Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОТВЕТ Вопрос №1




Специфические приёмы и штрихи в эстрадно-джазовом пении. Их роль.

Истоками джаза явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (work song), баллада, рэгтайм. Можно ещё назвать музыку менестрельного театра, хотя он в большей степени повлиял на становление американского музыкального шоу. Среди вышеперечисленных жанров только рэгтайм является инструментальным. Остальные жанры - вокальные.

Перечисленные вокальные жанры внесли в джаз выразительные исполнительские приёмы, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Блюзовый лад с его интонированием, приёмы пения шаут (shout) и холлер (holler), использование глиссандо (glissando) и дёрти-тонов (dirty tones) характеризует джазовый вокал как экспрессивный по своей природе.

Вокалистов, поющих в такой горячей манере, иногда называют шаутерами (shouters).

С другой стороны, появление таких стилей, как свит (sweet) и кул (cool), проникновение в джаз ритмов латиноамериканской музыки, а также развитие звукоусиливающей техники придало звучанию джазового вокала интимность, мягкость, сентиментальность.

Певцов, исполняющих джаз в такой лиричной и даже сдержанной манере, называют крунерами (crooners). Практически любой человек, чутко воспринимающий музыку, отличит звучание джаза от какого-либо другого музыкального направления. В джазовой музыке такие средства выразительности, как метро-ритм, мелодика, гармония очень специфичны. Мы распознаём джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.

Развитие вокально-певческих навыков исполнителя любого направления, в том числе и джазового, предполагает: - работу над постановкой голоса; - освоение специфических способов и приёмов, использующихся в данной стилистике. И в академическом, и в народном пении вокалист должен свободно владеть своим голосовым аппаратом. Тем не менее, почему попытки исполнения джаза певцом, имеющим академическую постановку голоса, чаще всего безуспешны? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о некоторых факторах, на которые делается акцент при обучении джазовому, а также эстрадному вокалу.

Ведущими резонаторами, владение которыми развивается в первую очередь у академического вокалиста, является головной и назальные (так называемая «маска»). На использование грудного и ротового резонаторов в процессе постановки голоса в академическом пении специального акцента не делается, говорится только о формировании близкого слова. Это закономерно, так как академический вокалист поёт без «подзвучки» и ему необходимо заполнить своим голосом концертный или театральный зал. Участие в большей степени именно головного резонатора и «маски» придаёт голосу полётность и блеск.

Основным резонатором, без которого невозможно джазовое и эстрадное пение, является в первую очередь ротовой. Обычно в вокально-педагогической литературе его называют рото-глоточный. Этот резонатор может использоваться как в «чистом виде» на всех участках диапазона, так и смешиваться с другими резонаторами: в нижнем регистре - с грудным, в верхнем – с головным. Именно ротовой резонатор придаёт голосу индивидуальное звучание. Благодаря оптимальному озвучиванию этого резонатора и смешиванию его с другими мы различаем голоса людей. И именно использование этого резонатора является основой для микрофонной подачи голоса.

На начальном этапе происходит работа над постановкой дыхания. эффективным использованием резонаторно -артикуляционной системы, стабильным и непринуждённым положением гортани при пении и координацией всех систем певческого аппарата. Несколько слов об артикуляции. Африканской речи свойственно гортанное звукоизвлечение ( не путать с горловым), это же приём присутствовал у африканских негров и в пении. Джазовая артикуляция, в свою очередь, подразумевает определённый тип атаки звука, вибрато, фразировки. Интонирование, которое присуще человеческому голосу, наиболее близко духовым инструментам. На заре становления джаза исполнители на духовых инструментах своей артикуляцией подражали человеческому голосу, а по мере развития джазовой музыки голос стал брать на вооружение приёмы инструментальной игры (например, техника скэта, филировка звука). Таким образом, с самого начала формирования джазовой артикуляции её роль в создании джазового саунда огромна. Саунд (англ. sound – звук, звучание)- индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого- либо стиля.

Тембр голоса каждого певца индивидуален. Если к этому добавить разнообразие вокальных приёмов, использующихся в джазовом пении, то получится, что каждый певец имеет в своём распоряжении огромный арсенал выразительных средств. Их можно разделить на три группы по следующему принципу:

- способы и приёмы звукоизвлечения, связанные со звучанием голоса и окраской звука;

- способы и приёмы интонирования;

- орнаментика (мелизмы).

Несомненно, на практике такого разделения не существует. Но, чтобы научиться обращать внимание на то, как поют разные исполнители, мы сделаем акцент именно на такой классификации.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты