КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.Девочки с 7 лет осваив прялку и гот. прид-е, мальчики – осваивали хоз-е нав. Свадьба – обряд, сопутств-й браку. Слово произ от имени римской богини Свады, глаг сводить. Свадебный обр сложный комплексов традиц. к-ры – совок: символич-го, магич-го, игрового хар-ра, материальн и духовн-й культуры, а так же соц-правовые отношения, верования, мораль и этика. Корни - в языч-ве. Брак соед-ся узами перед идолами бог – Светлояра, Даждьбога, Лала (молодые от божества Млады, богини молодости, юности). Молодые поклонялись Солнцу-свету (огню). В предсвадебный день невеста плакала перед разожженным очагом, ей вторили подруги, сваха грела руки у печи для благополучного сватовства. Сл. венчание - от «покрытия головы невесты венком». Церковь призн. только брак ею освещенный, но у крестьян брак не считался действ-ным без пира. Русская свадебная обрядность имела разные черты. Но имелись и общие: ¾ Сватовство или смотрины. Сваха ех. в дом жениха или нев и разговор издалека, хотя все стороны знали, о чем идет речь. После - переговоры. ¾ Сговор (рукобитье, договор, зарученье, пропой, пропивки) – 1е пированье в доме невесты - объявлялось реш сватовства, о сроках, кол-ве гостей, прид. Череда причитаний невесты (отсрочить или вовсе отменить свадьбу, боясь покинуть отчий дом и жить среди чужих людей). Причиты до венца. Звала к себе в гости подруг и тетушек попрощаться с ней. ¾ Девичник –дев-ки, в горнице, хороводы, песни, причитания до ночи. ¾ утро– баня «черная», и «белая» (распл косу и запл 2, пели, причитали). ¾ Свадьба. Нарядн поезд жениха и свита ехал к невесте, одетой в лучшее платье (от сглаза заклад иглы без ушек, в карман каменную крошку). Место жениха рядом с невестой заним млад брат или подросток, жених - выкуп (за столом недолго, молодые не едят). Перед выезд к венч молодых благословл. образами родители. На венчание молодые - в разных санях. ¾ Венчание. Свящ благосл 3 раза. Венцы, чтение молит, пьют красн вино (мед) с 1 чаши, на пол и топчут ногами - так будет повержен любой, кто будет сеять раздор в их доме. Весь обряд сопровожд особым песнопением. После венч сваха сооружала невесте бабью прическу. Ехали в дом жениха, осыпали зерном и хмелем, встреч с хлебом-солью, за стол – веселье. ¾ пир в доме родит молодой. Новобрачные с подарками. Теща - зятя блинами. Через некот время новобр возвр в дом жениха – продолжался пир. В свадебном действе воплощается 2 основных сюжета: ¾ Инициация – смена прежн статуса, в 3 фазы: обособл, выдел из общины, момент ритуал смерти и возрожд уже в новом для общины статусе; ¾ Территориальное перемещение – переезд невесты из отчего дома в дом жениха, обретение обеими семьями новой родни. Северорусская традиция (свадьба-похороны), драматична – смена статуса на новый через ритуальн смерть - свадебные плачи (как причитом по умерш): 2 части: до венца (драматична, оплакив невестой и подр- девичества, родн дома, семьи и близких), звучат плачи (одиночн или группов) от запоручивания до отъезда поезжан к венцу. Причитали практ все девушки и женщины в разных ансамблев вариантах (нев и дев; нев и ее мать или сестр: сольная причеть невесты; групповая причеть девушек). Невеста выходит на улицу для прощания, голосит, оплак-я свою девичью красу и русую косу, приходящ родне, лицо ее завешено платком (взгляд считался опасным), ноги обуты (след опасен). Язык общения ее с окружающими в это время – язык жестов и плач-причитание. В этот период она не работает, ест отдельно от семьи, не гуляет, ограничена в передвиж. После венч - песни величальные (родственнику, отцу, матери и др.). В музыкальной части обряда – противопосте отчужд невесты, девушкам: ¾ тембровое –ту же песню, что и девуш, на октаву выше партии девушек; ¾ их партии могут не совпадать по времени и высоте – эффект канона; ¾ оппозиционность–жанров противопост, причит на фоне обрядов песни. Особен-ть плачей: выразительная жестикуляция, хлестанье (бросание на полусогнутые руки и колени, голова прижимается к рукам), причитает («Ты родимый мой, ох и батюшка ты мой батюшка/Не подходи-ка ты, ой да к Дубову столу»; «Ой, да вы не пойте-ка рано, да ой да петушки»). Приемы выразит-ти: сравнения (параллелизм чувств невесты и сост природы); метафоры. Нисходящие интонац в узком диапазоне. Поэтическ текст - 2ударным стихом, со вставными междометиями и предлогами, словообрывов. 2-я часть: после венца исполнение величальных песен (Соколы перелетные/Вы куда вечор летали?). Южнорусская свадьба (свадьба-веселье): приготовл и раздел каравая; посад и выкуп невесты; прощание невесты с родительским домом; свадебный пир. Пригот рит-го хлеба (пропой) – 2 дня после сватовства, было равное кол-во гостей с 2х сторон. Невесту в кут (угол за занавеску), девушки пели свад песни плясов склада (Через садик,/Через вишенье/Перепелка летела./Ох(ы) лё-ли,/а ли ой лё-ли,/перепёл(ы)ка лете(е)ла/ ох(ы) лё-ли,/а ли ой лё-ли,/перепёл(ы)ка лете(е)ла.). Невесте - стакан с водкой – пропойный обряд (назвать каждого родственника полным именем; в конце - выпить с отцом и матерью жениха) – 1е общие для 2х родов застолье. Внимание к караваю, до погружения его в печь невеста еще в старом-девичьем качестве, а по извлеч из печи – она перепекается в молодухи. Каравай гордость свадьбы. При его приготовлении пели каравайные песни: при замесе теста; момент погружения в печь; хлеб в печи; вынимали. В песнях политекстовость напевов, силлабический стих, для ритмики характерно дробление основного ритмического рисунка при помощи огласовки всех звонких согласных (пе-ре-пе-л(ы)-ка). Развитые формы многоголосия (2, 3).
|