КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные виды мифов и история их изучения.По внутренним свойствам ученые выделяют мифы: 1. Этиологические (объяснительные). Причинность тех или иных природн, культурн и социальн событий, предметов, явлений. Происхожд. животных, природного мира, отдельных видов хозяйств. и иной деят-ти людей; ¾ культовые мифы объясняют происхожд. обрядов и культовых действ; 2. Космогонические. Происхожд. солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отд-х его частей. У мног. древн. нар. Тенденция к гармонии, порядку, когда хаос превращается в космос. Представл о строен Вселен-й (рождение из хаотич, бесформ стихии земли, неба; возникновен огня, воздуха воды). Становл-е мира: небо отдел-ся от земли, земная твердь - из океана, светила - место на небе, земля - ясные очертания и на ней появляются растения, животные, люди. Созд-е Вселен-й причудливо фантастично; ¾ антропогонические– происх. чел-ка– из животных, земли, глины, дерева; ¾ Астральные. О звездах и планет (рис-ся животными и людьми, перемещ с неба на землю, принимая облик чел-ка или животн; и обратно - из людей в животных и звезды). В некоторых мифол-х (БлижВост, Кит) созвездия отожд-сь с животными - картины движ небесн светил - влияют на судьбу всего мира и кажд чел-ка. Солярные и лунарные - Солнца (главн, царств, всевид божество) и Луны. В греч. - Гелиос разъезж на огнен колесн (Солнце ассоц-ся с колесом), запряженной 4ркой огнедыш-х коней. Солнце - мужское начало, Луна –женское. Восх - зах Солнца - суточн цикл и смена времен года (оживл и увяд прир, рожд-е живоносного света и наступл тягостного мрака). 3. Тотемические. Чудесное, сверхъест и фантастич родство м-ду людьми и тотемами (животн, раст). Животн, раст-я и люди - общими св-вами, т.е. люди имеют черты животных и растений, а животные и растения – черты людей. Распр-ны среди австрал. и африк. нар. Есть и в егип. и греч. (о нарциссе, прекрасном юноше, кот влюбился в свое отраже и умер от этой любви - боги превратили в цветок). Часты взаимные превращения людей и животных. 4. Календарные. Регулярная смена времен года породила мифологические представления о плодоносящей силе земли (умирании зимой и воскреш весной). В некот мифах герой, влияющ на судьбу растит-ти, урожая, уходит и снова возвращается, умирает и возрождается. Иногда вступает в битву с демоном или другим мифич сущ-вом, гибнет в схватке или исчезает, но его находят, воскрешают, и он одерживает победу над своим противником; 5. Героические. О судьбе героя, важных событ в его жизни - от чудесн рожд, с разн испытаниями, подвигами, кончая смертью. Фантастич-я судьба героя (рожден от бога и земной женщины; от бессмертной богини и смертного мужчины), уходит, изгоняется из семьи (гонения божества, собственные проступки, угроза для власти отца), странств-ет в других краях, приобрет. друзей или духов-помощников, переживает временную смерть, и воскресает. 6. Эсхатологические - о конце мира, его гибели. Хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезает из-за всемирн потопа и т.д. О всемир катастр, гибели великанов, смерти богов, живших до появл-я людей, катаклизмах, связ-х с обновлением мира. Рассказывают о возмездии всему человеческому роду со стороны богов (грехи людей столь велики). Наказывая за преступления, боги насылают на мир огонь, потоп, мор, холод и голод. История изучения мифов. Мифол-я – изуч содерж, сюжеты, образы, распростран, трансформ мифов. Миф в зачаточн. состоянии переплетает элементы религии, философии, искусства и науки (греч. миф толчок к зарождению театра с 4 в до н.э.; космогонический миф повлиял на творчество Гомера и Гесиода, на воззрения Пифагора, Гераклита, Демокрита. Методология изучения мифов: - Философская традиция (кон 18-нач 19 в.) – Шеллинг, братья Гримм, позже Ницше, Бергсон. В 20 в. Фрейд и Юнг; - Этнографическая – изучение архаического мифа и его функциониров-я в первобытной. культуре. Тайлор, Азеги, Малиновский; - Филологическое направление – Фрэйзер, Мюллер, Мэррей; - Материалистический подход – миф - фантастическое отражение реальности. Вольтер, Маркс, Энгельс, Дидро; - Структуралистический подход – Р. Барт - создатель структуры антропологии. В Рос. 1е работы появл-ся в 18 в. (М.Д. Чулков «Краткий мифологический лексикон»; М.В. Попов «Краткое описание славянского беснословия») - импульсы к выходу в свет новых работ, связанных со славянскими мифологическими образами, персонажами: - 1804г. «Древние религии славян» Гр. Глинка – изложение мифол. знаний и предст. автора, система описания славянских богов; - 1804 «Славянская и рос-я мифол-я» Кайсаров – словарь славянских мифов, попыт. создать сист. классифик-и славянских богов. Мифологич. школа– Афанасьев, Потебня, Буслаев, Миллер, Веселовский – сбор фольклора, народных сказок, легенд, обрядов, былин. Попытка установить взаимосвязь между языком, эпосом, мифом (Буслаев: Перун – Илья-пророк – Илья Муромец). 1870г. принцип историзма. Мифол.- как результат развития первобытной культуры, и как часть совокупной исторической памяти. Все это дало толчок к изучению мифа, появилось много ученых, заинтересовавшихся мифом (Гальковский, Лосев, Рыбаков и др.). Исследование мифа многое может рассказать о истории народа, помочь понять значение и смысл обрядов и традиций. Через миф, раскрываются духовные ценности и идеалы народа (ценностное отношение к природе, семье, предкам и др.).
|