КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Менталитет, нац. Хар-р, нац. самосоз.-как явл. народного мышления«Менталитет» - близко к понят. установки умствен. функции и мышления. По Лурье- менталитет выступ. в паре с «традицией». Традиция выражается в менталитете нар. или менталитет – нематериальная составляющая традиции. Структура М: «картина мира» и «кодекс поведения» (стержень в сознании чел-ка, при разных внешних условиях может выступать в разных обличиях, является единственным для всего этноса, его внутрикультурный интеграл). Нац.хар-р. -присущий кажд. нар. свой, отличный от друг психологич. склад. Воплощен в НХК, в самобытных мат-лах и духовн формах. Особенности НХ - в произв. нар. тв-ва (песни, сказки); в традиц-х формах их бытов-я (календ и семейных праздн). Научн школа исслед. нац. хар-ра зарод в сер.20в. Лурье - НХ вымысел (члены разных наций имеют общие психолог-е характ-ки), (60гг. Дайкер, Фрейд, Иннельс, Левенсон, отеч. - Бердяев, Ильин, Соловьев). Сознание – выраж-е психич. процессов, позволяющ. понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь (восприним. окружающ мир). Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познават., нравствен, религиозн., эстетич. деят-ти; своего интеллектуального потенциала, нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Нация– истор. сложивш. форма организации человеч. жизнедеят., с объект. (социокультурн. связи и госуд. объед.) и субъективн-и кач-ми (нац. самосоз). Нац. самосознание – сознание своего единства и места среди др. общностей подобного типа на основе представл. о самом себе и о представит. др. наций. Осозн. общности нации (интересов своей нации, ее места в системе межнац. отнош., ее прошлого, настоящего и будущего, ч-з приверженность к нац. ценностям – территория, язык, культура, истор.прошл-е). Вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение личности как к своей соц.-этнической общности, так и к другим общностям. Структура национального самосознания (компоненты): - когнитивный(знания о собств. нац-й к-ре, сходстве соб. к-ры с др. нац культурами – проявл. в самосозн-и (этнониме), язык); - эмоционально-оценочный (переживания относит. собствен. этнич. гр.); - поведенческий (взаимоотн с другими нациями межэтнич. коммуникаб-ть). Признаки осозн-я своей этнической принадлежн: чув-во единой Родины, родств. связи; знание родного языка; отношение к историч-м традициям, матер-й, духовн. культ. народа; знание антропологич. особенностей этноса, характерных для него имен. Нац.самосозн– формир. под влиян. объектив и субъект факторов, продукт соц развит личности и самовоспитания (не врожденно, формир-ся вместе с личностью чел-ка под влиянием наслед. биофонда от родителей, на его основе развиваются нац-е черты личности – влиян. родителей, среды, идеологии, соц.системы образования и воспит. в школе и др. учебно-воспит-х завед-х получают нац-е и общечеловеч. ценности. 8. Изучение НХК в контексте ХК: акад.школы и научные направления. Начало акад.шк. в ЗапЕвр., применяли их методы к рус, славянск. материалу. Мифологич. шк. В Зап.Евр. в нач.19в.. Братья В.и Я.Гримм - воссоздать нем. мифол-ю, изучали фолькл. и язык др. германцев. Связь корней нац. культуры с древн. народными веров-ми – язычеством. В сер.19в. А.Кун (реконстр. древн. «арийских» мифов), В.Шварц (мифы - осмысление небесных - солярных явлений), М.Мюллер (мифология - своеобразная «болезнь языка). Результаты: связь языка, мифологии и фольклора; миф - результат коллективн. тв-ва, ядро, из кот., развив-сь все жанры фольклора. Цель - реконструкция единой мифологии древних индоевропейцев. Русская мифол. шк. в 1840-50гг. (Ф.И.Буслаев - связь фольклора, языка и мифологии, - коллективн. принцип природы худож. тв-ва народа, мифологич. анализ к словесному мат-лу). Исслед-я мифов с изучением языка, фольклора, традиционной НК, древнерусской лит. Наука не располагала аутентичными записями древних славянских мифов; для их изучения воссоздавали на основании фольклора и др. косв. источников. Разновидности миф. шк.: Метеорологическая («грозовая») - происхождение мифов с атмосф.и явл-ми. (Афанасьев сравнивал славянск с мифами др. нар-в - сказки индоевроп-х народов созд-сь на основе воззрений арийского народа на природу, ее истоки разнесли разделив-ся племена по сторонам, - сход-во сюж-в и образов). Неосимволическая –50-60г.20в. в Зап.Евр.и Амер. Теория К.Юнга «Учение об архетипе» (человеч первообразы), хранящег. у кажд. чел-ка в обл. бессознат. Бессознат-е –подпочва психики, с мифологич. мотивами и образами (осадки, накоплен в теч. многотыс. опыта). Реконструк-я мифол-и и др. фольклора. Заимствования (миграцион-я) (50-70г.19в.). Сходство мн-х фольклорных пр-й у народов Зап и Вост - прямое или косв. заимств-ие, из 1 или неск-х очагов. Нем.востоковед – Бенфей (1859)- сход-во сказочных сюжетов в мировом фольк., (на прим. сборн «Панча Тантра» (5книжие). В.Г.Белинский – сказки: богатырск, сатирич. (Западн.–рыцарск. хар-р, Вост. – фантастич). А.Н. Пыпчи - связь русск. словесн. к-ры с Вост.иЗапад. Стасов – сюж. рус. былин, образы богатырей заимств. с Вост. А.Н.Веселовский –общие основы, или заимств-но. Историч. (к.19-н.20в.). Фольк. неотделим от истор., произ-я фольк. обусловл. породившим их временем. Некот. жанры отраж-т историч-е предст-я нар. Калайдович–1818 (Садко12в.– Каменная церк). Дашкевич–1883г. (Алеша Попович – Калинская битва 1223г.). В.Ф.Миллер (90е.19в.)-исследов-ль былин долж.ответить на 4 вопр.: Где?Когда?С какими событ?Какие поэтич источн? В.Ф.Миллер, Н.С.Тихонравов, Б.МиЮ.М.Соколовы, - нар.поэтич-е пр-я (былины и истор. песни) – отраж-е историч реалии. Локальное и историч. приурочение (с выявлением «параллелей» в письмх памятн. - сходство имен, географич. назв., бытов. деталей, историческ. событий). Систематизировала сюжетный состав и создала историческую географию народного эпоса.
|