КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мифология и религия древних греков.
(по пособию) Греческая религия и мифология. Особенность светского характера греческой культуры во многом определяется своеобразием религии. В античности отсутствовала замкнутая каста жрецов. На жреческие должности мог быть избран любой гражданин, не имевший физических недостатков. Сама религия и связанная с ней мифология были наполнены гуманистическим звучанием. Это в определенной мере обусловливалось удивительной близостью богов к людям в мифах. Боги, правившие миром, не обладали вечной и беспредельной властью. Человек мог полемизировать с богами и даже, как Одиссей, выйти в этом споре победителем. Представления о богах и мире, изложенные в древнегреческих мифах, дошли до нас в высокохудожественной литературной обработке, ориентированной на закрепление морально-этических ценностей. Так, в мифе о Кроносе, путем обмана свергшем с трона своего отца, действия героя осуждаются, даже несмотря на то, что двигало им желание освободить от мучений свою мать. Поведение его оценивалось как безнравственное, поскольку им были попраны законы и нормы поведения. Мифология выступала священной историей, объясняющей возникновение и развитие космоса, человека и его место в мире.
(По учебнику) В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно‑образной форме осмыслить окружающий мир. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и своебразным морально‑этическим звучанием (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной). Религиозные верования древних греков прошли те же этапы развития, что и религии других народов. Пережитками тотемизма было поклонение богам в образах животных (например, Геру представляли в образе коровы). В эпоху архаики окончательно сформировалась система религиозных верований, получившая название олимпийской религии, так как, по представлению эллинов, боги обитали на горе Олимп в Северной Греции. Об олимпийских богах рассказали миру Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод в «Теогонии». Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир. Зевс утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Главных олимпийских богов было двенадцать, но в разных уголках греческого мира в их число часто включали различных «мелких» богов. Чаще всего в олимпийский пантеон, кроме упомянутых выше богов, включались дети Зевса: Арес – бог войны, Гефест – покровитель кузнечного мастерства и Аполлон – бог солнечного света, покровитель муз – богинь искусств, Артемида – целомудренная богиня‑дева охоты и живой, Афина – покровительница ремесел. К олимпийским богам причисляли богиню красоты и любви Афродиту и вестника богов Гермеса, а также бога Диониса и богиню плодородия Деметру. С развитием социально‑экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Зевс – Олимпии и т. д. Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир, относили к младшим божествам. Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры‑богини судьбы. Греческие боги во многом близки людям. Человек мог полемизировать с богами и даже, как Одиссей, выйти в этом споре победителем. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин, пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке. В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов‑предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом‑прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас. Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Бессвязные слова и звуки, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и порой загадочный характер. На протяжении длительного времени Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал «информацию» по культовым вопросам, о выводе и устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т. п. Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта. В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы. Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец.Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.
Роль Гомера в формировании мифологической картины мира. Греческая литература появилась в VIII–VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией,которая «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов – странствующих певцов‑сказителей, которые, переходя из города в город, – исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии. Однако Гомер снискал славу не только великого древнегреческого поэта, но и самого мудрого из эллинов. Показывая в своих поэмах прекрасное и безобразное, достойное человека и низменное, поэт на примере эпических героев помогал грекам постигать мир, учил понимать, в чем смысл жизни. На всем протяжении эпохи античности герои поэм были образцами для подражания как для рядового общинника, так и для аристократа. Платон даже утверждал, что Гомер – «поэт, который воспитал Элладу». 