КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.Стр 1 из 28Следующая ⇒ Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Структура мировоззрения: мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории. Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею. Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых. Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях. Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виде восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее. Мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения. Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское. ОБЫДЕННОЕ. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религий или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость. Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след. МИФОЛОГИЯ. Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях. Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах. Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ. Художественное (поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая является одной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтического мировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками между ними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучи усвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества. Близость художественного освоения мира научному более всего обнаружилась после того, как была признана роль антропологического фактора, который предусматривает, что познавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получения чувственного образа как «слепка вещи», но предстает сегодня как процесс творчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта. При этом учитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурного опыта. И если влияние всех этих факторов признавалось ранее лишь в трактовке художественного мировоззрения, то только в ХХ веке они получили свое расширительное толкование, и стали учитываться в анализе любой человеческой деятельности. РЕЛИГИЯ. Исторически первым типом мировоззрения было мифологическое мировоззрение, которое представляло собой, кроме всего и особый вид знания, синкретический вид, при котором представления и мироустройстве разрозненны и не систематизированы. Именно в мифе, кроме представлений человека о природных явлениях, о себе самом, содержались и первые религиозные представления. Поэтому, в некоторых источниках мифологическое и религиозное мировоззрение рассматривается как одно – религиозно-мифологическое. Однако, специфика религиозного мировоззрения такова, что целесообразным является разделять эти понятия, потому что мифологическое и религиозная формы мировоззрения имеют существенные различия. С одной стороны, представленные в мифах образы жизни тесно были связаны с обрядностью и, безусловно, служили предметом веры и религиозного культа. В этом религия и миф весьма подобны. Но с другой стороны, таковое их подобие проявлялось лишь на самых ранних этапах сосуществования, затем религиозное мировоззрение оформляется в самостоятельный тип сознания и мировоззрения, со своими специфическими чертами и свойствами. Основные черты религиозного мировоззрения, отличающие его от мифологического, сводятся к тому, что: религиозное мировоззрение предусматривает рассмотрение мироздания в его разделенном состоянии на мир естественный и сверхъестественный; религия, как форма мировоззрения, в качестве основной мировоззренческой конструкции предполагает отношение веры, а не знания; религиозное мировоззрение предполагает возможность установления контакта между двумя мирами, естественным и сверхъестественным при помощи специфической культовой системы и обрядности. Миф только тогда становится религией, когда он прочно входит в культовую систему, а, следовательно, все мифологические идеи, постепенно включаясь в культ, превращаются в вероучение (догматику). На этом уровне уже и происходит становление религиозных норм, которые, в свою очередь, начинают выступать в качестве регуляторов и регламентаторов общественной жизни и даже сознания. Религиозное мировоззрение приобретает значимые социальные функции, основная из которых – оказать помощь индивиду в преодолении им жизненных неурядиц и возвыситься до чего-либо высокого, вечного. В основе религиозного мировоззрения лежит вера – особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения. С точки зрения формальной логики, все божественное парадоксально. А с точки рассмотрения самой религии, Бог, как субстанция, требует иного подхода от человека к освоению и принятию себя – с помощью веры. В этом противоречии, собственно, заключается один из самых важных парадоксов религиозного мировоззрения. Суть его в том, что понимание Бога стало примером феноменальной идеализации, которую потом только стали применять в науке как методологический принцип. НАУКА. Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием. Что такое научное мировоззрение? Ответ приходит сам собою – это правильное мировоззрение. Что поделать, так сложилось думать, и так думают. Может ли существовать какое-то другое, ненаучное мировоззрение? С точки зрения традиции, ответ однозначный – нигде и ни при каких обстоятельствах. Наука является абсолютной истиной, а ученые – работники науки – вещают нам абсолютную истину. Все это до боли знакомо – если присмотреться – это обычная религия, со своими служителями и ритуалами. Почему наука удерживает такие значимые позиции? Потому что знание – сила. Но в то же время, используемый в науке научный метод – её основа – целиком и полностью основывается на методе проб и ошибок и рационалистическом толковании результатов применения этого метода. Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость. ( иначе обстоит дело в религии). Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Это знание о внешних сторонах объекта Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах = явлениях окружающей действительности. ФИЛОСОФСКОЕ. Философское мировоззрение. Слово "философия" происходит от греч, phileo - люблю и sophia - мудрость. Буквально оно означает “любовь к мудрости”. Согласно историческим свидетельствам, слово “философ” впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Философская мысль отличалась от мифологического и религиозного мировоззрения тем, что она представляла совершенно иной тип миропонимания, фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов, образов характерны для философии. Мудрость при этом не носит характера обыденного разумения, а противостоит ему, ибо основана на научном познании мира. То есть развитие философии означает не только отмежевание от мифологии, но и выход из тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляет собой совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Мудрость, истина становились высшими ценностями. Из древнегреческой философии пришло к нам изречение, широко известное, и по сей день: “Платон мне друг, но истина дороже”. Рождение философии стало составным элементом великого, культурного переворота в Древней Греции VII-V вв. до н. э., в контексте которого возникла наука, в том числе и греческая математика VI-IV вв. до н. э. Слово “философия” стало синонимом теоретической мысли вообще. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность.
|