КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №2. Особенности эстрадно-джазового пения и специфика методики его преподавания.Особенности эстрадно-джазового пения и специфика методики его преподавания.
Разнообразие вокальных стилей огромно. И это понятно: ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не канон, а поиск индивидуальной манеры. Некие общие стилистические черты, разумеется, наблюдаются, но любые отклонения от канона возможны и приветствуются. Джазовый вокал. Строгой формулировки джазового вокала не существует, поскольку он определяется индивидуальными качествами певца. Из навыков, необходимых джазовому певцу, обязательно нужно назвать идеальное чувство ритма (в джазе очень специфическая и непростая фразировка), идеальное чувство гармонии, позволяющее импровизировать (ибо импровизация – суть джаза), подвижность голоса. Джазовый голос, как правило, открытый, глубокий, с опорой на брюшное и диафрагмальное дыхание, но при этом подвижный. В джазовом вокале часто встречаются эксперименты с использованием разных резонаторов, в том числе носового, использованием фальцета, глиссандо, вибрации, возможно резкое форсирование нот. Многие из таких джазовых экспериментов пришли из вокала народного – фольклора североамериканских негров, блюза и спиричуэлс. Характерный для джазового вокала прием, также заимствованный из африканского фолка, – скэт (scat). Это слоговое (безтекстовое пение), основанное на артикуляции не связанных по смыслу звукосочетаний. С помощью скэта джаз-вокалисты подражают звучанию музыкальных инструментов. Пример скэта - Dream, a little dream, Louis Armstrong and Ella Fizgerald (в самом начале, когда вступает Элла; ближе к концу, и Элла Фицжеральд и Луис Армстронг). Достаточной популярностью в джазовом вокале пользуется субтон (расщепление звука, при котором проходит очень много шипа и дыхания; т.е., проще говоря, пение с придыханием). Пример: все та же песня, но в исполнении The Mamas and the Papas, первый куплет поется на субтоне. Эстрадный вокал - пение с эстрады; но, как правило, под эстрадой прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока. Главная задача эстрадного вокалиста – поиск своей индивидуальной манеры пения. Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют четкая и внятная дикция. Кстати, в эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академе. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более легкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов. Приемов в эстрадном вокале очень много. Некоторые из них: 1) уже упоминавшийся в связи с джазом субтон; 2) пение на фальцете, 3) быстрый переход с опоры на фальцет и наоборот («йодль», известный нам по народной музыке, тирольскому пению), 4) слайд/глиссандо (плавный переход - «съезд» - с одной ноты на другую). Некоторые приемы из арсенала рок-вокалистов иногда также используются вокалистами эстрадными. Показательный пример песни, в которой используется и субтон, и пение на фальцете, и йодли, и скрим (Sam Brown, Stop). Еще один показательный пример использования фальцета, гроулинга и йодлей - Zombie, Cranberries. Рок-вокал и различные его вариации, в том числе вокал в стиле хард-н-хэви. Рок-вокал подразумевает все тот же поиск своей индивидуальности у вокалиста, но, в отличие от джаза и эстрады (а тем более академа и большинства стилей народного вокала), подразумевает активное использование немузыкальных шумов в пении. Характерные приемы рок-вокалиста – это различные виды расщепления («драйв»): 1) скрим (визгливый хрипящий крик), 2) Гро́улинг или гро́ул (от англ. growling — «рычание») — прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэт- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэткоре. 3) Гуттурал (от англ. guttural — «гортанный», «горловой») — вокальный приём в брутальном дэт-метале, дэткоре и грайндкоре, воспроизводящийся вибрационным напряжением связок на вдохе. Также встречаются названия «кишечный вокал», «булькающий гроул», «грантинг» (от англ. grunting — «хрюканье»). Данный приём может исполняться как на вдохе, так и на выдохе (настоящий эксхейловый гуттурал (на выдохе) считается достаточно редкой и сложной вокальной техникой). Его часто путают с гроулингом, но гуттурал отличается иной техникой получения звука, крайне низкой тональностью, характерным утробным «бульканьем». Практически всегда исполнитель поёт гуттуралом без текста, но есть вокалисты, поющие и тексты: Жюльен Трушан из французской группы Benighted, Кё из Dir en Grey, Фабио Марин из Internal Suffering, Майк Майевски из культовой американской команды Devourment. Впервые данный приём был употреблён вокалистом финской группы Demilich Анти Боманом на альбоме Nespithe (1993). Сейчас наиболее популярными группами с вокалистами, поющими гуттуралом, являются: Devourment, Prostitute Disfigurement, Internal Suffering, Mental Demise, Artery Eruption, Sikfuk, Insidious Decrepancy, Last Days of Humanity, Cock and Ball Torture и другие; русские Abominable Putridity, Katalepsy. Появляются также коллективы с женским гуттуралом — Awaiting the Autopsy. Кроме того, следует добавить, что гуттурал является обычным вокалом для групп, играющих в стиле TXDM (Texas death metal или slamming brutal death metal). 4) хриплый голос, 5) субтон. Рок-вокал очень эмоционален, отсюда использование всех этих приемов. Технически освоить такие приемы очень сложно (неправильное пение в этом стиле травматично для голоса), поэтому рок-вокалист должен обладать серьезной вокальной подготовкой, владеть арсеналом академических, народных и эстрадных вокальных средств. Обязательна хорошая опора и отличное владение дыханием (от вокалиста требуется управлять очень мощным дыхательным потоком), правильное использование резонаторов. Пример расщепления в тяжелом вокале: Scream Bloody Gore, Death. Промежуточных видов эстрадного вокала очень много, говорить можно об этом бесконечно. Использование на эстраде других вокальных стилей тоже явление нередкое. Вспомним, например, финнский коллектив Nightwish, бывшая солистка которого, Тарья Турунен, поет мощным академическим вокалом под хард-роковое сопровождение. На Евровидении 2009 шведская певица Малена Эрнман продемонстрировала соединение эстрадной подачи с подачей академической в одной песне: La voix.
|