Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Сущность древнегреческого полиса.

Читайте также:
  1. Акционерные общества в туристической сфере, их сущность и виды.
  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством.
  3. Антикризисное управление в организации: сущность и необходимость.
  4. Б.Рынок: сущность, функции, структура.
  5. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  6. Билет №34. Стратегическое управление организацией. Цели, задачи, сущность.
  7. Бухгалтерский управленческий учет: сущность, предмет, объекты, значение и его место в информационной системе организации.
  8. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  9. Бюджетный федерализм, его сущность и назначение в решении межбюджетных отношений. Формы финансовой помощи.
  10. В 1.Сущность кредита и его функции

Из лекции:

Что такое полис? До нас дошло определение полиса, сформулированное античным историком и мыслителем, Фукидидом. Он написал: «Полис – это люди, а не стены». Он привел пример, когда Ксеркс захватил Афины, и афиняне переселились на о. Соломин. А афинский полис продолжал существовать на острове Соломин, хотя город Афины и был занят. То есть полис, и город не совпадают в представлении античных людей. Аристотель прямо написал, «полис – это сообщество людей». И это важно, потому что не каждый полис был городом, например, Спарта никогда не была городом. Наконец самое развернутое определение дал Цицерон , сказав, что более тесной связью следует считать принадлежность людей к одной и той же гражданской общине. То есть полис – это гражданская община, а город – это всего лишь центр проживания граждан этой общины. В таком понимании полиса, определяющим моментом является форма собственности. Самое глубокое определение формы собственности дал Маркс : «собственность – это не количество денег в кармане». Количество денег в кармане – это богатство, а «собственность начинается с того момента, когда в богатство включен способ производства». И поэтому «собственность - это отношения между людьми, которые возникают в процессе производства». Маркс называет античную форму собственности двуединой. Вся территория каждого полиса была разделена на 2 части. Первая половина – неделимая общественная форма собственности (луга, леса, гавани, общ. постройки, склады, храмы, все богатство, находящееся в недрах). Общ. собственность перевести в частную было невозможно, ее можно было только получить в аренду. И все общественное давали в аренду гражданам и метекам, т.е. свободным негражданам. В результате главным богатством в полисе считалась общественная собственность. Отсюда главная особенность двуединой формы собственности: любой ребенок, чьи родители – граждане полиса, приписывается к дему, наименьшей единице общества, т.е. он становится собственником всех богатств государства. Как только человек становится собственником общ. собственности, он получает статус гражданина. И как гражданин он имеет право на частный надел. Размеры частного надела зависели от количества земли, на которой находился полис. В Афинах - от 4-6, 5 гектара, в Херсонесе – 29 гектаров. Таким образом, каждый имел право получить землю. И отсюда возникала главная особенность античного гражданина - он землевладелец! В эпоху классики основной производитель в основной отрасли экономики – сельском хозяйстве - гражданин. Он был и собственником, и тружеником. Рабы в с/х своего применения и развития не получили, они были задействованы либо в домашнем хоз-ве, либо в ремесле (в частности в рудниках). И только там, где собственник является тружеником, и возможно возникновение гуманистических ценностей. Таким образом, эта система складывала главные черты античного человека: он собственник – землевладелец, он член народного собрания, и в народном собрании он выступает (после реформ Клисфена) основным носителем законодательной инициативы, следовательно, он всегда будет вносить те законопроекты, которые адекватны его форме собственности. И он, создавший свои законы, которые защищают его собственность, которая дает ему возможность жить зажиточно, естественно будет защищать свою собственность и законы. И отсюда возникает греческий патриотизм: каждый грек готов был умереть, но защитить свою собственность и свои законы. Поэтому, как показывает античная история, патриотизм вырастает после того, как гражданин осознает, что гос-во дало ему основу для существования и его задача эти основы защищать. В этом основа античного патриотизма.



 



Двуединая форма собственности эта идеальная модель для поддержания главной ячейки общества – семьи , потому любой афинянин предпочитал погибнуть, но сохранить полис и сохранить таким образом свою семью, потому что он знал, что если он умрет, его жена и дети будут свободны и будут жить зажиточно.

Полис, гражданская община обеспечат им достойные условия существования. Таким образом, для того и существует суд присяжных, для того и существует полис. Гражданский коллектив в каждом полисе – 1500-2000, за исключением Афин, Спарты, где было по 10000. Поэтому каждый о каждом все знал. Таким образом, мы можем сформулировать, что же такое полис. Полис по определению древних – это когда каждый гражданин собственник и труженик. Причем потеряв частный участок как инвалид или продав его, или купив на него корабли и став торговцем, гражданин продолжал оставаться землевладельцем, как землевладелец общественной земли. Статус гражданин и землевладелец пожизненны.

Итак, гражданин выступает в 3 лицах. Зажиточный собственник, земледелец, воин и член народного собрания, а полис в этих условиях выступает как гражданская община, основанная на античной форме собственности. И полис – это сосредоточение жизни всех граждан государства (политической, экономической, культурной и религиозной). Таким образом, сложилась эта уникальная система. Эта система полисного строя развивалась с эпохи гомеровской Греции, где были ойкосы типологически однородные. Оттуда и шло становление тех духовных ценностей, когда впервые гуманистические, духовные ценности стали выше материальных. Основная черта – то, что гражданин всегда интересы государства ставил выше своих. Как пишет Аристотель, основная ценность – то, что каждый получил самую главную черту – свободу. Понятие свободы как главной черты, главной привилегии, главного права гражданина сформулировал Аристотель. Он писал: «Свобода для античного гражданина – это право избирать и быть избранным по очереди». Вторая черта свободы: каждый имеет право устраивать свою частную жизнь так, как считает нужным. Свобода в устройстве своей частной жизни. Это высшая идеальная форма свободы.