26. Место агона в жизни древнегреческого полиса. На рубеже предполисного и архаического периодов в греческой культуре начинает проявляться агон – соревновательное начало, предопределившее своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации. Атональным началом были пронизаны все аспекты жизни и поведения греков, рационального постижения космоса и иррационального мироощущения. Агон зарождается еще в предполисный период в среде знати как демонстрация «лучшего», специфически аристократического образа жизни. Аристократам необходимо постоянно подчеркивать социальный статус. И при отсутствии в греческом мире возможности утверждать свое положение через накопленные богатства или близость к персоне царя (как на Востоке) в небогатом греческом обществе главную ценность приобретает время. Знать демонстративно тратит его на спортивные и военные упражнения и состязания (в то время как рядовой общинник, не разгибая спины, отдает все свое время производству материальных ценностей). Итогом демонстративного потребления времени становится первенствование,т.е. утверждение своего превосходства в силе, ловкости, военном мастерстве. Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь – приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Эта ветвь давала славу, почет, уважение и подчеркивала высокий социальный статус участника состязания. Уже у Гомера в центре внимания состязающихся не выгода, а доблесть и слава, которые должны быть по достоинству оценены окружающими, и прежде всего равными соревнующимся по общественному положению. Так в греческой культуре закладывается ориентация гражданина античного общества на одобрение или порицание, на стремление соответствовать системе ценностей полисного коллектива в условиях состязательного (агонального) образа жизни. А в самой системе ценностей одно из главенствующих мест занимает стремление «к доброй славе», которое объявляется высшим благом. Поиск славы и связанные с ними духовные ценности ставятся выше богатства. Эта положительная оценка славы и агонального духа останется доминирующей тенденцией в духовной жизни греков до конца античной эпохи и важнейшим фактором того культурного расцвета, который пережило греческое общество. Дух состязательности проник во все области греческой жизни: политику, военное дело, экономику, культуру. Но наибольшее распространение агон получил в спортивных соревнованиях. Закономерным итогом этого стала организация Олимпийских игр. Олимпийские игры, которые, по преданию, учредил Геракл, заняли одно из центральных мест в культуре эллинов. Историк эпохи эллинизма Тимей даже предложил вести счет лет в истории Греции по Олимпиадам. Первые Игры состоялись в 776 г. до н. э. Впоследствии они проводились раз в четыре года в местечке Олимпия, где находилось святилище Зевса. Участвовать в Играх и быть зрителями могли только полноправные граждане полисов, не запятнанные пролитием крови. На время Игр устанавливался священный мир. В программу состязаний входило пятнадцать видов спорта. Наградой олимпионику (победителю Олимпиады) был лавровый венок. Он рассматривался не только как приз за победу над другими из лучших атлетов, но и символизировал, что победитель стал любимцем богов. Олимпионик получал всемирную славу, почет и уважение. В родном полисе его осыпали почестями, поэты прославляли его в гимнах, в Олимпии и на родине ему воздвигали памятники. Агон формировал весь мир мыслей, чувств и мотиваций поступков греков. Именно дух состязательности определял основополагающие духовные ценности греческой культуры: отношение к богатству, понимание счастья, стремление к славе, представление о бессмертии и т. д.
(По пособию) Особую роль в развитии гуманистической направленности античной культуры сыграл агон (состязание), который возник в среде аристократов, где участие в соревнованиях и победа в них, были символами знатности и порядочности, не допускающей низменной корысти. Затем «агональный дух» проник и в другие социальные слои, и это утвердило в греческом обществе мысль, что высшую ценность в любой сфере деятельности представляет победа в состязании с соперником, которая приносит славу, почет, известность, но никак не связана с приобретением богатства или другой материальной выгодой. Первоначально агон проявился в спорте, что вылилось в устройство всегреческих игр в Олимпии (VIII в до н.э.). Победитель на них награждался оливковой ветвью со священного дерева. Затем возникли игры в Афинах, Коринфе, Дельфах и в других полисах. Далее агон проник во все сферы материальной и духовной жизни, в экономику и политику; он присутствовал в философии, математик, астрономии. Ученые трактаты оформлялись в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которых и выяснялась истина. Благодаря этому в Древней Греции впервые в истории человечества возникла наука со своими законами и системами доказательств. Диспут становится и основной формой обучения. В литературе, музыке, а затем и в театре агон занимает ведущее место. Театральные представления были состязаниями драматургов, причем зрители определяли не только лучшую пьесу, но и лучшего актера и организатора постановки, которых награждали венками. Таким образом, закрепившись в греческой культуре как ценность, агон оказал огромное влияние на формирование творчески активной, деятельной, бескорыстной личности, высшей наградой для которой был почет среди сограждан.
|