Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос №2




Современные техники эстрадного пения

К современным техникам эстрадного пения относится:

1. Пение госпел (афро-американская церковная музыка) и произощедший из этого стиля – приём «бэлтинг», используется в женском вокале - пение верхних нот грудным голосом. Belt - традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.

Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое (высокое) положение гортани, обеспечивающее четкость гласных.

Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле - Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано - Роза ("Gypsy"), Аделаида ("Guys and Dolls"), Рено Суини ("Anything goes"). Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit

2. Скрим (крик) – техника скрима распространена в рок-вокале и в некоторых эстрадно-джазовых тнаправлениях

3. Мужской микст – распространённая в современной эстраде техника, базирующаяся на активном подключении головного регистра в пении, а также – пение фальцетом (Джордж Майкл, Майкл Джексон, Владимир Пресняков, Адам Ламберт)

4. Субтон– пение вполголоса, часто с придыханием. Распространена в джазовом и эстрадном пении

5. «Пение в разговорной позиции» - техника Сэта Риггса. Это один из известнейших педагогов по вокалу в мире, благодаря своей успешной методике обучает огромное количество известнейших певцов от Майкла Джексона до Стиви Вандера. Работает на базе студии «Голливуд», имеет огромную сеть своих школ по всему миру.

Таблица 1. Вокально-технические особенности стилей

Название жанра Вокальная позиция Вокальный стиль. Вибрато. Фразировка Дикция
Европейская оперетта belcanto Акцент на лиричность и музыкальность фраз, поэтому во многих словах арий используется большое количество открытых гласных распевных звуков, что позволяет певцам демонстрировать богатый тембр, красоту звучания голоса. Отношение к дикции носит формальный характер: многие слова практически невозможно понять, так как они «смазывались» в угоду красивому звуку и чистоте вокального исполнения - видоизменялись согласные, сливались и дополнялись гласные.
Оперетта Гилберта и Салливана Legit + разговорный стиль Основная «вокальная» задача - отразить характер своего героя, ради чего допускались музыкальные вариации, переход от пения к речитативу и наоборот, видоизменение голоса, при необходимости – искусственное воспроизведение дефектов дикции, шумных физиологических актов (вздохи, кряхтение, всхлипывание, глотание, причмокивание и т.п.). Вокалистам – романтическим героям – предписывалось придерживаться классической манеры пения - legit,в то время как комические персонажи могли менять свой вокальный стиль, приближая его к разговорному. В зависимости от вида арии, подход к фразировке был разный. Если в быстрых песнях нужно было придерживаться изначально заложенной музыкальной фразировки, то в лирических балладах и романтических дуэтах фразы можно было растягивать или, наоборот, использовать рубато. Дикции отводилось большое значение, так как смысловое содержание составляло основное отличие этих американских оперетт от европейских. Увлечение идеальной правильностью произнесения текста привело авторов к созданию песен-скороговорок, требующих артикуляционных навыков, сравнимых с акробатическими трюками.
Музыкальная комедия Legit (Legit - в музыкальном театре - манера пения, которая характеризуется приближенным к академическому (оперному) звучанием. Партии, рассчитанные на этот вокальный стиль, в основном встречаются в классических мюзиклах - "Оклахома" ("Oklahoma!"), "Карусель" ("Carousel"), "Король и я" ("King and I"), "Вестсайдская история" (West Side Story), "Кандид" ("Candide"), "Моя прекрасная леди" ("My Fair Lady"), "Продавец музыки" ("Мusic Man"), реже - в современных - "Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera"), "Суини Тодд" ("Sweeney Todd"), "Рэгтайм" ("Ragtime"). Среди звезд манеры legit - Джули Эндрюс (Julie Andrews), Альфред Дрейк (Alfred Drake), Барбара Кук (Barbara Cook). На современной сцене эту манеру пения представляют Одра МакДоналд (Audra McDonald), Ребекка Льюкер (Rebecca Luker).)+ разговорный стиль. Зарождение техники Belting (которая в основном была присуща исполнительницам женских ролей). Характерен интерактив со зрителем, короткие мелодичные арии, несложные музыкальные композиции, танец и характерные черты актерской игры. Вокальные стили музыкальной комедии четко различались у лирических и характерных героев. Если исполнение романтических арий приближалось к оперетте, то от остальных участников требовалось выведение певческого звука вперед в головные резонаторы. Звук, таким образом, становится более кричащим, с металлическим оттенком. Вокальный стиль еще больше становится похож на разговорный, чем у исполнителей оперетт Гилберта и Салливана. Изменилось и вибрато: постоянное вибрато ушло, уступив место прямому звуку, переходящему в гипертрофированное («дурашливое») вибрато в тех местах, где этого требовала роль. Поскольку использование более ярких вокальных красок и выведение звука в головные резонаторы сильно меняет качество звука, вибрато воспринимается как более жесткое. Отношение к фразировке было достаточно демократичным: единственным требованием являлось сохранение гармонии между музыкой и текстом. К дикции предъявлялись такие высокие требования, как и в опереттах Гилберта и Салливана. Поскольку диапазон арий в музыкальных комедиях был достаточно ограничен, изменение гласных, что было необходимостью в классическом вокале, в этом стиле не практиковалось.