К началу 8 столетия Греция была уже 300 лет как заселена тем народом, который называл себя эллинами, объединявшим три его основных племени – дорийцами на юге, этолийцами на севере и ионийцами на востоке. Каждая долина и остров, где можно было существовать с помощью результатов человеческого труда, были заняты маленькими земледельческими общинами. Начался процесс перенаселения.

В этих условиях складывается такой тип государственного строя, который стал господствующим в Греции и Италии на многие века – полис. Это небольшая аграрная община, состоявшая из нескольких тысяч полноправных граждан. Все они были организованы в родоплеменные кружки. Частная, личная и семейная жизнь мужчины каждого полиса отодвигалась на задний план: он знал, что такая жизнь возможна только в том случае, если городская община гарантировала его права. Это был военный лагерь, где каждый знает свое место в строю воинов. Такой строй мог держаться только на соблюдении общественного равновесия. Оно воплощалось в законах полиса, а соблюдение этих юридических норм оказалось засвидетельствованным и разумом, и верой. Разумом – потому что составление этих правил общежития приписывалось лучшим умам прошлого, признанным «мудрецам» - такими как Солон или Ликург, историческим или легендарным. Верой – так как законы эти санкционированы божеством, покровителем полиса. Вся социальная жизнь города-государства была пронизана серией регулярных и религиозных экстраординарных торжеств, и все они являлись обязательными. На этом единстве покоилась сплоченность полиса. Не случайно по распоряжению народного собрания Афин философ-софист Протагор за публичное высказывание о том, что «о богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос неясен, и людская жизнь коротка», в 411 году был изгнан из родного города, а его сочинения публично сожжены.

Повсеместное применение железных орудий дало мощный толчок развитию завоеванных дорийцами территорий. Завоеватели сохраняли военный уклад, но дорийские базилевсы в мирное время слагали с себя полномочия военных вождей и передавали их народным собраниям. Укрепленные крепости-акрополи постепенно обрастали поселениями простых воинов, которые в мирное время начали заниматься земледелием, ремеслами и скотоводством в качестве свободных общинников. Родовая аристократия, наделенная за службу земельными участками, использовала труд покоренных народов и обогащалась быстрее, нежели демос. Росла имущественная дифференциация между этими двумя свободными сословиями. Но сохранившийся принцип народовластия, или представительной демократии, уравнивал всех дорийцев на территории полиса в гражданских правах и позволял все проблемы решать голосованием на народных собраниях.

Представители ахейско-пеласгического населения, как иноплеменники, никаких юридических прав не имели. В некоторых городских сообществах они носили имя метэки, в Афинах – рабы, в Спарте – илоты, а на Кикладах – человеконогое. Сословия в древнегреческих полисах возникают как отражение вначале этнических различий, а позже – разделения общественного труда.

В тех полисах, где преобладали ремесло и торговля, а земельных владений было сравнительно немного из-за географических условий, демос после короткого периода тирании устанавливал демократию свободных коренных жителей данного полиса. Там же, где преобладало земледелие, после тирании возникала олигархия, или власть немногих, основанная на их богатстве и политическом могуществе. В состав олигархии входили как наиболее зажиточные представители демоса, так и представители аристократии, связавшие свои интересы с торгово-ремесленными кругами.

Историческое поражение родовой аристократии привело к разложению родоплеменного административного деления полиса.

Уже в 6 веке до н.э. товарно-денежные отношения в полисах, за исключением Спарты, достигли такого уровня, что громоздкий серебряный талант, весивший 26,196 кг, принятый как общегреческая условная единица межгосударственных расчетов, в торговле был вытеснен лидийской монетой из электрума и серебра, по образцу которой стали чеканиться и местные деньги. Однако развитие демократии сопровождалось и массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих, в первую очередь аристократов. При помощи голосования на народном собрании их изгоняли из родных городов, и они садились с имуществом на корабли и отплывали за пределы дорических полисов. Изгоями оказывались наиболее образованные, предприимчивые и энергичные люди, от которых полис избавлялся во многом из-за социальной зависти. В удобных гаванях на берегах Средиземного и Черного морей изгнанники создавали аграрно-ремесленные колонии, главой которой избирался Основатель, обладавший всеми полномочиями тирана. В укрепления военного влияния в стратегических пунктах строили клерухии, граждане которых на правах условного пользования землей должны были выступать в качестве вооруженной силы в случае конфликта между полисами. В условиях иноплеменного окружения все сословные и этнические предрассудки отступали на задний план. Это обстоятельство способствовало быстрому социально-экономическому развитию апойкий, которые по своему богатству превосходили метрополии. Вслед за изгнанниками двинулись добровольные переселенцы. Началась Великая греческая колонизация.

Полис представлял собой гражданскую общину, в основе которой лежали две тесно переплетенные формы собственности – общественной (государственной) и частной. Верховным правом на основное богатство – землю – обладал только коллектив свободных граждан. Особенностью полисной структуры было совпадение политической и военной организации общества, причем последняя в условиях иноплеменного окружения превалировала над первой.

Принципом экономики любого древнегреческого полиса, за исключением Афин, была автаркия, самообеспечение граждан необходимыми продуктами и товарами; продавались за пределами только излишки. С развитием производства и орудий труда, количество рабов в ней неуклонно уменьшалось, товарность сельскохозяйственного и ремесленного производства росла.

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 60; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы становления полиса в архаическую эпоху (на примере Афин). | Расцвет Афинского полиса в V в. до н.э.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты