КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность Афинской демократии.
(По билету Игнатенко) Афинская демократия не была самой первой в греческом мире. Еще в VI в. до н. э., до реформ Клисфена, демократии от случая к случаю возникали в некоторых полисах (в Мегарах, на Хиосе). Однако именно демократия, сложившаяся в Афинах в классическую эпоху, во-первых, стала самой развитой во всей античной истории, а во-вторых, просуществовав почти два столетия, оказалась более долговечной, чем эфемерная демократия периода архаики, в-третьих, именно она оказала наибольшее влияние на всю последующую историю человечества. Многие из принципов афинской демократии легли в основу устройства современных демократических государств. Таким образом, классическая афинская демократия, без сомнения, является одним из самых крупных достижений политической практики античности. Кроме того, черты и характеристики, присущие афинскому государственному устройству, были свойственны всем античным демократиям. Античная демократия предусматривала реальное, непосредственное участие в управлении государством всего коллектива граждан. Это выражалось в суверенитете демоса, неограниченной власти народного собрания, которому были подотчетны все остальные государственные структуры. При этом следует учитывать, что античная демократия, возникшая в условиях полиса (в отличие от современной, представительной демократии), была прямой. Высшую власть реально осуществлял весь коллектив граждан на народном собрании; какого-либо выборного органа (типа парламента) античные государства не знали. По сути дела, античная демократия была не столько формой государственного устройства и организации государственного аппарата, сколько формой наиболее полного вовлечения граждан в систему власти и управления государством. Одним из основных принципов античной демократии была исономия – равенство всех граждан перед законом, отсутствие привилегий у какой-либо группы гражданского населения по принципу знатности и богатства (не считая имущественного ценза для занятия некоторых магистратур – например, должности архонта или казначея). Равное право всех граждан на активное участие в политической жизни обеспечивалось рядом эффективных общественных механизмов, таких, как коллегиальность отправления властных функций, широкое применение жеребьевки при выборах должностных лиц, постоянная ротация кадров в органах власти, обусловливаемая кратким сроком (как правило, в течение одного года) пребывания на государственной должности, свободное обсуждение всех вопросов полисной жизни в народном собрании, где каждый гражданин пользовался полной свободой слова в дискуссии. Античная демократия обеспечивала также свободу частной жизни граждан в рамках закона. Однако следует отметить, что в целом демократия в греческих полисах была коллективистской и в первую очередь принимались во внимание интересы государства, всего коллектива граждан. Отдельные же личности должны были подчинять свои интересы коллективу, быть готовыми на жертвы во имя общественных интересов. Во многих полисах, и особенно в Афинах, демократия оказалась чрезвычайно эффективной формой государственного устройства, наиболее адекватно соответствовавшей структуре гражданской общины классической эпохи и поэтому позволявшей в полной мере учитывать интересы различных слоев граждан, быстро реагировать на различные изменения как внешнего, так и внутреннего характера. ИТОГ. Основные принципы: 1)участие в управлении государством (каждый имеет право избирать и быть избранным на любую должность ) всего коллектива граждан, античная демократия была прямой, высшую власть осуществлял коллектив граждан (каждый носитель высшей законодательной и судебной власти одновременно, каждый имеет право выступать с законодательной инициативой), выбранного органа не было, суверенитет Демоса- неограниченная власть народного собрания, которому были подотчетны все остальные госструктуры. 2)Исономия - равенство всех граждан перед законом, отсутствие привилегий какой-либо группы по принципу знатности и богатства (кроме имущественного ценза для должности Архонта и Казначея). 3) Свобода частной жизни граждан в рамках закона. Однако, демократия была коллективистской(преобладание интереса коллектива над личным). Гражданин Афин: собственник и законодатель, основной производитель и труженик, а не раб. 4)член военного ополчения, носитель высшей законодательной власти
|