Музыкальная драма Золотого века Legit + техника пения в речевой позиции Драматические герои в этом жанре возвращаются к более широким вокальным диапазонам и преднамеренному использованию классической вокальной техники. В отличие от оперетты, здесь вокал и исполнительское искусство bel canto не ставится во главу угла: мощь голоса и вокально-технические навыки служат для того, чтобы показать силу эмоциональных переживаний героя, его ярких характерологических особенностей. Если оперетта предпочитала открытые гласные и красивое звучание, а музыкальная комедия – согласные и четкость произнесения слов, то мюзикл Золотого века требует и того и другого. Пение в речевой позиции превратилось в абсолютную необходимость. При исполнении лирических баллад и драматических песен вибрато отводилась важная роль; прямой звук использовался реже. Однако, характерные персонажи, комические герои придерживались вокальных принципов музыкальной комедии. От фразировки требовалась четкость, однако не полная «квадратность». Дикция является одной из самых отличительных черт: главным образом используется General American Dialeсt/Основной американский диалект. Намеренная простота в речи позволяет применить более классический подход к вокалу, что, тем не менее, не становится очевидным для публики. Комбинация классического вокала и элитного, точного произношения текстов арий, песен создают внешнюю схожесть с опереттой, однако основная задача здесь иная: максимально выразить характер героя, приблизив его к зрителю.
Поп-опера Legit + техника пения в речевой позиции Отчетливо проявились попытки перехода к другим вокальным стилям, основанным на технике пения в речевой позиции. При сохранении серьезной драматической сюжетной линии усиливалась тенденция повествования в пении, возрастало количество речитативов между ариями.   Дикция может иметь изъяны в угоду красивого звучания. И арии, исполняемы в технике legit, и пение в речевой позиции исполняются с четкой дикцией. Часто используются различные диалекты, которые несут смысловые нагрузки.
Рок-опера Современный мюзикл Роковая позиция, элементы belting’а Belting+ техника пения в речевой позиции Вокал становится «жестким», эмоционально и психологически накаленным, кричащим, визжащим. Продолжается смешение разных вокальных стилей, появляются и новые, специфические звуковые эффекты. В рок-операх используется большой диапазон. Закрытый или округлый звук оперетты, светлый, легкий belting музыкальной комедии никогда не используется в рок-мюзиклах. Женские партии опускаются в нижние регистры, что приближает их по звучанию к мужским партиям, которые, в свою очередь, наоборот завышаются. Вокальная позиция – роковая, основанная на устойчивом belting’e, резонаторном прямом звуке, специфических роковых голосовых приемах и невербальных звуках. Также широко используются приемы дробления и «срывания» музыкальных фраз. Вибрато не используется, за исключением тех случаев, когда исполняются ноты большой длительности (тогда к концу музыкальной фразы может быть применено вибрато). Не должно быть большой разницы между тем, как артист поет и говорит. Обычно арии рок-опер вербально не сложны, артикуляция не так важна, как эмоциональная наполненность. Если в оперетте и музыкальной комедии, мюзикле Золотого века музыкальный акцент приходился на первую и третью доли такта, то в роке происходит сдвиг на вторую и четвертую доли. Ритмичность фразировки определяется ритмсекцией аккомпанемента. Фразировка становится полностью свободной, позволяя задерживать музыкальную фразу, ритмически подчеркивать слова, создавать мелодические импровизации на базе заданной мелодии.     Арии всегда исполняются в речевой позиции на прямом звуке c использованием техники belting. Вибрато используется редко, главным образом, в конце фраз, как филировка. Арии часто прерываются монологами и диалогами. Естественен переход от речи к пению, которое несет повествовательную функцию. Поэтому дозволяется свободная фразировка, зачастую переход на речитатив, использование субтона и других вокально-звуковых приемов. У героев прослеживаются четкие лейтмотивы, выполненные с элементами различных музыкальных стилей: свинг, блюз, кантри, кабаре, рок-н-ролл, джаз. Отношение к дикции свободное, так как то, что исполнитель чувствует, важнее, чем то, что и как говорит.     Требование к дикции высокое, так как основная вокальная позиция - речевая.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты