КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №10. 1)Основы риторики. Спор, диспут, дискуссия1)Основы риторики. Спор, диспут, дискуссия Риторика ( от греческого слова - τορητοριον – ораторское искусство; ρεσις – речь, изречение, слово, сентенция, очевидно, восходящее к ρεω– течь, в переносном смысле – стремиться, устремляться) в общепринятом смысле искусство красноречия, ораторское искусство. Термин часто употребляется в ироническом смысле как синоним краснобайства, пустословия. Существуют десятки определений риторики, которые разделяются на три группы. 1. "Искусство убеждения" - определение, свойственное античной традиции. Известно определение Аристотеля: "способность находить убеждения относительно каждого данного предмета" 2. "Искусство говорить хорошо" таково определение, пришедшее к нам из древнего Рима. 3 "Искусство украшения (речи)» - определение, бытовавшее во времена европейского Возрождения. Спор – публичное обсуждение проблем, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее, разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения. Диспут – обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем, которые не имеют общепринятого однозначного решения.В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события. Дискуссия – отличительной чертой является отсутствие тезиса , но наличие в качестве объединяющего начала темы теоритической проблемы. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. Аргументированность дискуссии В логической теории спора и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии: § Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода. § Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия. § Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора). § Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки - софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д. 2)Средства выразительности речи Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д. Метонимия – явления, получившие одно название должны быть тесно связанны друг с другом. ( "И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко") Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число – вместо единственного. Эпитет - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. Три типа эпитетов: · Общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); · Народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, серый волк, добрый молодец); · Индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение , чурбанное равнодушие). Гипербола - образное выражение , содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. ("У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением") Литота - образное выражение, оборот, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. ("Мальчик с пальчик") Аллегория - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе. (Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия. Хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла) Олицетворения - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака ("Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка", "Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился в постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо"). Перифраз - это стилистический приём, стоящий в непрямом описательном обозначении предмета, понятия, явления путём подчёркивания какой-либо его стороны, качества, существенных в данном контексте, ситуации.
|