КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фольклор как устное НХ и как совок. всех видов НТ.Фольклор – массовое тв-во, форма создания, распространения и бытования произведений. И передаваясь «из уст в уста», из поколения к поколению, произведения теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно углубляли то, что интересовало их. На традиционной основе рождалось новое - не просто копируя традицию, а дополняя ее. Фольклор (англ. – народн мудрость) – обозначение деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего в дописьменный период. Ввел У.Дж. Томсом в 1846г - совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. Сейчас трактуют: устное поэтическое творчество; совокупность словесных, музыкальных, игровых видов НТ. Общие черты: анонимность; коллективность творчества; традиционность; тесная связь с трудовой деятельностью, бытом; передача устно. Коллективн жизнь определяла появление у разных нар. однотипн жанров, сюжетов, ср-в худож. выразит-ти (гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения). Роль фольклора особ. сильна в период преоблад-я мифопоэтического сознания. С появл. письмен-ти многие виды фольк. развивались параллельно с худож. литер, взаимод-я с ней, оказывая на нее влияние и испытывая обратное возд-е. Народное тв-во – коллективн. творческая деят-ть народа, отраж-я его жизнь, верования, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архит, ИЗО и ДПИ. Историч-я основа всей МХК, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Духовное богат-во Др.Руси - устное нар. твор-во: песни (бытовые, обрядовые, исторические), пословицы и поговорки, сказки и былины. Многое не сохранилось (записывать в 18 в., когда многое уже было утеряно-Рус. Правосл. Церковь стремилась искоренить остатки язычества). В фолькл. тв-ве Руси - предания о природе, жизни и смерти, культов. обряды (с приурочен. песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями). Распространены песни (за работой, на праздниках, на тризнах и пирах, плачи –в похоронных обрядах). Заговоры, заклинания - средство воздействия на внешний мир. Обращения к силам природы, духам (способствовавшим выздоровлению, удачной охоте, урожаю). В сказках - борьба добра и зла, добро побеждает (стремление людей силой слова, заговора повлиять на стихийные враждебные силы). Мечта о хорошей, счастливой жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, дворцы, вырастающие за одну ночь). Пословицы, поговорки вплетены в письмен. источн. Летописцы использовали и народн загадки (в Новгор. летописи 1016г. - о разведчике, направленном Ярославом в лагерь противника на встречу со сторонником с вопросом: «что ты тому (Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а дружины много». Ответ: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». Ярослав понял, что в ночь нужно идти в бой). Особое место занимают былины, возникшие в период развития феодальных отношений (о борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате, об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике, об Илье Муромце, Микуле Селениновиче). Наиболее ранние былины о князе Вольге Святославовиче во многом переплетаются с языч мировоззрением (образ князя-кудесника, искусного охотника, хитреца и оборотня). В нихх нет идиллич-й картины прошлого, а мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которых можно добиться руками самого народа в лице его богатырей. В былине о борьбе Добрыне со змеем - борьба Руси с внешними врагами (змей - воплощение злой силы, победа над ним – победа над недругами). В Илье Муромце слились все лучшие черты русских богатырей: патриотизм, сила, любовь к родине, к людям, отсутствие корысти. Фолькл. тв-во, возникло до письменности, жадно вбирало в себя культурное наследие разных эпох. Годы наслаивались друг на друга новые темы, идеи, отражая прошлое и надежды на будущее, переплетаясь с умелой выдумкой. Нар тв-во в настоящее время существует в разных проявлениях: бытовое художественное творчество досугового хар-ра;, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям; декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор. Все это связано с народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой. Фольклор неотъемлемая часть живой культуры, имеет специфические черты: коллективн-ть тв-ва, бытование в народе; импровизационность в рамках заданной традиции; вариативность (неск-ко вариантов текстов, мелодий, сцен); синтетический характер (одноврем-е использ-е нескольких искусств: инструмент-го, вокальн, хореографич, театральн); синкретизм (сочетание творческой и социальной деят-ти; условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.п.); игровая сущность (ряжение на Коляду, Масленицу; нар празд всегда сопровожд-сь играми). Фольклор – не материальное явление культуры, народная мудрость и коллективная творческая деятельность народа с помощью устного народного творчества (словесных, музыкальных, игровых).
|