КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древнегреческая архитектура и скульптура.Расцвет греческой полисной культуры приходится на V-IV вв. до н.э. – эпоху классики. Именно этот период мы и отождествляем с культурой античной Греции. В архитектуре главным достижением стала выработка трех ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они различались украшением капителей и применением фриза, а также пропорциями между несущими и несомыми частями здания. Эталоном классической архитектуры можно назвать комплекс афинского Акрополя, возведенный в честь победы над персами в ходе греко-персидских войн и ставший символом величия античной Греции. Замысел и общее руководство принадлежит Фидию, который создал для Олимпии и скульптуру Зевса Олимпийского – одно из семи чудес света. Центром ансамбля был Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве, выстроенный в строгом дорическом ордере, но с использованием отдельных элементов ионического. Его величие подчеркивал и оттенял небольшой храм Эрехтейон в ионическом ордере, где в одном их портиков колонны были заменены фигурами девушек – кор. Для греческой архитектуры были характерны пластичность и гармоническое слияние с окружающей природой. В скульптуре наиболее полно отражалась существовавшая в то время гармония между личностью и обществом. Все образы – будь то боги или простые граждане поражают своей красотой и физическим совершенством, полны величественного спокойствия, точно передают ту атмосферу торжества гуманистических гражданских ценностей и идеалов, которая существовала в Древней Греции классической эпохи.
(По учебнику) Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура.Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам‑покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами[3]. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.
Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перйкла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия. Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения.
Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном. В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейн – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками, один из которых поддерживают кариатиды. Он был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посендона. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века. Выдающиеся скульпторы эпохи классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром. Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон. Его самая известная статуя «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска.
Скульптор Поликлёт из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя). Искусство Древней Греции IV в. до н. э., с одной стороны, отмечено рядом важных достижений (в частности, в зтот период был создан коринфский ордер), а с другой снижением пафоса героизма и гражданственности, обращением к индивидуальному миру человека, что было связано с общим кризисом полиса. Тонкая передача внутреннего мира человека, красоты отдыхающего тела, характерна для творчества Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом»). Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела: его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существуюицгх во Вселенной». Скульпторы IV в. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического.
Одним из известнейших художников Vв. до н.э. был Полигнот, творчество которого связано с Афинами. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу. Хотя работы древнегреческих живописцев не сохранились, представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль, который позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре которых стоял человек.
По билету Игнатенко
|