Саратовской областей и Татарстана. Недаром первым впечатлением царских чиновников, приезжающих в Башкортостан, была обширность края. Население в то время состояло из одних башкир. В конце XVI- начале XVII вв. в Башкортостане появляются первые переселенцы из центральных районов и Среднего Поволжья. Численность пришлого населения заметно увеличивается в 30-х гг. XVIII в., когда здесь началось массовое строительство крепостей и заводов и правительство разрешило всем желающим, кроме крепостных крестьян, переселиться в Башкортостан. С этого времени он превращается в многонациональный край, где наряду с башкирами проживали русские, татары, мари, чуваши, мишари, отчасти - удмурты, мордва, украинцы. Материалов о численности башкир в XVI-XVII вв. нет. Конкретные цифры относятся к 20-м годам XVIII вв. Башкир было около 380-400 тыс. обоего пола. Пришлого населения в 30-х годах XVIII в. насчитывалось 117 тыс. обоего пола, в т. ч. русских - 75 тыс., татар, мари, чувашей, мишарей, удмуртов, мордвы и украинцев - 42 тыс. В конце XVI в. основная территория края составила Уфимский уезд. Северо-восточная часть входила в состав Верхотурского уезда, зауральская часть - Тобольского. Башкортостаном управляли находившиеся в Москве Казанский и Сибирский приказы, опираясь на уфимского, верхотурского и тобольского воевод. Когда в 1708 г. в стране были созданы губернии, то край вошел в состав Казанской и Сибирской губерний. В 1744 г. вся территория нашего края составила Оренбургскую губернию. Башкортостаном стал управлять оренбургский губернатор. Наряду с этим административным устройством в Башкортостане существовало старое его деление на "дороги" (области), которых было четыре. Ногайская дорога, самая большая, занимала центральную, юго-западную, южную и юго-восточную части края. Следующая по величине дорога - Сибирская - включала северо-восточную и восточную часть Башкортостана. Казанская дорога занимала западную и северо-западную, Осинская дорога - северную часть края. "Дороги" делились на волости. В первой половине XVIII в. на территории Ногайской дороги насчитывалось около 30, Сибирской - 23-25, Казанской - 15-17, Осинской - 4-5 волостей, всего около 70-75 волостей. Башкиры обрабатывали кожу, шерсть, дерево, коноплю, крапиву, изготовляли одежду, обувь, посуду и другие изделия. Они издавна были знакомы с металлами, изготовляли из них оружие, орудия производства, украшения. Царское правительство в 1675 г. запретило башкирам заниматься кузнечным делом, производить и покупать огнестрельное оружие, порох. Такая политика отрицательно влияла на развитие всего ремесленного производства, и башкиры скрытно от властей продолжали заниматься кузнечным делом. У башкир в это время господствовало натуральное хозяйство. Все необходимые для труда и жизни вещи производились в каждом хозяйстве. Но существовала и торговля. Башкиры торговали между собой медом, пушниной, скотом, солью, одеждой, обувью и т. д. Оживленно торговали они со своими русскими, татарскими, марийскими соседями, продавая им мед, воск, скот, соль, покупая ткани, украшения из серебра, золота, а также запрещенные властями товары - ружье, порох, свинец. В Уфу и башкирские волости с конца XVI в. стали приезжать с товарами купцы из соседних русских городов, Казани, а также из среднеазиатских городов. Постепенно появляются и башкирские купцы. О приезде башкирских купцов со своими товарами в соседние русские города известно со второй половины XVII в. Основным занятием русского, татарского, марийского другого пришлого населения было земледелие и скотоодство. Они сеяли рожь, овес, ячмень, отчастипшеницу просо. Землю обрабатывали сохой. Из скота держали лошадей, коров, овец, коз, редко свиней. Важное значение имели бортничество, охота, рыбная ловля, собирательство. Пришлое население перенимало у башкир некоторые приемы скотоводства, бортничества и охоты. Башкиры же учились у него земледелию и некоторым ремеслам. Башкиры и переселенцы знакомились друг с другом, обменивались хозяйственным опытом, занимали друг у друга скот, продукты, деньги. Все это вело к установлению между ними мирных и добрососедских отношений. Совместная сторожевая служба и дальние военные походы сближали башкирский и русский народы, создавали срочную основу для дружеских отношений.
|